Найти тему
Логопед научит

Дизартрия: как определить самостоятельно

На сегодняшний день стертая дизартрия является самой распространённой речевой патологией у детей дошкольного возраста. Она характеризуется нарушением иннервации речевого аппарата. Иными словами, по той или иной причине, нервный импульс который идёт от речевых центров в коре ГМ к органам артикуляции недостаточен, вследствие чего страдает тонус мышц, поэтому движения губ и языка становятся недостаточными для чёткого правильного произношения.

Пробы, которые проводят логопеды для оценки черепно-мозговых нервов и мышц речевого аппарата:

  • Нахмуриться (оцениваем возможность целенаправленно го выполнения движений)
  • Подмигнуть сначала одним глазом, затем вторым (оцениваем возможность выполнения, одинаково ли легко выполняет пробы обеими глазами)
  • Открыть широко рот удерживать под счёт до 5
  • Надуть щеки (оцениваем достаточно ли надувает, симметрично ли с обеих сторон)
  • Улыбнуться, показывая зубы (оцениваем симметричность улыбки)
  • Вытянуть губы трубочкой (оцениваем возможность)
  • Высунуть широкий язык - упр. "Лопаточка", положить на нижнюю губу, удержать под счёт до 5 (оцениваем возможность сделать язык широким, возможность удерживать без подрагиваний)
  • Показать узкий язык - упр. "Иголочка", удержать под счёт до 5 (оцениваем возможность выполнения и нет ли подрагивания)
  • Упр "Маятник" - кончиком языка дотянуться по очереди к правому уголку губ, затем - к левому (оцениваем амплитуду движения и нет ли сопутствующих движений (синкинезий) нижней челюстью
  • Облизать губы по кругу кончиком языка (оцениваем возможность выполнения)
  • Упр" Качели" - рот открыт, тянуть кончик языка вниз, затем-вверх (оцениваем может ли ребёнок дотянуться кончиком языка до верх губы, при открытом рте, не подсаживая язык на нижнюю губу. т. е. без помощи нижней челюсти

На фото ниже, ребёнок не может поднять кончик языка вверх без помощи нижней губы

Страдают верхние продольные мышцы языка
Страдают верхние продольные мышцы языка

Следующий фотопример - при выполнении Упр. " Маятник", нижняя челюсть "идёт" вслед за языком. В НОРМЕ нижняя челюсть д. б. неподвижной

Страдает шилоязычная мышца
Страдает шилоязычная мышца

Здесь я представила основные пробы, которые логопед использует при диагностике.

С помощь них вы можете оценить состояние мышц речевого аппарата ребенка самостоятельно.

Как помочь малышу с дизартирией? Какие процедуры будут оптимальными. Об этом подробно - в следующей статье😊