Новые завоеватели Ханаана стали перенимать трудовые навыки местных жителей и переходили от примитивного кочевого скотоводства к поливному земледелию.
Развитие торговли способствовало созданию здесь оригинальной письменности. Израильтяне на основе финикийской письменности создали свой алфавит, который, как и финикийский, представлял собой консонантное письмо.
Знаком при таком способе письма обозначается согласный с произвольным или нулевым гласным. В любом случае древнееврейская алфавитная письменность, истоки которой восходят к еще более древней ханаанейской письменности, относится к числу древнейших в мире.
Наиболее ранний документ, написанный древнееврейским алфавитом относится к X веку до н. э.
При освоении новых земель израильтянам приходилось учитывать местный климат и особенности рельефа страны. Ведь, как в древнем, так и в современном Израиле большая часть дождей выпадает в зимний период, а лето здесь постоянно жаркое и сухое.
Еще до вторжения израильтян на рубеже XIII и XII веков до н. э. жители Ханаана научились для сбора дождевой воды строить подземные каменные цистерны, которые обмазывались изнутри прочным известковым цементным раствором.
Эти цистерны позволяли накапливать и сохранять воду круглый год и заниматься земледелием не только возле источников, ручьев и немногочисленных пересыхающих рек, но и на сухих, почти лишенных летом влаги, нагорьях в центре страны.
Заимствованные у местных жителей передовые приемы агрокультуры, благоприятный климат и плодородные почвы помогли евреям превратить "землю обетованную" в страну в избытке производящую зерно, оливки и виноград.
Родовая знать Древнего Израиля за счет земледелия и торговли, основанных на эксплуатации бедных соплеменников и рабов, к числу которых относились порабощенные ханаанеи а также пленники, захваченные в войнах с соседями, быстро богатела.
Управление Израильским государством до XI века до н. э. осуществлялось советами родовой знати и так называемыми судьями - выборными должностными лицами. Иногда "судьями" становились просто удачливые военные вожди.
Также существовали и народные собрания и традиционные сельские общины.
Однако укрепление рабовладельческого строя уже требовало создания сильного государства, задачей которого было держать в подчинении, как покоренных ханаанеев, так и массы угнетаемых рабов.
Богатство страны, ее выгодное географическое положение на пересечении торговых путей и налаженные связи с южными и северными соседями естественно привлекали внимание внешних захватчиков.
Еще до завоевания Ханаана израильтянами на его юго-западном побережье обосновался один из легендарных "народов моря", переселенцев с Балкан и островов Средиземного моря - воинственные филистимляне, или иначе "плиштим", или "пелесет" у египтян.
Филистимляне построили хорошо укрепленные города - Газу, Ашдот, Ашкелон, Экрон и Гат, и стали совершать регулярные набеги вглубь страны. От название этого, пришедшего из-за моря народа, произошло и греческое название всей страны - Палестина.
Филистимляне в отличие от евреев имели уже железное оружие, и они долго строго хранили в тайне секреты его изготовления. Союз городов, основанный этим "народом моря", был для израильтян серьезных противником.
Первым в XI веке до н. э. нападению филистимлян подверглась соседняя Иудея - земля потомков "колена Иуды". Здесь филистимляне захватили ряд крепостей, в том числе и Лахиш (Лахис), где была найдена археологами их керамика. Но овладение гористой и бедной Иудеей, расположенная на юге Израиля не сулило им больших выгод.
Поэтому в дальнейшем филистимляне изменили направление свое военной экспансии и устремились на северо-восток. Они оказались более сильными в военном отношении и захватили в Израиле несколько городов, в том числе и главное святилище израильтян - город Силом.
К концу XI века наступление филистимлян и частные войны с другими соседями ради захвата добычи и пленников, и обращения их в рабов, потребовали установлению в Израиле царской власти. Первым царем стал Саул, происходивший из "колена Вениамина" (1 Цар 8:5; 10:1).
Саул одержал победу над аммонитянами и спас от осады Иавис Галаадский. Он также нанес поражение филистимлянам в сражении при Михмасе. Однако в битве в теми же филистимлянами при горе Гелвуй Саул и его сын Ионафан погибли (1 Цар 31:1-6).
В гибели Саула был повинен один из его военачальников из "колена Иуды" - Давид. Он бежал со службы Саула, после чего возглавил военный отряд на юге страны, а затем перешел на сторону филистимлян. В главном сражении при горе Гелвуй он не принимал участия.
Изменив Саулу, он значительно ослабил силы израильтян и дал возможность филистимлянам победить и убить первого израильского царя вместе с его сыновьями. Саулу отсекли голову, после чего враги носили ее "по всей земле филистимлян", а тело его выставили на стене Бет-Шеана, бывшей египетской а теперь филистимлянской крепости в глубине Израиля.
Смерть Саула привела к беспорядкам. Этим и воспользовался Давид, чувствовавший поддержку части знати разных израильских племен, недовольных правлением Саула, и особенно многочисленных иудеев ("колена Иуды") и влиятельного жречества.
Следующим царем Израиля становится Давид. Давид начал свое правление в Хевроне, где люди племени Иуды провозгласили его царем. А через 7 лет представители всех израильских племен съехались в Хеврон и объявили Давида царем всего Израиля (2 Цар 2-5).
Совершив предательство, Давид не доверял своему народу и окружил себя гвардией, набранной из числа филистимлян.
Давид перенес свою столицу и Иевус, только что отвоеванный у иевуссеев, и переименовал этот город в Иерусалим. Этот город был воздвигнут на высокой горе и представлял собой естественную крепость, окруженную высокими стенами.
Новая столица, находившаяся в центре территории племени иудеев ("колена Иуды"), могла постоянно снабжаться водой от источника, который находился у подножия горы, за пределами городских стен.
В Иерусалиме на горе Мориа, где по преданию Авраам хотел принести в жертву Богу своего сына Исаака в последствии Соломон воздвиг Храм (2 Цар 7:11-16).
При царе Давиде Израиль стал типичным рабовладельческим государством, которое вело постоянные войны с соседями, прежде всего с племенами Заиорданья - аммонитянами, моавитянами и идумеями, для захвата военной добычи и новых рабов.
Давиду удалось положить конец могуществу филистимлян и значительно расширить границы Израильского царства, подчинив своей власти Едом, Моав, Аммон и Галаад (2 Цар 8:2-14). Большой доход казне приносило взимание платы с купцов, которые пользовались торговыми путями, проходящими через подвластные Давиду территории.
Давид построил себе в Иерусалиме дворец, в работе над которым участвовали и мастера, приглашенные из других стран (2 Цар 5:11).
Согласно преданию Давид покорил некоторые арамейские государства Сирии, господствовавшие над караванными путями, в их числе и Дамаск, а также заключил союз с царем Тира Хирамом I, который поставлял в Израиль ценную древесину для строительства.
Этот союз был выгоден обоим государствам для борьбы с филистимлянами на суше и на море, а также способствовал расширению тирской и израильской торговли.
Несмотря на то, что в Библии Давид прославляется, как достойный и просвещенный правитель, сохранилось много свидетельств о его жестокости. Так, при завоевании одной из областей Заиорданья для устрашения местного населения он приказал казнить каждого третьего жителя.
Давид умер около 970 г. до н. э., оставив своему сыну Соломону большую и могущественную страну, созданную всего за 50 лет.