Люди с различными ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), кажется, встречаются нам нечасто, так как в основном, к сожалению, среда не приспособлена для их полноценного функционирования (элементарно нет достаточного количества пандусов, лифтов, широта проемов не предназначена для колясок и так далее). Я уж молчу про то, что зачастую "здоровые" люди до сих пор буквально показывают пальцем на инвалидов и сторонятся их. Увы, такова архаичная природа человека: "подавлять" отличных от себя и физически слабых.
Хотя все же в современном цивилизованном обществе прослеживается тенденция к толерантности.
Но то, что люди с ОВЗ нечасто посещают театры, кафе, танцы, концерты и так далее, вовсе не говорит о факте отсутствия этих людей в нашем обществе. Просто, увы, они сидят либо по своим домам, либо "варятся" в тусовке людей со схожими проблемами.
Это и неудивительно: очень тяжело "выйти в свет", когда ни городские улицы, ни окружающие люди к этому выходу не готовы.
Однако в моей жизни насчитывается несколько историй взаимодействия с инвалидами в контексте личных (моих и не только) отношений. О них и пойдет речь в данной статье.
1. Вася с ДЦП
Будучи школьницей, я частенько коротала свой досуг за перепиской в чате Сети нашего города.
Там общалось около 100 человек. Помимо чата была фотогалерея, где каждый юзер мог поместить изображение себя-любимого, дабы ещё ближе познакомить интернет-сообщество со своей персоной.
В той галерее "висело" фото Васи. Он не скрывал свой диагноз - детский церебральный паралич - и активно знакомился с девушками. Ему было слегка за 20. Я знаю, что однажды довольно популярная девушка нашего сообщества (ей тоже было около 20-ти лет: образованная, амбициозная, остроумная, высокая, эффектная) сходила с ним на свидание. Помню, после этого Вася каждый вечер заходил в чат и искал эту девушку. А она, по-видимому, его избегала.
Когда кто-то из пользователей поинтересовался у девушки, почему она, такая негодница, играет на чувствах бедолаги, она невозмутимо ответила, мол:
А, собственно, что я такого сделала? То, что сходила с ним на свидание, ещё ни к чему меня не обязывает. Это уже проблема Васи, что он что-то там себе надумал и теперь пристал ко мне, как банный лист.
Ситуация неоднозначная. С одной стороны, девушка права - она ничем не обязана этому Васе. С другой стороны - зачем было давать парню надежду, соглашаясь идти с ним на свидание?
Вы что думаете по поводу этой ситуации? Делитесь в комментариях.
Потом девушка вышла замуж за богатого москвича и укатила в столицу. Как кто-то из пользователей про нее сказал: "Добилась того, чего хотела".
2. Игорь с ДЦП
Сразу после окончания университета я работала в крупной организации. В техническом отделе нашей фирмы трудился некий сисадмин Игорь. У него была спастическая диплегия нижних конечностей, это вполне сохранная форма ДЦП, при которой парень мог жить обычной жизнью - о диагнозе напоминала лишь специфическая походка и небольшое сходящееся косоглазие.
Игорь частенько захаживал ко мне в кабинет поболтать.
Он был самоуверенным молодым человеком с потрясающим чувством юмора. Игорь так ловко и умело "подкатывал", это просто нечто! Он был "своим парнем" в мужском коллективе технического отдела. Кстати, Игорь сказал, что айтишники между собой называют меня Клеопатра - видимо, из-за характерного макияжа. Игорь же использовал сокращённый вариант этого прозвища и кокетливо обращался ко мне "Клео"...
Честно говоря, я еле сдерживала себя, чтобы не начать флиртовать с этим очаровательным парнем - но в тот период я была в отношениях с Юрием (у которого, кстати, была не слабая форма обсессивно-компульсивного расстройства), поэтому на многочисленные предложения Игоря "сходить вместе куда-нибудь" отвечала отказом.
Он наведывался ко мне длительное время, несколько месяцев, пока не переключился на другую эффектную девочку в нашей организации.
