Найти тему
Христианская Газета

Постись, но правильно

Пост. У многих людей это слово ассоциируется с отказом от мяса и продуктов животного происхождения, переход на рыбу и вегетарианскую кухню. И мало кто вкладывает в это духовный смысл, следуя, скорее, традициям, чем убеждениям. На самом же деле пост прежде всего имеет духовные цели и потом уже определенную диету или полный отказ от пищи как средства достижения этих целей.

О разных видах поста, описанных в Библии, и их результатах – нижеприведенная статья.

Пост является средством, которым верующий приводит в подчинение свое тело. Наше тело является и замечательной слугой, и в то же время страшным деспотом, который проявляется в упорном своеволии и постоянном удовлетворении желания плоти. Когда человек открывает сердце для Иисуса Христа как личного Спасителя, в нем рождается дух, но плоть не хочет сдавать свои позиции. Между ними идет борьба. «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5:17).

Постом преодолеваются барьеры, которые ставятся духу плотской природой человека. Именно поэтому печальные мысли начинают одолевать, когда услышишь слово «пост»: «Я должен отказаться от того, к чему так привык и от чего отказываться так не хочется”. Это говорит наша плоть.

Даже псалмопевец Давид говорил о посте как о чем-то изнуряющем: «Изнурял постом душу мою» (Пс. 34:13). Но он знал о силе поста, поэтому практиковал его. Правильно применяемый пост приводит и душу, и тело в подчинение духу. Кроме того, при помощи поста можно достичь больших результатов.

В Библии есть описание нескольких видов поста. Иногда пост даже влиял на ход истории, в других случаях был средством разрешения сложных ситуаций.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОСТ

Сверхъестественные 40-дневные посты Моисея.

Первый пост совершался, когда Моисей взошел на гору и Господь открывал ему видение, как построить скинию (Исход 24:18).

Во второй 40-дневный пост Бог дал Моисею откровения десяти заповедей, которые он записал на скрижалях (Исход 24:28). Эти посты были сверхъестественными, потому что Моисей в течение сорока дней не ел и не пил и Бог сверхъестественно поддерживал его: «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие».

Сорокадневный пост Иисуса Христа

«Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал»
(Лк. 4:1-2).

Иисус совсем не ел в течение этих сорока дней, но здесь не сказано, что Он не пил. Можно заключить, что Иисус воздерживался от пищи, но не от воды.

Он был в посте для того, чтобы получить силу Духа Святого на Свое служение. В конце поста «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14).

Когда Иисус пошел в пустыню, Он уже был исполнен Духа Святого, которого получил во время крещения. Но когда Он вышел после поста, возвратился в силе Духа Святого. Пост был последней подготовительной фазой, через которую Он должен был пройти, прежде чем приступить к Своему служению.

Пост Даниила

Об этом написано в книге Даниила 10:2-3: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седьмицы дней (7*3 = 21 день). Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в мои уста, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седьмиц дней. А в двадцать четвертый день я был на берегу реки Тигра и поднял глаза мои и увидел…»

Даниил был стар, ему уже было 86 лет, но у него было достаточно сил для совершения особой усиленной молитвы. На протяжении трех недель он скорбел и пребывал в унынии. Он отказался от какой бы то ни было вкусной еды и лакомств, не ел мясо, отверг вино, перестал пользоваться мастями, которые широко использовались на Востоке для освежения тела. Даниил глубоко смирял и уничижал себя. И в этот момент Бог, проявляя любовь и милосердие, ниспослал ему видение.

Книга Даниила написана в VI столетии до Рождества Христова, но в ней написано, что Христос явился Даниилу и открыл то, что таит будущее. Даниилу предстояло проникнуть взглядом далеко вперед и увидеть, что выпадет на долю народа Божьего в ближайшее время, и что будет в конце мира.

Даниил получил уверенность в том, что нынешнее положение изменится. Он понял, что в будущем праведников ожидает благополучный конец, ибо миром правит Бог.

Итак, выше описаны индивидуальные посты и их результаты: Моисей в первом сорокадневном посте получил откровение, как строить скинию. Во втором посте Моисею даны заповеди на скрижалях.

Иисус Христос после сорокадневного поста получил силу и помазание совершать земное служение.

Даниил в посте двадцатиоднодневном получил видение о последнем времени.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОСТ

Пост Есфири

В книге Есфирь описан величайший кризис, перед лицом которого стоял еврейский народ. Персидский царь издал указ о том, что в определенный день они все должны были подвергнуться уничтожению.

Есфирь, будучи иудейкой, приняла вызов. Вместе со своим дядей Мардохеем они условились, что он соберет всех евреев в городе Сузы и они будут пребывать в посте и в молитве без еды и питья три дня и три ночи. Результат коллективного поста выразился в том, что вся политика Персидского царства совершенно изменилась в пользу евреев. Враги евреев по всей Персидской империи потерпели полное поражение. Мардохей и Есфирь стали двумя самыми влиятельными лицами в политике персидского царя. Все это произошло благодаря только одному – коллективному посту и молитве Божьего народа.

