Приветствую, друзья! Многих в последнее время интересует китайский вариатор для Лады Весты. Информации об этом агрегате крайне мало, и она зачастую противоречива. Давайте разберемся, что представляет собой этот вариатор, каков его ресурс и стоит ли его брать.
На Ладу Весту устанавливается вариатор CVT 18, также известный как QR018CHA. Многие утверждают, что он идентичен вариаторам, используемым в автомобилях Chery. Действительно, эти агрегаты очень схожи, но для Весты используется слегка модернизированная версия. Производителем данных вариаторов является компания WanLiYoung (WLY), образовавшаяся в 1996 г. До этого компания производила различные коробки передач, в основном по лицензии. Нынешний ряд вариаторов, включая CVT-18, появился уже в 2018 г.
Бытует мнение, что вариаторы WLY - это копия продукции Jatco. Якобы CVT-18 представляет собой клон вариатора Jatco JF015E. Собственно сама компания этого не отрицает и при сравнении этих двух агрегатов можно заметить лишь минимальные отличия. Модель CVT-18 рассчитана на крутящий момент до 180 Нм. Для нового двигателя Весты с объёмом 1,8 и мощностью 122 л.с., развивающего 170 Нм, даже предусмотрен запас в 10 Нм.
Как и вариатор Jatco, китайский аналог использует около 7,2-7,5 литров масла в коробке, для более эффективной работы агрегата. Многие критикуют китайские вариаторы, называя их ненадежными. Однако стоит вспомнить историю вариаторов Jatco JF015E, устанавливавшихся на множество моделей Renault, Nissan, Suzuki и других марок. Эти агрегаты тоже не отличались долговечностью, иногда выходя из строя уже после 30 000 км пробега.
Поскольку китайские производители копировали именно вариатор Jatco, все его "болячки" перекочевали и в новую модель.
Что же из себя представляет CVT-18. В частности, как и у Jatco, здесь установлен гидротрансформатор с блокировкой, оснащенный пакетом фрикционных дисков, что несомненно является плюсом. Также присутствует планетарная передача и до скорости 40 км/ч очень похож на автоматическую трансмиссию. Это однозначно плюс, так как основной износ происходит на малых скоростях и при трогании с места.
Система охлаждения вариатора идентична используемой в моделях Jatco. Теплообменник расположен на корпусе: с одной стороны в него поступает масло, с другой - циркулирует охлаждающая жидкость двигателя. Эффективность такой конструкции требует дополнительного изучения, но известно, что для городского цикла ее достаточно.
Однако при длительном движении на высоких скоростях (130-140 км/ч в течение 30-60 минут) вариатор может перегреваться, превышая допустимую температуру в 110-120 градусов. В таких случаях рекомендуется снизить скорость до 100-110 км/ч или остановиться на 3-5 минут, включив нейтральную передачу. Это позволит маслу остыть и вернуться в нормальный рабочий диапазон температур.
Что касается общей конструкции CVT-18, она во многом повторяет классическую схему с двумя конусами и ремнем между ними.
В сети можно найти множество негативных отзывов о CVT-18 и в большинстве случаев это три основные претензии.
Первая и наиболее обсуждаемая - это подшипники на валах. Водители утверждают, что в китайских вариаторах они некачественные и разлетаются уже к 30 тыс/км пробега. Опять повторюсь, такая же "болячка" присутствовала и у вариаторов Jatco JF015E несколько лет назад.
На самом деле, в CVT-18 применяются практически такие же японские шариковые подшипники, как и в вариаторах Jatco. Причины их преждевременного износа могут быть различны: от перегрева до несвоевременной замены масла или чрезмерных нагрузок.
Ранее некоторые владельцы вариаторов Jatco решали эту проблему, заменяя шариковые подшипники на роликовые. Последние действительно более надежны, но их установка приводит к снижению КПД вариатора. Это, в свою очередь, негативно сказывается на динамике разгона и топливной экономичности автомобиля. Поэтому на заводе до сих пор ставят шариковые подшипники.
Если вы заметили металлический хруст или скрежет при движении вперед, но не слышите его при включении нейтральной или задней передачи, это может свидетельствовать о разрушении подшипников. В таком случае настоятельно рекомендуется немедленно обратиться к дилеру для диагностики и ремонта.
Вторая распространенная проблема - износ тефлоновых втулок на валах. Эта проблема характерна как для китайских, так и для японских аналогов. Основные причины - перегрев вариатора и несвоевременная замена масла. При несвоевременном обслуживании абразивные частицы в масле ускоряют износ тефлоновых элементов.
Третья проблема, свойственная как вариаторам Jatco, так и CVT-18, связана с редукционным клапаном насоса. Однако важно отметить, что на Ладу Веста устанавливается более усовершенствованная версия CVT-18. Ключевое отличие вариатора Весты от аналогов Jatco и стандартных CVT-18 заключается в конструкции клапана насоса. В оригинальных версиях использовался подвижный клапан, который мог зависать из-за продуктов износа. Это приводило к нарушению давления в вариаторе, что вызывало повышенный износ конусов и ремня.
В версии для Весты инженеры решили эту проблему, сделав клапан неподвижным и встроив его непосредственно в корпус. Такое решение исключает возможность зависания клапана, что значительно повышает надежность и долговечность вариатора.
Однако важно помнить, что вариатор остается более деликатной трансмиссией по сравнению с традиционными автоматическими коробками. Ведь многие попросту не знают, что с вариатором лучше ничего не буксировать (не прицепы, автодома и т.д.), не допускать перегрева, избегать буксования и покатушек по конкретному бездорожью.
Сравнивая CVT-18 с Jatco JF015E, можно отметить преимущества новой модели, особенно благодаря улучшенной конструкции редукционного клапана. Существуют и более совершенные модели вариаторов, такие как CVT-25, но это тема для отдельного обсуждения.
АвтоВАЗ, понимая важность своевременного обслуживания, рекомендует замену масла в вариаторе каждые 40 000 км, что является дополнительной мерой предосторожности. Учитывая все усовершенствования, можно предположить, что ресурс нового вариатора составит минимум 150 000 км, а в идеале и 250 000 км.
Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях