Найти в Дзене

Студенческая научная работа. Взгляд старшекурсника

В этой статье мы рассмотрим, каких ошибок стоит избежать и как грамотно построить научную работу.

1) Исследовательская проблема

Самое главное отличие исследования от реферата/суммы теологии — это наличие исследовательской проблемы.

Проблема - это вопрос, который до вас не раскрыли, либо недостаточно полно раскрыли.

Рассмотрим на примере:

Тема: “Образ врага, как инструмент репрезентации власти в Саге о Сверрире”.
Проблема: “Роль образа врага в формировании образа власти Сверрира”/ “Роль образа врага в идеологии Саги о Сверрире”.
Видите, как тема согласуется с проблемой?

Nota bene: в исследовательской работе должна быть исследовательская проблема.

2) Как сформулировать проблему в вашей исследовательской работе?

— подумайте, что вас интересует.

— обратитесь к историографии.

— найдите неисследованный вопрос.

— сформулируйте проблему вместе с научным руководителем.

3) Актуальность работы

Актуальность ВСЕГДА должна быть научной (для историков так точно).

Она может заключаться в:

новых методах работы - вам (нам) это вряд ли доступно.

новых источниках - вполне возможно, особенно если вы учитесь на профиле «Отечественная история».

новой проблеме - скорее всего так у вас и будет.

Nota bene: новая проблема формируется при помощи изучения историографии.

4) Цель и задачи вашей работы

Цель: ответ на исследовательский вопрос (поставленную проблему).

При чётко сформулированной цели всем будет понятно, какая у вас проблема.

Задачи: ваши шаги к решению проблемы.

Однако прочитать историографию, изучить литературу — задачами не являются.

5) Работа с источниками

Источник — это база исследовательской работы.

Исторический источник - это «калейдоскоп», через который информация о прошлом, проходя и преломляясь, доходит до нас.

Первым вопросом будет информационный потенциал источника: даёт ли источник адекватный объём информации для вашего исследования?

Чтобы понимать, как работать с источниками, нужно обратиться к историографии - принцип “делай как я”, то есть смотреть, как другие работали с подобными источниками.

6) Литература (историография)

История — наука, которая претерпела множество поворотов (антропологический, лингвистический, культурный). Соответственно, у каждого учёного имелись свои подходы и методы к исследованию, так как они жили на разных этапах развития науки.

Поэтому нужно понимать, что позиции историков, которых вы описываете в обзоре литературы, будут отличаться друг от друга.

Рассмотрим на примере:

В.О. Ключевский, говоря о взаимодействии славян и викингов, писал то и то, однако Ф.Б. Успенский пишет так и так.
Но! Ключевский умер в 1911 году, а Успенский родился в 1970 году.
Василий Осипович работал на этапе преодоления позитивистской парадигмы в исторической науке, а работы Фёдора Борисовича выдержаны в духе лингвистического поворота.
Разные этапы развития науки → разные подходы → разные методы → несопоставимые выводы.

7) Как искать литературу (историографию)?

Нужно понимать, что историография это такие же научные работы.

Научная исследовательская работа — продукт научного сообщества, и значит исследователь должен быть его частью.

Работы исследователей критикуют, сами исследователи участвуют в научных дискуссиях — примерно так формируется научное знание.

Как проверить работы исследователей?

автор: кто это, с какой кафедрой он связан, какие научные статьи публиковал.

издательства: «Наука», «ВШЭ», «МГУ», «Кембридж», «Новое литературное обозрение» и так далее.

Но! Само издание может быть не академическим, то есть в нём может и не быть научного аппарата.

В издательстве Новое литературное обозрение есть серия «Historia Rossica», в которой у книг есть ссылки на источники и литературу, и серия “Что такое Россия?”, в которой есть настоящие научные работы, однако из них убран весь научный аппарат, потому что это научно-популярная серия.

маркировка: ВАК, РИНЦ (КиберЛенинка, E-library).

8) Работа с научным руководителем

Преподаватель не должен:

выдавать вам готовую тему: вы должны прийти к нему уже со своими наработками, прочтёнными книгами, готовой сферой интересов.

выдавать вам готовую литературу: вы должны сами искать литературу, как правило, у преподавателя нет возможности дать такой объём литературы, чтобы он удовлетворял ваш исследовательский интерес.

обозначить шаги в вашем исследовании: гуманитарное исследование — это творческий процесс, преподаватель вас лишь направляет.

переписывать за вами вашу же работу.

Самое главное - ваша работа не должна быть компиляцией текстов различных авторов. Вы занимаетесь проработкой, анализом и интерпретацией текста.

Надеемся, что эти советы помогут вам улучшить качество вашей научной работы.