В этой статье мы рассмотрим, каких ошибок стоит избежать и как грамотно построить научную работу.
1) Исследовательская проблема
Самое главное отличие исследования от реферата/суммы теологии — это наличие исследовательской проблемы.
Проблема - это вопрос, который до вас не раскрыли, либо недостаточно полно раскрыли.
Рассмотрим на примере:
Тема: “Образ врага, как инструмент репрезентации власти в Саге о Сверрире”.
Проблема: “Роль образа врага в формировании образа власти Сверрира”/ “Роль образа врага в идеологии Саги о Сверрире”.
Видите, как тема согласуется с проблемой?
Nota bene: в исследовательской работе должна быть исследовательская проблема.
2) Как сформулировать проблему в вашей исследовательской работе?
— подумайте, что вас интересует.
— обратитесь к историографии.
— найдите неисследованный вопрос.
— сформулируйте проблему вместе с научным руководителем.
3) Актуальность работы
Актуальность ВСЕГДА должна быть научной (для историков так точно).
Она может заключаться в:
— новых методах работы - вам (нам) это вряд ли доступно.
— новых источниках - вполне возможно, особенно если вы учитесь на профиле «Отечественная история».
— новой проблеме - скорее всего так у вас и будет.
Nota bene: новая проблема формируется при помощи изучения историографии.
4) Цель и задачи вашей работы
Цель: ответ на исследовательский вопрос (поставленную проблему).
При чётко сформулированной цели всем будет понятно, какая у вас проблема.
Задачи: ваши шаги к решению проблемы.
Однако прочитать историографию, изучить литературу — задачами не являются.
5) Работа с источниками
Источник — это база исследовательской работы.
Исторический источник - это «калейдоскоп», через который информация о прошлом, проходя и преломляясь, доходит до нас.
Первым вопросом будет информационный потенциал источника: даёт ли источник адекватный объём информации для вашего исследования?
Чтобы понимать, как работать с источниками, нужно обратиться к историографии - принцип “делай как я”, то есть смотреть, как другие работали с подобными источниками.
6) Литература (историография)
История — наука, которая претерпела множество поворотов (антропологический, лингвистический, культурный). Соответственно, у каждого учёного имелись свои подходы и методы к исследованию, так как они жили на разных этапах развития науки.
Поэтому нужно понимать, что позиции историков, которых вы описываете в обзоре литературы, будут отличаться друг от друга.
Рассмотрим на примере:
В.О. Ключевский, говоря о взаимодействии славян и викингов, писал то и то, однако Ф.Б. Успенский пишет так и так.
Но! Ключевский умер в 1911 году, а Успенский родился в 1970 году.
Василий Осипович работал на этапе преодоления позитивистской парадигмы в исторической науке, а работы Фёдора Борисовича выдержаны в духе лингвистического поворота.
Разные этапы развития науки → разные подходы → разные методы → несопоставимые выводы.
7) Как искать литературу (историографию)?
Нужно понимать, что историография это такие же научные работы.
Научная исследовательская работа — продукт научного сообщества, и значит исследователь должен быть его частью.
Работы исследователей критикуют, сами исследователи участвуют в научных дискуссиях — примерно так формируется научное знание.
Как проверить работы исследователей?
— автор: кто это, с какой кафедрой он связан, какие научные статьи публиковал.
— издательства: «Наука», «ВШЭ», «МГУ», «Кембридж», «Новое литературное обозрение» и так далее.
Но! Само издание может быть не академическим, то есть в нём может и не быть научного аппарата.
В издательстве Новое литературное обозрение есть серия «Historia Rossica», в которой у книг есть ссылки на источники и литературу, и серия “Что такое Россия?”, в которой есть настоящие научные работы, однако из них убран весь научный аппарат, потому что это научно-популярная серия.
— маркировка: ВАК, РИНЦ (КиберЛенинка, E-library).
8) Работа с научным руководителем
Преподаватель не должен:
— выдавать вам готовую тему: вы должны прийти к нему уже со своими наработками, прочтёнными книгами, готовой сферой интересов.
— выдавать вам готовую литературу: вы должны сами искать литературу, как правило, у преподавателя нет возможности дать такой объём литературы, чтобы он удовлетворял ваш исследовательский интерес.
— обозначить шаги в вашем исследовании: гуманитарное исследование — это творческий процесс, преподаватель вас лишь направляет.
— переписывать за вами вашу же работу.
Самое главное - ваша работа не должна быть компиляцией текстов различных авторов. Вы занимаетесь проработкой, анализом и интерпретацией текста.
Надеемся, что эти советы помогут вам улучшить качество вашей научной работы.