Реж. Анри-Жорж Клузо, 1942
Вступление
Фильм Анри-Жоржа Клузо "Ворон" сняли во Франции, когда та была оккупирована немецкими солдатами. Картина, как утверждал историк кино Франсуа Шале, не была показана в Германии, поскольку немцы сочли ленту аморальной и порочной. А после освобождения Франции "Ворон" вызвал гнев патриотического круга граждан, который поспособствовал изгнанию нескольких членов съёмочной бригады и актеров из кинопрофессии, как сотрудники немецкой кинокомпании "Континенталь". Клузо, например, получил пожизненное отлучение от киноиндустрии, но через три года его табу было снято. С выхода фильма прошло 82 года, и теперь картину можно легко посмотреть в интернете. Так каким же вышел фильм, который в свое время не смог найти своего зрителя?
О чем история?
В небольшом французском городке доктор Жермен, делающий тайно аборты, получает анонимное письмо с его разоблачением, подписанное "Вороном". Вскоре анонимки начинают получать другие жители города, которые много чего скрывают. Жители городка объявляют охоту на "Ворона".
Мое мнение
Стоит отметить, что одной из самых важных деталей служит, что в картине нет ни одного положительного героя. У каждого персонажа имеется какой-нибудь порок. Даже дети в этом городе обзавелись грехом. С виду маленькая милая девочка оказывается нездоровой клептоманкой. Зритель наблюдает за жителями французского города, который может с легкостью считаться современной версией Содома или Гоморры. Все в городе подозревают друг-друга и пытаются найти отправителя писем, желая прикрыть свою гнилую личину. Благодаря этому Клузо придает глубину своей детективной истории посредствам добавления в нее элементов нуара.
Интересно, что Анри-Жоржа Клузо называли французским Хичкоком. В фильмах Клузо прослеживаются сходства с картинами Альфреда Хичкока ("Психо", 1960; "Головокружение", 1958). Оба режиссера создавали гениально отточенные триллеры. "Ворон" не стал исключением. Однако в картине также прослеживаются черты другого режиссера, снимавшего намного раньше, чем Хичкок с Клузо. Фердинанд Зекка ("История одного преступления", 1901; "Жертва алкоголя", 1902) вошел в историю кино как "реалист" снимающий в период "ярмочного кино" (1900-1908). "Ворон" как и многие популярные работы Зекки, демонстрирует пороки людей. Интересно, что в картине Клузо использовался прием вид через замочную скважину ,на котором строился один из известных фильмов Зекки - "Через замочную скважину", 1901 года. Но наличие схожих черт с другими режиссерами не означает, что фильм является заурядным и шаблонным. "Ворон" и другие фильмы Клузо все равно остаются самобытными и уникальными в своем роде.
Хоть Клузо наказывает своих героев благодаря "Ворону" который раскрывает их ужасные тайны. Однако режиссер также демонстрирует обратную сторону правды. В картине присутствует один наглядно показывающий негативное влияние раскрытия истины эпизод - попытка самоубийства маленькой девочки. В нем юная леди, которой примерно шесть лет, просит, чтоб ей дали умереть. Она бросилась в реку, узнав из письма "Ворона" что ее папа не ее биологический отец. Но жители города успели спасти девчонку. Главный герой успокаивает ее, сказав, что в анонимке сплошной вздор. Клузо изображает правду в разных ее аспектах. Тем самым не давая однобокого ответа на вопрос: "Несет ли истина положительный характер или нет?".
Правда, в фильме очень слабая развязка. В ней главный герой за 10 минут бежит сначала к одной героине и обвиняет ее в написания писем. Та убеждает его в обратном и наводит на новый след. Он идет к другой героине, где обвиняет теперь ее. Та тоже его убеждает в обратном. Герой начинает снова подозревать прошлую девушку. Затем почти через минуту видит чернила и начинает снова подозревать вторую героиню. А в итоге "Вороном" оказывается вообще другой персонаж. Из-за этого главный герой выглядит как нелепый простофиля, что ухудшает мнение зрителя о персонаже. К тому же твист на твисте не делает сюжет более динамичным и остросюжетным, а напротив, создает ощущение затянутости.
Вывод
Итак, мы получаем хорошую картину, в которой Клузо, чтобы придать своей истории более глубинный замысел, смешал два жанра - нуар и детектив. Но весьма хилая концовка слегка ухудшает мнение зрителя о киноленте.
8/10