Найти в Дзене
В море книг

Его наказ всем нам, мужикам

Религиозный фанатизм – страшное дело. У нас в одной конторе работал обычный парень, весёлый, отзывчивый, в меру рассеянный, любивший наши небольшие корпоративчики, рыбалку и редкие походы в сауну. И вот мы стали замечать, что с Пашей, так его звали, стало что-то происходить, он вдруг перестал посещать наши в нерабочие «мероприятия». Короче, Пашка совсем «испортился», от нас отошел. Даже курить бросил, о как! На все наши вопросы он отвечал односложно. Ну ладно, люди взрослые, чего лезть в личную жизнь. Захочет – сам расскажет. Прошло несколько лет, наступил Новый год. Застолье было самом разгаре, когда с грохотом отворилась дверь. На пороге стоял на полусогнутых ногах наш Пашка с глупой, как у Ипполита из фильма «С лёгким паром», улыбкой. «Ребята, вы меня помните, я тот самый веселый Пашка? А сейчас я - сатана. Налейте сатане!»

Наши барышни не растерялись, наложили ему большую тарелку еды. Он деловито всё смякал, крякнув, выпил и молвил: «Ребята, вот теперь я ваш, когда на рыбалку или в баню?» Вскоре выяснилось, что Пашка развелся со своей красавицей. Бросил детей и пустился во все тяжкие. Смешалось всё, пьянка, спорт, рестораны, сауны. Будто бы Пашка спешил жить. Постепенно выяснилось, что пашкина супруга вдарилась в религию. Именно, вдарилась. Из пашкиной квартире исчезли телевизор, картины, многие книги на светские темы, на музыкальном центре проигрывались только церковные песнопения. Ежедневные долгие молитвы, посты, каждодневные посещения церкви. Вот почему Пашка отдалился от коллектива, от нас, мужиков. Ему не разрешали под угрозой скандала ходить с нами на рыбалку, на разные посиделки. Пашка не выдержал, развелся. Причем, как он говорил, развод был тяжелый, супруга просила повлиять на него местных священников. Те обвинили его во всех грехах, грозились предать анафеме или что-то в этом роде.

Я помню, то был период яростного насаждения религиозности. С экрана телевизора часто учил нас жить протоиерей Всеволод Чаплин. Даже умудрялся потребовать ввести на законодательном уровне в России православный дресс-код. Не могу понять религиозного фанатизма некоторых людей. Считал, что это перегибы только нашей страны, которая имела в своей истории значительный период богоборчества. Ан, нет. В романе Оноре де Бальзака «Побочная семья» описана абсолютно схожая ситуация. На удивление роман написан лёгким языком. Видимо, всё зависит от таланта переводчика.

-2
«Добродетельная Анжелика была провозглашена ангелом. Старухи, составлявшие ее общество (в те времена женщинам молодым еще не приходило в голову рисоваться строжайшим благочестием), единодушно восхищались самоотверженностью г-жи де Гранвиль и видели в ней если не девственницу, то по меньшей мере мученицу. Они винили во всем не чрезмерную узость религиозных устоев жены, а безжалостность и чувственность мужа. Гранвиль, поглощенный службою, лишенный развлечений, удрученный и утомленный одиночеством, к тридцати двум годам незаметно впал в глубочайшую апатию. Жизнь стала ему в тягость. Он был слишком высокого мнения об обязанностях, которые налагал на него занимаемый пост, чтобы явить пример беспорядочной жизни; он решил забыться в работе и начал писать большой труд о праве. Но недолго наслаждался он монастырским спокойствием, на которое рассчитывал. Увидев, что муж отказался от светских развлечений и усердно работает дома, неземная Анжелика попыталась окончательно наставить его на путь истинный. Воззрения мужа, несовместимые с христианской религией, причиняли ей большое горе; она иногда плакала, думая о том, что ее супруг может умереть нераскаянным и что тогда она навсегда потеряет надежду вырвать его из геенны огненной. Итак, Гранвилю пришлось вплотную столкнуться с узкими понятиями, бессодержательными рассуждениями и ограниченными мыслями, при помощи которых жена, полагавшая, что уже одержала первую победу, пыталась добиться второй — вернуть супруга в лоно церкви. Это был последний удар. Что может быть тягостнее глухой борьбы, где упрямство святоши пытается одержать верх над логикой чиновника судебного ведомства? Что может быть ужаснее ядовитых булавочных уколов, которым сильные люди предпочитают удары кинжала? Гранвиль все чаще стал проводить время вне дома, где все было ему невыносимо. Дети, угнетенные холодным деспотизмом матери, не смели пойти с отцом в театр, и Гранвиль не мог доставить им ни малейшего удовольствия без того, чтобы не подвергнуть их наказанию грозной матери. Этот любящий человек был доведен до равнодушия, до эгоизма — худшего, чем смерть. Из этого ада он спас, по крайней мере, сыновей, рано поместив их в коллеж и сохранив за собой право руководить ими.
-3
Он редко вмешивался в отношения матери к дочерям, но решил выдать девочек замуж, как только они подрастут. Прими он крайние меры, никто не стал бы на его сторону; жена при поддержке внушительной свиты благородных старух заставила бы весь свет осудить его. У Гранвиля, следовательно, не оставалось иного выхода, как жить в полнейшем одиночестве; он был подавлен несчастьем, и лицо его, поблекшее от горя и работы, стало неприятно ему самому. В довершение всего он избегал знакомств и связей со светскими женщинами, отчаявшись найти у них утешение.»

