Что может быть общего у военной логистики, стандартов автогиганта и охлаждающей жидкости? Антифриз. Но обо всем по порядку
1. Операция "Антифриз"
Ранние морозы в 1942 году сильно осложнили подготовку наступательной операции "Сатурн". Техника - автомобили, танки, тягачи, использовали в качестве охлаждающей жидкости воду. Был ноябрь и воду еще использовали. Ранние морозы внесли свои коррективы. В срочном порядке для техники, а особенно для техники 51-й и 57-й армий, которые имели ограниченные линии снабжения, было нужно огромное количество антифриза. По нынешним подсчетам, нужно было около 25 тонн антифриза (в мемуарах маршала Победы Г.К. Жукова говориться о кратно большем количестве - 100 тонн).
Запасы антифриза в нужном количестве были под Москвой. Но расстояние почти в тысячу километров делало задачу мягко говоря "нетривиальной".
Решение было таким же.
Руководство ВДВ предложило использовать планеры - небольшие, неприхотливые к взлетно-посадочной полосе, дешевые. Они идеально подходили на роль доставщиков в сложившихся условиях.
По маршруту "Медвежьи озера" - Дубки - Энгельс - Красный Кут - Житкур совокупно было совершено 60 полетов, доставлено около 50 тонн необходимого антифриза.
Наступательная операция "Уран" началась 19 ноября 1942 года и завершилась 2 февраля 1943 полной ликвидацией группировки фашистов под Сталинградом.
2. В чем сила антифриза?
У Вас может возникнуть простой вопрос. "А в чем такая необходимость антифриза для войск? Без него наступать нельзя?". Ответ тоже прост, поверьте.
Вода при замерзании сильно расширяется и оказывает на стенки сосуда, в который она налита чудовищное давление. Таким сосудом может оказаться забытая фляга с водой, бочка. И то и то на сильном морозе разорвет. Также происходит и с двигателем, в блоке, радиаторе которого залита вода. Она при замерзании просто разрывает металл делая технику бесполезным куском металла.
Антифриз на основе этиленгликоля был изобретен в 1925 году, но использование дистиллированной воды продолжалось и после. В летнее время или постоянно в климате без холодной зимы. Но чаще практиковалась смена охлаждающей жидкости в зависимости от сезона.
Усложнение автомобильных двигателей, увеличение количества используемых материалов поставило задачу перед химической промышленностью: нужен был теплоноситель, способны предотвращать коррозию материалов (особенно меди и алюминия из которых изготавливают радиаторы), иметь высокую температуру закипания и низкую температуру замерзания. Впоследствии добавились требования по экологичности и токсичности.
Ранее в своей статье про допуски моторных масел я писал про разные агентства и организации, которые разрабатывали свои стандарты для моторных масел
А есть ли что-то похожее по антифризу, чтобы было легче выбрать?
3. Volkswagen придумал за всех
Международные стандарты по антифризам есть, но их меньше, по сравнению с автомобильными, и они абсолютно не в ходу
BS 6580
Антифризы BS 6580 предназначены для двигателей легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов и мотоциклов. Согласно стандарту, ОЖ этого стандарта должны быть на основе МЭГ (моноэтиленгликоля) и комплекса неорганических присадок. (стандарт устарел, не рекомендуется для авто с 2005 года)
Стандарты ASTM International (Американское общество испытаний и материалов, American Society for Testing and Materials) — международная организация, разрабатывающая и издающая добровольные стандарты для материалов, продуктов, систем и услуг.
ASTM D3306
Антифриз на основе этиленгликоля или пропиленгликоля, используемым в системах охлаждения двигателей автомобилей или других легких грузовых машин. К стандарту ASTM D 3306 относятся силикатно-карбоксилатные антифризы, имеющие ограниченный срок службы (до 3-х лет). Склонны к образованию незначительного количества осадков (стандарт устарел, не рекомендуется для авто с 2010 года).
ASTM D4985
ОЖ на основе МЭГ с низким содержанием силикатов, предназначенные для систем охлаждения тяжело нагруженных двигателей большой мощности. Эффективно защищают от коррозии как минимум до –36,4°C. Требуют ввода SCA присадок (нитриты, молибдаты и др.) для того, чтобы быть пригодными для тяжелых условий эксплуатации.
ASTM D6210.
Стандартная спецификация на гликолевые охлаждающие жидкости, не требующие предварительного ввода SCA присадок.
Японский стандарт - JIS K 2234
Формально, этому стандарту соответствует любой концентрат антифриза на основе этиленгликоля. Не регламентируется тип присадок, поэтому антифриз данного стандарта может быть как карбоксилатным, так и гибридным или силикатным. Обязателен к исполнению для всех японских производителей авто.
