«Архитектор одного дома» в истории Петербурга случай не такой уж и редкий. В большинстве случаев это были эксперименты с жилищным строительством инженеров и архитекторов, имевших совсем другу специализацию. От военной фортификации до железной дороги. Впрочем в череде подобных проектов, многие из которых были для исполнителей просто способом дополнительного заработка, можно обнаружить интересные «образцы».
Федор Федорович Персон, после окончания Института гражданских инженеров «по первому разряду», поступил на службу техником одной из «дистанций» Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги. Именно железнодорожное строительство будет главной специализаций Федора Федоровича и только один единственный раз (по крайней мере исходя из известной нам сегодня информации) он спроектирует и построит жилой дом. Почему Персон вообще взялся за этот проект сказать сложно, но получился он весьма любопытным…
Собственно сам участок на Большой Посадской улице еще за 12 лет до строительства этого дома принадлежал столичному купцу Александру Яковлевичу Щитову. Капиталы свои Александр Яковлевич составил на Большеохтинском перевозе, а в 1904-м (когда и появилась новая постройки) уже числился владельцем собственного пароходства, председателем благотворительного общества, почетным смотрителем учебного заведения и даже собственником частных купален и… катка. В начале века он жил в собственном доходном доме на Малой Посадской внутренний двор которого выходил как раз к этому участку на Большой. Вообще идея построить новый доходный дом «в исполнении» Щитова выглядит вполне естественно. Судя по тем скудным данным которыми мы располагаем он постоянно искал способы диверсификации собственного бизнеса, а доходная недвижимость в столице начала прошлого века был одним из самых надежных и доходных. Тем более в данном случае его прямые затраты сводились только к проектированию и строительству. Каким образом судьба свела Персона и Щитова судить не берусь, как впрочем и о том, почему Александр Яковлевич пригласил для реализации проекта специалиста который вообще подобными работами не занимался. Хотя, надо сказать, что тут он точно не прогадал…
Безусловно проект Персона в целом отнюдь не выглядит особенно оригинальным. Привычный еще для времен эклектики и довольно ординарный «прямоугольник без флигелей» с симметричными боковыми ризалитами и двух этажным эркером точно по центру. Общая планировка парадной тоже можно сказать «типовая» - узкий холл с камином, широкие окна во двор и тесные площадки на три квартиры.
Памятуя о том, что для Федора Федоровича это был первый опыт жилищного строительства, удивляться использованию уже давно проверенных и надежных решений точно не стоит. Гораздо удивительнее то, что он умудрился всю эту откровенную банальность очень изящно и с большим вкусом украсить декором в стилистике очень популярного тогда модерна. Персон аккуратно собрал и тактично скомпоновал наиболее характерные детали стиля явно стараясь избежать излишеств. Это заметно и на фасаде, и в парадной.
Самым главным тут пожалуй стал именно сбалансированный подход. С одной стороны та же лепнина достаточно «массивна», с другой – размещена она по различным поверхностям без откровенного перебора.
Пристрастный критик конечно обнаружить в работе Федора Федоровича заимствования из самых разных направлений модерна, но полагаю он за стилистической чистой и не гнался, а просто брал то, что понравилось. Справедливости ради - «подсматривать» за новинками в европейских архитектурных изданиях был далеко не только его «грех» в столичной профессиональной среде. В любом случае итог получился весьма симпатичный и оригинальный. Полагаю Александр Яковлевич результатом остался доволен. Он владел этим домом вплоть до 1917-го, хотя сам в него переезжать не стал…
Вообще история тут получилась в итоге довольно занятная. Федор Федорович Персон, после реализации этого проекта, больше доходным строительством не занимался, а Александр Яковлевич Щитов в доходную недвижимость средств больше не вкладывал. Щитов продолжал развивать свой основной бизнес, хотя там было не все всегда гладко. Допустим в 1907-м затонул принадлежавший ему пароход «Архангельск». Погибло более 60 человек. Разразился скандал. При расследовании дела всплыли факты и об использовании судов в плохом техническом состоянии, и о постоянных «перегрузах», и о низкой квалификации экипажей… Но Александр Яковлевич исхитрился отделаться гражданскими исками и продолжить свое дело как и прежде. Более того, он по прежнему искал различные варианты для вложения свободных средств. Стал торговать «лесным материалом». Завел слесарную мастерскую. Доходной недвижимости в перечне его инвестиции более не было…
Такая вот история.