Опираясь на опыт (19 лет в аудите) и практику (765 аудиторских проверок в год), в данной статье покажем, как аудиторы помогают исправлять ошибки, повышать эффективность в учете и налогах, находить скрытые резервы. Хотя для многих собственников сегодня и вовсе стоит вопрос: «Как не потерять бизнес и личные сбережения?». Узнайте о четырех выгодах аудита для коммерческой организации с живыми примерами и важной статистикой, где вложения в аудит окупаются в сотни раз.
Наталья Игуш — Генеральный директор «Правовест Аудит», аттестованный аудитор и профбухгалтер
1. Объективная «картина» в учете для управленческих решений
Верные управленческие решения возможны только при достоверной информации. Ошибки могут возникать из-за противоречивого налогового законодательства или организационных моментов.
Кейс 1:
Недавно мы аудировали российскую логистическую компанию, чей рост из малого предприятия до крупного бизнеса с миллиардными оборотами выявил проблемы. Система документооборота и внутреннего контроля осталась на уровне малого предприятия и не могла справиться с новыми объемами. Финансовая служба работала "по старинке", отчеты не автоматизированы, что привело к ошибкам и налоговым рискам.
Так, за 2023 год ошибка в декларации занизила налоговую базу на 189 млн руб., что привело к недоплате налога в 38 млн руб. и риску уголовной ответственности. Финансовая отчетность была искажена на 189 млн руб., что влияло на возможные дивиденды собственников.
Аудит выявил слабые места учета и риски. Прямые выгоды:
- 7.5 млн руб. экономии на налоговом штрафе;
- устранение риска уголовной ответственности для руководителя;
- возможные 151 млн руб. дивидендов для собственников.
По итогам внедрили новые регламенты и ПО, что улучшит достоверность информации, снизит конфликты с контрагентами и повысит лояльность партнеров. Качественный аудит от «Правовест Аудит» — это квалифицированный взгляд со стороны, помогающий руководству и финансовым службам.
Кстати, опрос наших клиентов, проведенный в 2023 году показал, что наиболее частая цель проведения аудита как раз убедиться, что все в порядке, устранить сомнение «вдруг что-то не так». Руководители и собственники сегодня хотят иметь четкое подтвержденное представление о происходящем в компании.
Есть и еще много «плюсов» от проведения аудита, например, финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением вызывает больше доверия у собственников и инвесторов, для субсидий и побед на тендерах, при кредитовании в банках и т.п. А это дополнительные инвестиции в преимущества бизнеса.
Кейс 2.
В "Правовест Аудит" обратился руководитель компании по производству кухонной мебели с просьбой разобраться с низкой рентабельностью бизнеса. Анализ показал, что рост выручки финансировался заемными средствами, а уплаченные комиссии по факторингу превышали чистую прибыль. В 2022 г. банки заработали на факторинговых операциях 62 млн руб., тогда как чистая прибыль составила 44 млн руб.
Компания изменила клиентский портфель, уменьшив долю розничных сетей в пользу застройщиков, что привело к значительным расходам на замеры, монтаж и доставку. В 2023 г. коммерческие расходы увеличились на 46 млн руб., а прибыль от продаж уменьшилась на 53 млн руб.
“Таким образом, на бизнесе клиента его контрагенты зарабатывали больше, чем он сам.”
Рекомендации специалистов:
- изменить подход к ценообразованию,
- уйти от котлового метода распределения накладных расходов,
- учитывать доходы и расходы детально,
- планировать загрузку мощностей для сокращения издержек.
Эти меры позволили значительно увеличить рентабельность бизнеса.
2. Контроль бизнеса и предотвращение хищений
Если собственник не занимается непосредственным управлением, некоторые руководители и менеджеры могут злоупотреблять его деньгами:
- уведение выручки на свою фирму;
- завышение расходов;
- заключение ненужных договоров (например, займы под нерыночные проценты);
- закупки у аффилированных лиц по завышенным ценам за откаты.
Кейс 3.
Аудиторы обнаружили увод денег собственника на 85 млн руб.: заключение ненужных договоров, продажа продукции аффилированным компаниям с убытком, перевод прибыли.
Кейс 4.
Учредитель может взыскать более 13 млн руб. с бывшего гендиректора, который подделал документы, увеличил себе зарплату и выдал компании займ под большие проценты.
Аудиторы могут подготовить документы для правоохранительных органов для установления виновных и возмещения убытков компании.
3. Обеспечение налоговой безопасности — предотвращение потерь бизнеса и личных средств
Бюджету нужны деньги... План роста сбора налогов на 2024 год составил +14%. Налоговый контроль усиливается, доначисления растут как по результатам проверок, так и при уточнении обязательств по просьбе инспекции. Успешные компании под особым вниманием. Чтобы спорить с налоговыми органами, нужна уверенность, что в налоговом учёте компании нет ошибок и нарушений.
Данные представлены на основании официальной статистики ФНС и Федресурса. Подробнее >>
Ошибки в налоговом учёте грозят компании, её руководителям и собственникам финансовыми потерями, потерей времени, нервов и возможным приостановлением деятельности. Ошибки могут привести к банкротству компании и потере свободы руководителя/собственника в случае привлечения к уголовной ответственности.
