Василий Стасов — один из главных зодчих-классицистов первой половины XIX века. В числе его работ соборы Преображенского и Павловского полков, казармы Павловского полка, ныне «Ленэнерго», Московские и Нарвские триумфальные ворота, перестройка Эрмитажа и даже Китайская деревня в Царском Селе. Но помимо его явных архитектурных достижений, Стасов вошел в историю еще и как отец семейства, члены которого укрепили славу его фамилии, и как управленец, умело претворявший в жизнь проекты своих заказчиков, среди которых были и цари. В день рождения Стасова гид Павел Перец вспоминает о некоторых фактах его биографии.
Царскосельский лицей у нас ассоциируется прежде всего с Пушкиным. Но именно Стасову было дано задание переделать Великокняжеский, или Новый флигель, построенный Ильей Нееловым, под нужды учебного заведения. Со своей задачей Василий Петрович справился блестяще.
Стасов наравне с Михайловым 2-м, Модюи и Росси входил в состав Комитета строений и гидравлических работ. Возглавлял его Бетанкур. Интересно, что членство в комитете считалось почетным. Поэтому жалованье там получали лишь служащие, помощники и чертежники. А зодчие работали за идею.
Именно Стасов предложил установить памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором, когда стало понятно, что вторая колоннада, задуманная еще при Павле I, не будет построена. Идея возникла потому, что собор, достроенный в 1811-м, стал одним из символов победы над Наполеоном.
Василий Петрович мастерски организовал процесс восстановления Зимнего дворца после пожара 1837 года, продумал, где должны быть расположены бараки с рабочими, кухни, склады и мастерские.
Будучи уже маститым архитектором, Стасов оставался робким в отношениях с противоположным полом. Влюбившись в 20-летнюю Марию Сучкову и будучи ее старше на много лет, Василий Петрович написал сначала ее сестре, чтобы прощупать почву. И лишь убедившись в благополучном исходе этого предприятия, сделал предложение напрямую.
И вот здесь мы переходим к самому интересному. Как Стасов сумел не только продолжать свою продуктивную деятельность, но и быть успешным отцом многочисленного семейства. Вот некоторые выдержки из его наставлений молодой супруге. Например, как он деликатно просил не отвлекать его во время работы: «По свойству моему или, лучше сказать, по моей натуре мне нужно для исправления моей должности по моей профессии совершенное спокойствие духа, без которого я не только что с честью, но и с успехом упражняться не могу, а потому прошу, так как от должности моей зависит все благополучие наше и наших детей, оставлять меня, когда я в кабинете, в совершенном покое».
Он наставлял ее почаще гулять, в плохую погоду побольше ходить по комнатам. Во избежание праздности изучать иностранные языки и музыку. Запрещалось при детях бранить прислугу, «ибо они делаются от того спорливыми или крикунами», а также не запугивать их наказанием. Надо ли говорить, что телесные наказания в этой семье отсутствовали как факт.
Детей нельзя было баловать лишними нарядами, а вот играть они могли во что угодно и сколько им угодно. Спать они ложились рано и рано вставали.
Возможно, какие-то из этих советов и вы сможете взять себе на вооружение.
#лахтацентрзнаний