В мире дизайна разнообразие клиентов требует особого подхода к каждому из них. Понимание их потребностей, ожиданий и бюджета помогает не только создавать успешные проекты, но и выстраивать долгосрочные отношения. В этой статье мы рассмотрим основные типы клиентов, которые чаще всего встречаются в сфере дизайна: от эконом-сегмента до премиум-класса. Каждый из них имеет свои особенности, предпочтения и, конечно же, боли. Давайте разберемся, как эффективно взаимодействовать с разными типами клиентов, чтобы достичь лучших результатов и избежать распространенных ловушек.
Существует 3 основных типа клиентов:
- Эконом
- Средний
- Премиум
Клиенты из эконом сегмента
Обычно ищут исполнителей в группах по фрилансу и на фриланс-биржах. Их время стоит недорого, поэтому они готовы сутками перебирать предложения и торговаться с каждым, лишь бы сэкономить копеечку.
Их главная боль и возражение - это «Дорого». Для них не так важен опыт, портфолио и навыки общения. Они подсознательно понимают, что крутого специалиста не потянут, поэтому выбирают по стоимости.⠀
В основном они ориентируются на свой вкус и редко считаются с мнением исполнителя. Они готовы постоянно его контролировать и указывать «как правильно».
Среди таких клиентов часто встречаются люди со специфическим вкусом или странными требованиями, например: «Сделать точь-в-точь как у конкурента». Для кого-то это будет плюсом, но те, кто хотят думать, креативить и кайфовать от работы, очень быстро перегорят.
Из-за того, что они платят маленькие деньги, они не уважают время специалиста. Такие клиенты могут конкретно завалить правками в стиле: «А давайте попробуем то, это и еще вот это?». Их главная потребность: найти недорого специалиста, который выполнит все их требования и не будет возникать. Больно, обидно, но это правда.
С таких клиентов начинает почти каждый фрилансер, потому что нужно набить руку. Дальше идет рост специалиста, и, соответственно, клиентов выбирают гораздо тщательнее.
Клиенты из премиум сегмента
Доходы клиентов из премиум сегмента начинаются от 120к/мес. Они могут позволить себе заплатить за дизайн 50-150к. Главное: чтобы он был круче, чем у конкурентов. Благодаря тому, что у них уже есть прибыльная система, они не боятся ее улучшать и вкладывать большие деньги.
Клиенты из премиум сегмента обычно имеют хороший вкус, поэтому при выборе дизайнера тщательно рассматривают портфолио. Далее они анализируют страницу, чтобы разобраться, какой ты человек и можно ли тебе доверять.
Их самая главная боль - потерять время зря. Их час может оцениваться десятками тысяч рублей, поэтому они не станут тратить время на то, чтобы найти кого-то подешевле. Отсюда вытекает вторая боль - наткнуться на человека, который не справится с задачей или пропадет. Поэтому они так тщательно анализируют фотографии, отзывы и записи на стене, чтобы распознать опасность еще до того, как потратят время на общение и описание задачи. По страничке они определяют интеллектуальный и эмоциональный уровень человека.
Главное возражение таких клиентов - «не доверяю», но они не станут его говорить в лоб, просто закроют страницу и пойдут искать дальше.
Для них очень важно увидеть в человеке ответственность, открытость и энтузиазм. Если тебе удастся вызвать доверие у такого клиента, то он никуда не уйдет, а будет обращаться снова и снова. Некоторые мои заказчики работали со мной больше года.
Главная потребность таких клиентов - найти специалиста, который будет экономить время и показывать мощные результаты. Любой предприниматель хочет обогнать своего конкурента и увеличить прибыль. Если специалист может в этом помочь, то любые деньги будет не жалко. Отсюда вытекает факт, что для них нет понятия «Дорого», есть только «Выгодно» и «Не выгодно». А потратить время на специалиста, который не справится - это «не выгодно».
Такие клиенты не любят контролировать процесс, давать советы, искать примеры и стоять над душой. Они хотят, чтобы специалист предлагал варианты, а они давали добро или просили подумать ещё.
Клиенты из среднего сегмента
Средний сегмент будет где-то между экономом и премиумом. Они не хватаются за самые дешевые варианты, но и не любят переплачивать. Поэтому их главная потребность - найти оптимальное соотношение цена/качество. Обычно они сразу отсеивают специалистов, которые просят слишком мало и слишком много. Отсюда вытекают их главные боли - это потратить время и деньги на неопытного специалиста или переплатить за то, что можно было купить дешевле.
У таких клиентов могут быть возражения: «Дорого», «Не доверяю» и «Я подумаю» - что значит «Я еще сравниваю цены и работы других кандидатов».
Понимание типов клиентов в дизайне является ключевым аспектом успешной работы в этой сфере. Осознание различий позволяет дизайнерам адаптировать свои методы коммуникации и создания решений, чтобы удовлетворить клиентов на всех уровнях.