Китайский стандарт - LEC 2
Настоящий стандарт был подготовлен со ссылкой на ASTM D3306-11 «Стандартные технические условия на охлаждающую жидкость для двигателей на основе гликоля для автомобилей и легковых автомобилей» и ASTM D6210-10 «Стандартные спецификации для охлаждающей жидкости на основе гликоля для двигателей большой мощности». Этот Стандарт был предложен Министерством транспорта Китайской Народной Республики и находится под юрисдикцией Комитета по стандартизации технологий технического обслуживания автомобилей Китая (SAC/TC 247). LEC-II – это полностью органические антифризы. Заменить их можно антифризами G12 и G12+ соответственно.
Но, могу поспорить, редко кто видел на канистрах в магазинах антифризы с надписями ASTM. Мы видим только G12, G11 и другие.
А дело вот в чем. В августе 2010 года в Фольксваген обновился внутренний стандарт на охлаждающие жидкости - TL 774.
Это была далеко не первая редакция, а если быть точным - 23, начиная с 1973 года, когда внутренний стандарт вводился впервые.
В стандарте VW указаны несколько типов антифризов:
Но откуда взялись G? Чем меньше букв - тем лучше. Маркетологами были предложены сокращенные букво-цифровые обозначения, которые и в руководстве по эксплуатации указываются и запоминаются проще.
G11 (VW TL 774-C)
ОЖ, предназначенная для автомобилей, выпущенных до 1996 года. В состав включены присадки на основе минеральных веществ: солей азотной, фосфорной, силикатной и борной кислот. Образуют на контактируемой поверхности защитную пленку. Так как защитный слой разрушается под воздействием вибрацией, рекомендуется производить ежегодную замену такого антифриза. Максимальный срок – 3 года.
G12 (VW TL 774-D)
Карбоксилатный состав, обладающий хорошей способностью предотвращать коррозионные процессы на поверхности деталей системы охлаждения. В отличии от G11 не содержит нитритов, силикатов и фосфатов. Запрещено смешивать с антифризами G11.
G12+ (VW TL 774-F)
Более совершенный карбоксилатный состав на основе этиленгликоля. В этой охлаждающей жидкости, помимо карбоксилатных присадок, добавлены неорганические добавки в небольшом количестве. Они образуют тонкий защитный слой по всей поверхности системы охлаждения, но практически не снижают интенсивность теплообмена. Одним из преимуществ является возможность смешивания с G11, однако в этом случае срок службы сокращается до 2 лет.
G12++ (VW TL 774-G)
Карбоксилатный антифриз, который помимо органических присадок содержит минеральные силикатные компоненты. Его состав называют лобридным. Можно смешивать с любыми ОЖ “G”-серии.
G13 (VW TL 774-J)
Основное отличие от антифризов серии G12++ – содержание глицерина (20% в концентрате, и 10% в растворе 50/50), который является более экологичным веществом, нежели этиленгликоль. Система охлаждения для автомобиля с более экологичным антифризом G13 имеет отличие, а именно расширительный бачок, снабженный патроном, который насыщает антифриз силикатными соединениями и продлевает его срок службы.
G12 EVO (VW TL 774-L)
Стандарт G12 EVO VW TL 774-L превосходит G11, G12, G12+, G12++, G13. Антифризы G12 EVO созданы на основе карбоксилатной технологии с добавлением фосфатов и силикатов, что увеличивает срок службы данного антифриза в связи с более медленным расходованием фосфатных присадок и лучшей защитой элементов системы охлаждения двигателя. Образует эффективную долговременную защиту деталей системы охлаждения, защищая двигатель от замерзания, перегрева, кавитации, коррозии и загрязнения.
По итогу стандарты Фольксвагена прижились практически везде и все производителе жидкостей указывают на упаковке какой группе по TL 774 антифриз соответствует.
4. Что делать при замене? Доливке?
Первое - если нужно долить немного - лучше долить дистиллированную воду
Если нужно скорректировать уровень жидкость в течение лета - лучше долить просто дистиллированной воды - это лучше, чем залить не то и получить на выходе ворох проблем с охлаждением двигателя. Не забудьте перед зимой после доливки воды проверить температуру замерзания с помощью рефрактометра, чтобы убедиться, что не перелили воды.
Второе - если нужно долить больше (после ремонта, например) - узнайте, что залито сейчас и доливайте по совместимости друг с другом исходя из того что есть
Но помните несколько принципов:
- цвет антифриза не решающий показатель, главный - допуск. НО при смешивании разных цветов получиться, скорее всего, коричневая жидкость, по которой не будет видно старение антифриза (со временем становиться светлее)
- несмотря на совместимость между видами антифриза и второстепенности цвета - следуйте принципу - "что залито, то и доливаю", только тот же допуск, тот же цвет, а в идеале - тот же производитель. Нервы будут целее
Третье - при замене - промой систему. При замене на другой вид антифриза - два раза промой систему.
Даже небольшое количество несовместимого с новым антифризом старого в блоке ДВС и радиаторе может привести к выпадению осадка и закупорке каналов в радиаторе, ухудшению свойств. Экономия на промывке может дорого стоить.
Спасибо за прочтение!
Также читайте: