Найти в Дзене
Великий Брат

От русофильской столицы до центра украинского экстремизма: Как насильно менялись взгляды жителей Львова

Западнорусский город Львов
Западнорусский город Львов

Еще в середине 19 века самым сильным движением в Галиции были русофилы, желавшие воссоединения с Россией

Сегодня мы знаем город Львов как кузницу украинских националистических идей и экстремистских организаций. Там просто опасно говорить на русском языке. Одного этого будет достаточно, чтобы быть избитым местным населением. И это никак не зависит от всех историй последних 10 лет. Так было и в 90-е, более того, отхватить за русскую речь можно было и в советском Львове. Возможно это вызовет удивление, но речь на польском языке тоже может вызвать подобную реакцию у жителей города.

Идеологический эксперимент

Примерно таким Львов мы знаем с конца 19-го и начала 20-го веков, когда переформатированием мозгов местного населения усиленно занялись австро-венгерские власти. Исконно русский город Львов в то время находился вод властью Вены.

Переформатирование заключалось в том, чтобы убрать у русского населения города любые симпатии в сторону Москвы. А они были, об этом мы расскажем ниже.

Большую роль в этом изменении сознания сыграла Католическая церковь, вернее подчиненная ей греко-католическая, она же униатская церковь.

Львов в составе Австро-Венгерской империи назывался Лемберг
Львов в составе Австро-Венгерской империи назывался Лемберг

Ее создали еще в конце 16 века лишь с одной целью: истребить огнем православие на белорусских и малорусских землях, и перевести всех под власть Римского Папы. Как и любые неофиты, униаты всегда отличались агрессией и насильственными методами распространения своих идей.

И именно через них австрийские власти стали активно пропагандировать антирусские тезисы, создавать по сути новый оригинальный этнос — украинцев (пока еще только западных).

Для них же был фактически искусственно собран западный вариант украинского языка, который в первую очередь должен был отличаться от малорусского (южнорусского) диалекта, более близкого литературному русскому. Удалось это сделать путем запихивания в малорусский язык польской и немецкой лексики. Теперь в украинском языке фонарик называет лихтар (нем. Licht — свет), крыша называется дах (нем. Dach – собственно, крыша). Подобных немецких заимствований в современном украинском языке сотни.

Львов под Австрией
Львов под Австрией

Симбиоза языка и антиправославной церкви было достаточно, чтобы в течение десятилетий эта политика дала свои плоды: появление украинских националистических философов, организаций, боевых движений и тому подобное.

Этот зловещий эксперимент по изменению сознания настолько удался, что его последствия мы разгребаем до сих пор, а радикальные антирусские идеи уже давно вышли за пределы Галиции и захватили остальную Украину.

И все это было сделано лишь из-за страха австрийских властей, который возник в середине 19 века. Именно тогда Львов был одним из самых русофильских городов за пределами России, население которого хотело перейти под власть Москвы. Монархам в Вене не нужны были подобные настроения в пограничном регионе.

Львов здорового человека

Середина 19 века. Львов было не узнать. Местное население считало себя русскими, основной философской мыслью в городе и Галиции в целом было русофильство и желание воссоединения с большой русской родиной.

В ряде исторических источников данное доминирующее общественное движение горожан Львова даже называлось москвофильством. Но, пока еще не начинайте нервно дергать глазом.

Лычаковское кладбище, Львов. Братский памятник русофилам
Лычаковское кладбище, Львов. Братский памятник русофилам

Именно во Львове местные ученые-лингвисты, долго сопоставляя галицкие, карпатские, и иные региональные говоры с языком москвичей пришли к выводу, что данные языки и диалекты связана единым корнем, более того, именно великорусский язык — это естественное, чистое продолжение старорусского (или так называемого «руського») языка, содержащий минимальное количество лексических инородных примесей.

Заметим, что эти идеи развивались во Львове абсолютно самостоятельно, свободным анализом местной интеллигенции.

В итоге родилась новая политическая идея — галицкого русофильства, которую переняли соседние регионы. Например, сильное русское движение появилось в Карпатах.

Издаваемая во Львове русофильская газета "Зоря Галицкая"
Издаваемая во Львове русофильская газета "Зоря Галицкая"

Разговоры из философской плоскости стали переходить в политическую, когда большинство населения современной западной Украины стало симпатизировать России, называть ее своей родиной, и мечтать о воссоединении.

Пришедшие в ужас от таких настроений австрийские власти в ответ начали политику, которую принято называть репрессиями.

Судебные процессы начались еще в 1880-е годы и продлились до начала Первой мировой войны в 1914 году. Русофилов истребляли, обвиняли в государственной измене, пачками сажали по тюрьмам. Редакции их газет громились, общественные организации уходили в подполье, но их находили и массово отправляли в натуральные концентрационные лагеря.

Памятник русофилам, ставших жертвами репрессии. Установлен в ныне польском Лешно
Памятник русофилам, ставших жертвами репрессии. Установлен в ныне польском Лешно

И все эти десятилетия параллельно создавалась «украинская идея» как противовес русофильству. Националисты окончательно победили в 1917-1918 годах. Галицкие, карпатские и прочие русофилы данных территорий были шокированы революцией в России и приходом к власти большевиков. Кто-то из них еще пытался поддерживать белое движение, но подавляющее большинство было выдавлено из родных мест набравшими силу экспериментальными националистами. Львов окончательно погрузился в украинский миф, а спустя 100 лет стал двигателем данного мифа для всей остальной Украины.

Не забывайте оставлять свои лайки и комментарии. Это поможет найти материал большему количеству читателей.