Позже Игорь женился на молодой миловидной блондинке, у них родился ребенок. И я не удивлена: харизмы, уверенности в себе и позитивного отношения к жизни у парня не отнять!
3. Аутист Ваня
Во времена, когда я активно посещала джем-сейшны в джазовых клубах Москвы, однажды я познакомилась там с молодым музыкантом Ваней через одну свою приятельницу-вокалистку.
Иван, хоть и был старше меня лет на 10, выглядел и вел себя, как ребенок.
Мы втроём оказались за одним столиком: вокалистка, Ваня и я.
Молодой человек был неуклюж и наивен: старомодные брюки, натянутые "до пупа", редкая бородка, чистый взгляд и абсолютная бесхитростность в поведении.
Он потрясающе владел инструментом, да и вообще, жил исключительно музыкой.
Было заметно, что я Ваню заинтересовала. Позже через нашу общую знакомую он нашел меня в соцсети и предложил сходить на очередной джем вместе.
Я как раз планировала его посетить, поэтому сказала Ване, что приду.
Музыкальный вечер - как обычно - прошел потрясающе! Это просто какое-то волшебство, что они творят во время импровизации! Большое счастье - пусть даже не владеть инструментом настолько мастерски, как это делают музыканты - но хотя бы понимать, что происходит на сцене, погружаясь в атмосферу джаза.
Кстати, на том джеме я встретила Алексея...
Иван поровнялся со мной, когда музыканты и зрители выходили после концерта, в котором Ваня, разумеется, тоже участвовал, и предложил задержаться и пообщаться где-нибудь в кафе. Время было позднее, но спать совсем не хотелось, и мы отправились в круглосуточную кофейню недалеко от клуба.
Пока пили чай, Ваня рассказал, что живёт с мамой в центре Москвы, она преподаватель музыки. Сам Иван окончил консерваторию, и вся его жизнь - это музыка: скромный заработок приносит написание аранжировок и концертное участие в составе различных коллективов.
Я замечала странности Ивана, но не придавала им особого значения: походка, взгляд, манера говорить, детская наивность и безграничная доверчивость, непонимание эмоций собеседника и т.д. - все это выдавало в Ване тот факт, что он не совсем обычный парень.
Позже моя приятельница сообщила, что у него РАС (расстройство аутистического спектра). Очевидно, это был высокофункциональный вариант, при котором люди могут контактировать с окружающими, работать, но, в силу особенностей психики, имеют отличное от общества восприятие мира и, как следствие, поведение.
Дальше наши дороги с Иваном разошлись. Однако спустя несколько лет я узнала, что у него умерла мама. Честно говоря, мне сложно представить, как он без нее справляется. Иван был очень сильно зависим от своей родительницы. С ее кончиной у Ивана, вероятно, рухнула психологическая и бытовая стабильность. Осталась лишь одна платформа, на которой он твердо стоял на ногах, - музыка.
4. Одногруппница Соня и ее любовник с ДЦП
У меня есть хорошая приятельница Соня (сейчас она живёт в Израиле), мы с ней учились в одной группе и до сих пор иногда общаемся. Она обладала аккуратной изящной фигурой без грамма лишнего веса, что грамотно подчеркивала одеждой. Мальчиками Соня интересовалась и всегда имела 1-2 поклонников "в запасе".
В студенчестве в свои лучшие годы она периодически встречалась с парнем с ДЦП (он самостоятельно передвигался, полностью себя обслуживал и в общем жил "обычной жизнью"), с которым у нее был близкий контакт. Причем ни для кого из них не было секретом, что эти отношения свободные, которые тем не менее продлились несколько лет. Параллельно и Соня, и молодой человек подыскивали себе пассию для семейных отношений.
А вы что думаете об отношениях с людьми с ограниченными возможностями здоровья? Есть ли примеры таких пар у вас в окружении? Смогли бы сами иметь отношения с людьми с инвалидностью?