Ниневия уцелела

Еще один пример того, как Бог ответил на коллективный пост людей, живущих Ниневии.

Город Ниневия – столица Ассирии. Люди, живущие в этом городе, были исполнены жестокости, насилия. Город изобиловал идолами и был приготовлен для Божьего суда. Бог призвал Иону пойти и рассказать Ниневии о надвигающемся разрушении. Сначала Иона отказался идти туда, потому что ассирийское царство было врагом его собственного народа. Однако претерпев суровое наказание от Бога, Иона пошел в Ниневию. Слово проповеди было крайне просто: «Еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена». Ответ ниневитян был немедленным. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: “Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем” (Ион.3:5-9).

В Ветхом Завете не описано другого столь глубокого и всеобщего покаяния со стороны целого общества. Вся нормальная деятельность в городе прекратилась. Три дня плакали дети. Три дня мычал и кричал некормленный скот. Вой, плач был во всем городе. Это было глубокое сокрушение и смирение перед Богом. И ответ от Бога был таков: « И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:10).

История отмечает, что Ниневия, будучи помилована, продолжала существовать как стабильный и процветающий город в течение 150 лет и была окончательно разрушена в 612 году до н.э., как предсказали пророки Наум и Софония.

ВЕЛИКАЯ ГЛАВА ПРОРОКА ИСАЙИ О ПОСТЕ

В 58-й главе книги пророка Исайи говорится о двух постах. В стихах 3-5 описывается пост, неугодный Богу, а с 6-12 – пост, угодный Богу.

Неугодный пост был частью религиозного ритуала. Так постились фарисеи во дни Иисуса. Там не было настоящего покаяния или смирения. Они продолжали заниматься обычными мирскими делами и не думали отказываться от злых наклонностей личности: от высокомерия, от притеснения других.

Мотивы поста, угодного Богу

«Разреши оковы неправды». Что это значит? Освободиться от всякой лжи. Все мы пришли из мира, где дьявол – отец лжи. Этой ложью мы пропитаны. Лукавство, ложь, лицемерие, преувеличение – все эти разновидности лжи есть в нас. Во время поста проси Господа, чтобы Он помог тебе освободиться от всякой лжи. Сам же приложи усердие к тому, чтобы говорить правду всегда и всем.

«Удали из среды твоей ярмо». Что может быть для тебя ярмом, которое надо расторгнуть? Это может быть телевизор, от которого ты не можешь оторваться даже для того, чтобы пообщаться с близкими, не говоря уже о молитве. Некоторые с раннего утра, проходя мимо телевизора, не могут не включить его и не могут заснуть без него.

Твоим ярмом могут быть твои долги, невыполненные обещания или обеты, которые ты давал Богу в своих молитвах. Молись, чтобы Господь показал тебе то ярмо, которое ты должен развязать, расторгнуть и удалить из своей среды.

«Когда ты перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». Понятия «поднятое ярмо», «поднятый перст», «оскорбительная речь» можно назвать словами: законничество, осуждение, лицемерие. Если ты имеешь эту пагубную привычку осуждать, лицемерить, то в посте и молитве говори об этом Богу и с Его помощью освободись от этого. Приложи усердие не осуждать, не критиковать. Позволь Богу поработать с тем человеком, на кого ты имеешь обиду и постоянно осуждаешь или критикуешь.

«Раздели с голодным хлеб твой»

«Когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». «И отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца». Твой пост должен быть совмещен с искренним милосердием к тем, кто нуждается в поддержке и помощи. Это может быть не только физическая пища, но и духовная, которой ты можешь поделиться с нуждающимся. Не укрываться от единокровного – значит привести в порядок взаимоотношения с тем родственным человеком, которого ты не хочешь видеть, с кем не хочешь общаться. В посте говори об этом Господу и проси любви к этому человеку, чтобы твои взаимоотношения были восстановлены.

Благословения тем, кто несет пост, угодный Богу.

Исайя 58: 8-12: «Взойдет исцеление твое, как заря», т. е. можно молиться о здоровье.

«Тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень». Господь обещает Свое водительство и успех в делах.

«Ты воззовешь и Господь услышит». Господь готов ответить на каждое твое прошение и удовлетворить всякую нужду, угодную Ему.

«И застроятся потомками». Господь говорит о восстановлении твоей семьи или рода твоего.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что пост подразумевает отказ от пищи – полный или частичный, иногда отказ от чего-то излюбленного, усиленную молитву и работу над собой. В посте заложены величайшие благословения. Важно только, чтобы пост был угоден Богу.

Подготовила А. И. Попова
Использованные материалы:
Дерек Принс «Влияние на историю
через пост и молитву»;
Стюарт Олиотт «Устоять в одиночку»
(по книге Даниила).