Бальзак пошел против церкви, так рассуждали многие клирики. Они поспешили обвинить Бальзака в ереси. Но Оноре де Бальзак вовсе не стоял на антицерковных позициях. Он лишь был против религиозного фанатизма. Он подчеркивает, что его герой вовсе не желал жениться, его долго и целенаправленно уговаривали. Наконец, поддавшись на уговоры, взял в жёны молодую, богатую графиню. Он не мог и предположить, что религиозность молодой графини доходила до фанатизма, которую она постаралась переложить и на своего мужа Гранвиля. Очень тонко замечено, что в подобных случаях все становятся на сторону боголюбивой стороны. Так было в романе, так, по моим наблюдениям, бывает и в жизни. Бальзак с самого начала романа даёт нам понять печальный, серый смысл романа.

«Улица Турнике-Сен-Жан была некогда одной из самых кривых и темных в старинном квартале, где находится ратуша; извиваясь вдоль садиков Парижской префектуры, она выходила на улицу Мартруа как раз у старой стены, в настоящее время снесенной. Здесь был турникет, которому улица и обязана своим названием, он был уничтожен только в 1823 году, когда городское управление Парижа выстроило на месте одного из садиков бальный зал, где был устроен праздник в честь возвращения герцога Ангулемского из Испании. Просторнее всего улица Турнике была у пересечения с улицей Тисерандери, но и там ширина ее едва достигала пяти футов. В дождливую погоду по улице текли потоки грязной воды, омывая стены старых домов и унося с собой отбросы, которые обыватели сваливали возле уличных тумб. Повозка мусорщика не могла проехать по этой вечно грязной улице, и для ее очистки жителям приходилось рассчитывать только на ливень. Да и как было привести ее в порядок? В летнее время, когда лучи солнца отвесно падают на Париж, золотая полоса света, узкая, как клинок сабли, ненадолго озаряла мрак улицы Турнике, но так и не могла высушить постоянную сырость, застоявшуюся на уровне нижних этажей черных, молчаливых домов. В июле лампы там зажигали уже в пять часов вечера, а зимой и вовсе их не тушили. Впрочем, даже в наши дни отважному человеку, решившему пройти пешком от квартала Марэ до набережных, покажется, что он спустился в погреб, как только в конце улицы Дю-Шом он свернет на Ом-Арме и по улицам Бийет и Де-Порт выйдет на Турнике-Сен-Жан.»
Трущобы Парижа 19 век
Трущобы Парижа 19 век

Вот на такой грязной парижской улице поджидало короткое, но такое нежное и сердечное счастье. На этих улицах он встретил юную вышивальщицу Каролину, которая подарила Гренвилю не очень долгое счастье. Обратите внимание, с какой нежностью Бальзак описывает Каролину.

«Вечером, к большому удивлению Шарля, волшебный фонарь развернул на белом полотне занимательные и таинственные картины. Не раз наивная радость ребенка вызывала неудержимый смех Каролины и Роже. Позже, когда мальчика уложили спать, проснулась малютка и властным криком напомнила, что она голодна. При свете лампы, стоявшей около камина в этой уютной и веселой комнате, Роже всецело отдался своему счастью, созерцая пленительную картину, которую представляли собой Каролина в ореоле темных кудрей, ниспадавших на ее плечи, сверкающие белизной только что распустившейся лилии, и младенец, приникший к ее обнаженной груди. Свет лампы еще ярче оттенял прелесть молодой матери, мягко озаряя ее самое, ее белые одежды, головку ребенка и создавая повсюду живописные сочетания света и тени. Лицо этой спокойной, молчаливой женщины показалось Роже еще милее, и он ласково взглянул на ее красиво изогнутые алые губы, с которых ни разу не слетело ни одного резкого слова. Такое же нежное чувство промелькнуло в глазах Каролины, и она искоса взглянула на Роже, быть может, чтобы насладиться впечатлением, которое она на него производит, а быть может, чтобы отгадать, чем закончится этот вечер. «Неизвестный» понял ее кокетливый, выразительный взгляд и проговорил с притворной грустью:»

