Найти в Дзене
Sitcomer

Ворон, летящий на крыльях правды Рецензия на фильм "Ворон"

Оглавление

Реж. Анри-Жорж Клузо, 1942

Из фильма "Ворон"                                          (реж. Анри-Жорж Клузо, 1942)
Из фильма "Ворон" (реж. Анри-Жорж Клузо, 1942)

Вступление

Фильм Анри-Жоржа Клузо "Ворон" сняли во Франции, когда та была оккупирована немецкими солдатами. Картина, как утверждал историк кино Франсуа Шале, не была показана в Германии, поскольку немцы сочли ленту аморальной и порочной. А после освобождения Франции "Ворон" вызвал гнев патриотического круга граждан, который поспособствовал изгнанию нескольких членов съёмочной бригады и актеров из кинопрофессии, как сотрудники немецкой кинокомпании "Континенталь". Клузо, например, получил пожизненное отлучение от киноиндустрии, но через три года его табу было снято. С выхода фильма прошло 82 года, и теперь картину можно легко посмотреть в интернете. Так каким же вышел фильм, который в свое время не смог найти своего зрителя?

О чем история?

В небольшом французском городке доктор Жермен, делающий тайно аборты, получает анонимное письмо с его разоблачением, подписанное "Вороном". Вскоре анонимки начинают получать другие жители города, которые много чего скрывают. Жители городка объявляют охоту на "Ворона".

Из фильма "Ворон"                                          (реж. Анри-Жорж Клузо, 1942)
Из фильма "Ворон" (реж. Анри-Жорж Клузо, 1942)

Мое мнение

Стоит отметить, что одной из самых важных деталей служит, что в картине нет ни одного положительного героя. У каждого персонажа имеется какой-нибудь порок. Даже дети в этом городе обзавелись грехом. С виду маленькая милая девочка оказывается нездоровой клептоманкой. Зритель наблюдает за жителями французского города, который может с легкостью считаться современной версией Содома или Гоморры. Все в городе подозревают друг-друга и пытаются найти отправителя писем, желая прикрыть свою гнилую личину. Благодаря этому Клузо придает глубину своей детективной истории посредствам добавления в нее элементов нуара.

Интересно, что Анри-Жоржа Клузо называли французским Хичкоком. В фильмах Клузо прослеживаются сходства с картинами Альфреда Хичкока ("Психо", 1960; "Головокружение", 1958). Оба режиссера создавали гениально отточенные триллеры. "Ворон" не стал исключением. Однако в картине также прослеживаются черты другого режиссера, снимавшего намного раньше, чем Хичкок с Клузо. Фердинанд Зекка ("История одного преступления", 1901; "Жертва алкоголя", 1902) вошел в историю кино как "реалист" снимающий в период "ярмочного кино" (1900-1908). "Ворон" как и многие популярные работы Зекки, демонстрирует пороки людей. Интересно, что в картине Клузо использовался прием вид через замочную скважину ,на котором строился один из известных фильмов Зекки - "Через замочную скважину", 1901 года. Но наличие схожих черт с другими режиссерами не означает, что фильм является заурядным и шаблонным. "Ворон" и другие фильмы Клузо все равно остаются самобытными и уникальными в своем роде.

Из фильма "Ворон"                                          (реж. Анри-Жорж Клузо, 1942)
Из фильма "Ворон" (реж. Анри-Жорж Клузо, 1942)

Хоть Клузо наказывает своих героев благодаря "Ворону" который раскрывает их ужасные тайны. Однако режиссер также демонстрирует обратную сторону правды. В картине присутствует один наглядно показывающий негативное влияние раскрытия истины эпизод - попытка самоубийства маленькой девочки. В нем юная леди, которой примерно шесть лет, просит, чтоб ей дали умереть. Она бросилась в реку, узнав из письма "Ворона" что ее папа не ее биологический отец. Но жители города успели спасти девчонку. Главный герой успокаивает ее, сказав, что в анонимке сплошной вздор. Клузо изображает правду в разных ее аспектах. Тем самым не давая однобокого ответа на вопрос: "Несет ли истина положительный характер или нет?".

Правда, в фильме очень слабая развязка. В ней главный герой за 10 минут бежит сначала к одной героине и обвиняет ее в написания писем. Та убеждает его в обратном и наводит на новый след. Он идет к другой героине, где обвиняет теперь ее. Та тоже его убеждает в обратном. Герой начинает снова подозревать прошлую девушку. Затем почти через минуту видит чернила и начинает снова подозревать вторую героиню. А в итоге "Вороном" оказывается вообще другой персонаж. Из-за этого главный герой выглядит как нелепый простофиля, что ухудшает мнение зрителя о персонаже. К тому же твист на твисте не делает сюжет более динамичным и остросюжетным, а напротив, создает ощущение затянутости.

Вывод

Итак, мы получаем хорошую картину, в которой Клузо, чтобы придать своей истории более глубинный замысел, смешал два жанра - нуар и детектив. Но весьма хилая концовка слегка ухудшает мнение зрителя о киноленте.

8/10

 "Ворон" (реж. Анри-Жорж Клузо, 1942)
"Ворон" (реж. Анри-Жорж Клузо, 1942)