Недостаточно классического финансового аудита только бухгалтерской отчетности — нужно углублённое исследование налогового учёта. Взгляд со стороны важен, так как финансовая служба может упустить ошибки из-за нехватки времени и изменений в законодательстве.
Кейс 5.
Логистическая компания выявила риски на 174 млн руб. из-за отсутствия внутренних документов. Компания дооформила необходимые документы для обоснования операций в налоговом учёте.
Защита руководителей и собственников важна, так как субсидиарная ответственность растёт и налоговые доначисления всё чаще взыскиваются с руководителей и собственников компаний.
Итоги нашей статистики показали, что комплексный аудит с углубленной проверкой налогового учета эффективнее классического финансового аудита по выявлению налоговых рисков в 8 раз, а по выявлению резервов — более чем в 24 раза. Таким образом, при комплексном аудите риски доначисления налогов минимизируются.
Эксперты «Правовест Аудит» тестируют компанию на риск назначения выездной налоговой проверки по 12 критериям ФНС и проверяют ключевых контрагентов на «налоговую благонадежность».
Кроме того, в договор комплексного аудита включены эксклюзивные гарантии: обязательства по компенсации убытков в случае доначисления налогов из-за необнаруженной ошибки или неверных рекомендаций. Выполнение таких обязательств гарантируется страховым полисом «Ингосстрах», покрывающим до 30 млн руб. пени и штрафов, если налоговым юристам не удастся оспорить налоговые доначисления. Один страховой случай уже доказал эффективность этой страховки.
Важно защититься, так как практика субсидиарной (персональной) ответственности набирает обороты и налоговые доначисления все чаще взыскивают с руководителей и собственников компаний, если сама компания не может погасить такие долги. Средняя сумма субсидиарной ответственности за налоговые долги по итогам 1 полугодия 2023 года составила 83 млн руб. (Федресурс).
Безупречная налоговая отчетность минимизирует риски потерь бизнеса из-за налоговых и судебных споров, блокировки счетов и утраты репутации.
4. Перспективы оптимизации платежей и привлечение дополнительных финансов
Компания иногда платит значительные суммы за «налоговое спокойствие», а её руководитель может не знать об этом. Например, при заявке на возмещение НДС налоговая часто просит убрать вычеты, и бухгалтеры, желая избежать проверок, выполняют эту просьбу.
Мы ежемесячно анализируем выявленные аудиторами резервы и однажды зафиксировали крупные суммы не принятого к вычету НДС — 490 млн руб. После отчета аудиторов клиенты решили заявить к вычету "отложенный" налог для пополнения оборотных средств.
“Чтобы заявлять НДС к возмещению или нарушить «безопасную долю» вычетов в декларации по НДС необходима уверенность, что в учете все в порядке, и контрагенты, выставившие счета-фактуры, НЕ имеют признаков «технических компаний». Проверку ключевых контрагентов или Положения о проверке контрагентов компании можно включить в аудит в качестве дополнительной опции.”
Аудиторы и налоговые юристы отражают суммы выявленных налоговых рисков и резервов в «Отчете руководителю» по итогам аудита.
Для финансовой службы компании в «Обзоре» предоставляются рекомендации по устранению ошибок и предложениями по налоговым резервам.
Таким образом, аудит может принести компании дополнительные оборотные средства на миллионы рублей.
Как извлечь из аудиторской проверки только важное для руководства и владельцев?
Подведем итог. Аудит, включающий нужные руководителю и собственнику компании вопросы, дает:
- реальное представление о финансовом положении компании для принятия управленческих решений;
- «страховку» от потери бизнеса и активов;
- возможность оптимизировать налоговые платежи.
Перед заключением договора на аудит проводится экспертная встреча для выяснения потребностей компании.
Руководители могут считать аудиторские заключения «пустой формальностью». Мы понимаем, что их интересуют «глобальные» показатели, потому по итогам аудита встречаемся с руководством и собственниками для обсуждения результатов.
Для руководства готовят «Отчет руководителю» — компактный и структурированный отчет.
Отчет содержит:
- суммы искажений бухгалтерской отчетности (с указанием наименования строк),
- суммы налоговых рисков и резервов,
- оценку риска назначения выездной налоговой проверки по 12 критериям ФНС с информацией о критериях, создающих риски для компании,
- оценку эффективности системы внутреннего контроля с «подсвеченными» зонами риска,
- рекомендации по управленческому учету (если опция включена в договор),
- сумму рисков по кадровому учету (сумма возможных штрафных санкций за отсутствие тех или иных документов, обязательных для работодателя).
Отчет позволяет руководителю увидеть проблемные зоны компании. Подробное описание приводится в «Обзоре» для финансовой службы, обсуждаются результаты и мероприятия по устранению недочетов.
Практика показала, что многие руководители не знают, что финансовая отчетность влияет на отношение налоговой и назначение проверок (например, безопасная доля вычетов НДС 89%).
Мы сегодня назвали лишь 4 основные выгоды аудита для собственников и руководителей компаний, но на самом деле их значительно больше. Главное провести действительно полезный аудит, когда вложения в аудит — это инвестиции в прибыльность компании и свое финансовое спокойствие. Согласитесь, это неплохие дивиденды?