А дальше всё как, всегда бывает в таких случаях. Бурное объяснение и расставание с графиней. Жизнь с прекрасной Анжеликой, встреченной в бедном квартале Парижа. Переезд в богатый особняк. Но Анжелика сама уходит от Роже Гранвиля к любовнику, который проматывает её состояние. Чтобы покрыть его долги, она даже отдает ему свои волосы, а сама вновь оказывается в нищете со своими детьми. Роже Гранвиль остается один. Он решает навсегда покинуть Францию. Его наказ детям звучит, как наказ всем нам, мужикам.

-5
«Если отец и не обязан давать детям отчет в своей жизни, он должен завещать им опыт, за который дорого заплатил судьбе: ведь этот опыт — часть их наследства! Когда ты решишь жениться, — продолжал граф, невольно вздрогнув, — не совершай легкомысленно этого шага, самого серьезного из всех, к каким нас обязывает общество. Постарайся тщательно изучить характер женщины, с которой ты собираешься себя связать. Кроме того, спроси у меня совета, я сам хочу судить о ней. Отсутствие взаимного понимания между супругами, какой бы причиной это ни вызывалось, приводит к ужасным несчастьям: рано или поздно мы бываем наказаны за неповиновение социальным законам. Я напишу тебе по этому поводу из Флоренции. Отцу, особенно когда он имеет честь состоять председателем верховного суда, не подобает краснеть перед сыном. Прощай.»

В этом романе много крылатых и удивительно точных мыслей.

  • Странным могуществом обладает мысль или желание! Все им казалось возможным! В те чарующие мгновения, когда радость озаряет даже будущее, душа не предвидит ничего, кроме счастья».
  • «Неужели источник прекраснее реки, надежда лучше обладания, в желание привлекает нас больше того, что дает действительность?»
  • «Ведь молодые люди всегда готовы поверить обещаниям хорошенького личика и судить о душе по красоте внешнего облика. Необъяснимое чувство побуждает их верить, что нравственное совершенство совпадает с совершенством физическим».
  • «Любовь и труд обычно делают человека довольно равнодушным к окружающей обстановке».
  • «Наконец в начале брака мужчина редко бывает требовательным в наслаждениях, если он женился на девушке ради ее красоты. Молодежь отличается скорее пылкостью, чем утонченностью в любви, к тому же первая интимная близость всегда полна очарования. Как распознаёт в женщине холодность, достоинство или сдержанность, когда наделяешь ее собственными восторгами, когда возлюбленная преображается, озаренная отблеском твоего собственного огня? Только достигнув известной супружеской умиротворенности, можно заметить, что святоша ждет любви со скрещенными руками».
  • «Что может быть ужаснее ядовитых булавочных уколов, которым сильные люди предпочитают удары кинжала?»
-6
  • · «Вы знаете, сударыня, богу можно служить по-разному. Иные христиане воображают, что попадут в рай, если станут ходить в церковь, читать «Отче наш», выстаивать обедни и избегать грехов. Таким христианам сударыня, уготован ад, они не любили Бога ради него самого, они не служили ему так, как он того требует, не приносили ему никакой жертвы; несмотря на внешнюю кротость, они жестоки по отношению к ближнему. Они видят только закон, букву, но не сущность христианства».
  • · «Нельзя быть одновременно женой человека и Христа: это было бы двоебрачием; надо сделать выбор между мужем и монастырём».
  • · «Подчиняться нашим прихотям, угадывать их, находить радость в страдании, пренебрегать ради нас общественным мнением, самолюбием, даже религией и рассматривать все эти жертвы как крупицы фимиама, сжигаемого в честь кумира, — вот что такое любовь».
  • · «Поверьте, скромнейшая маргаритка бывает пленительнее самых надменных, ярких, но окруженных шипами роз, которые привлекают нас весной своим пьянящим благоуханием и ослепительными красками».
  • «Отсутствие взаимного понимания между супругами, какой бы причиной это ни вызывалось, приводит к ужасным несчастьям: рано или поздно мы бываем наказаны за неповиновение социальным законам».

Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы!
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на
мой канал

-7