Найти в Дзене
Сто и один факт

Факты о квадрате Малевича

«Чёрный квадрат» — самая известная работа Казимира Малевича. Картина была создана в 1915 году и стала заявлением о появлении нового направления в искусстве — супрематизме. Малевич хотел полностью отказаться от изображения реальности и изобрести новый мир форм. Смысл этой работы сводился к главенству чёрного квадрата над другими формами в искусстве в качестве первоэлемента. У произведения есть несколько вариантов. Малевич повторил полотно в 1924 году для XIV Биеннале в Венеции, в 1929-м написал ещё один вариант — к персональной выставке в Третьяковке, в четвёртый раз он вернулся к этой работе в начале 1930-х. «Черный квадрат» Казимира Малевича на самом деле вовсе не квадрат: ни одна из его сторон не параллельна ни противоположной, ни рамке картины. Технически это просто прямоугольник. И он не черный. Малевич использовал специальный раствор красок, в котором не было ни одной черной, поэтому название картины не совсем соответствует действительности. «Черный супрематический квадрат» бы
Оглавление

«Чёрный квадрат» — самая известная работа Казимира Малевича.

Картина была создана в 1915 году и стала заявлением о появлении нового направления в искусстве — супрематизме.

Малевич хотел полностью отказаться от изображения реальности и изобрести новый мир форм. Смысл этой работы сводился к главенству чёрного квадрата над другими формами в искусстве в качестве первоэлемента.

У произведения есть несколько вариантов. Малевич повторил полотно в 1924 году для XIV Биеннале в Венеции, в 1929-м написал ещё один вариант — к персональной выставке в Третьяковке, в четвёртый раз он вернулся к этой работе в начале 1930-х.

1. Это не квадрат – и он не черный

«Черный квадрат» Казимира Малевича на самом деле вовсе не квадрат: ни одна из его сторон не параллельна ни противоположной, ни рамке картины. Технически это просто прямоугольник.

И он не черный. Малевич использовал специальный раствор красок, в котором не было ни одной черной, поэтому название картины не совсем соответствует действительности.

2. У него две даты создания

«Черный супрематический квадрат» был первоначально придуман Малевичем в 1913 году, как часть проекта сценического занавеса в футуристической опере «Победа над солнцем» (1913 музыка Михаила Матюшина, либретто Алексея Кручёных). Художник не придавал значения фактической дате создания картины.

первые «Черный квадрат» был физически создан в 1915 году для «Последней футуристической выставки картин «0,10», которая проходила в Петрограде с 19 декабря 1915 года по 17 января 1916 года. Когда «Черный квадрат» был создан (в июне 1915 года), Малевич написал «1913» на обороте холста 1915 года, подчеркивая, что работа была первоначально создана в 1913 году, и только написана в 1915 году. Автор неизменно называл свою работу «Главный элемент супрематизма. Квадрат. 1913».

3. На самом деле это часть триптиха

Когда «Черный супрематический квадрат» был впервые выставлен в 1915 году, он был показан вместе с двумя другими «основными супрематическими формами» – «Черным кругом» и «Черным крестом», которые менее известны, чем «Черный квадрат».

4. Он нарисован поверх другой картины

Во время рентгеноскопии оригинальной картины, которая была проведена в 2015 году, было сделано важное открытие. До «Черного супрематического квадрата» на холсте было ещё две картины. Первая представляла собой композицию в стиле кубофутуризма, а вторая, написанная поверх первой, – супрематическую композицию. Затем Малевич закрасил весь холст, создав «Черный супрематический квадрат».

Также исследователи смогли прочитать карандашную надпись на обороте. «Надпись сделана черным карандашом на высохшем слое белого, состоит из трех слов и читается нами как «битва негров», предположительно «ночью», – сказала исследователь Екатерина Воронина.

5. Это не первая полностью черная картина

Обнаруженная надпись была сделана самим Малевичем, утверждают графологи. В надписи он ссылается на, вероятно, первую в истории тотально черную картину, которую Малевич никогда не видел, но, видимо, слышал о ней – "Combat de nègres pendant la nuit" («Битва негров ночью»), написанную в 1882 году Полем Бильо – не художником, а драматургом и либреттистом. «Битва негров ночью» представляет собой абсолютно черное полотно. Пропавшая с 1882 года, эта картина была найдена в 2017-2018 годах в частной коллекции.

Однако даже картина Бильо не является первым в истории изображением черного цвета – английский врач и оккультист Роберт Фладд опубликовал изображение «Тьмы» в своей книге 1617 года о происхождении и структуре космоса; а французский иллюстратор Берталь опубликовал свой черный «Вид на Ла-Хог (эффект ночи)» в 1843 году.

6. Существует четыре «Черных квадрата» – и все они находятся в России

Казимир Малевич создал несколько авторских повторений «Черного квадрата». В настоящее время существует четыре варианта «Черного квадрата», которые различаются по рисунку, фактуре и цвету.

Первый «Черный квадрат» был создан в 1915 году и экспонировался на выставке «0.10». Он хранится в Третьяковской галерее. Размер его холста – 79,5 на 79,5 сантиметров.

Второй «Черный квадрат», 106 на 106 см, был создан в 1923 году для участия в биеннале в Венеции. Он хранится в Русском музее.

Третий, созданный в 1929 году, был написан Малевичем для персональной выставки в Третьяковской галерее. Она является точной копией оригинала (также 79,5 см с каждой стороны) и также хранится в Третьяковской галерее.

Четвертый «Черный квадрат» – самый загадочный. Он был создан в 1932 году и имеет размеры 53,5 на 53,5 см. О нем ничего не было известно до 1993 года, когда он всплыл в Самаре – человек, имя которого не разглашается, принес его в банк в качестве залога по кредиту. Картина не была возвращена и в конце концов была продана олигарху Владимиру Потанину, который затем передал ее в Государственный Эрмитаж, где она и хранится в настоящее время.

7. Малевич также написал картины, известные как «Красный квадрат» и «Белый квадрат»

-2

«Красный квадрат», названный «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях», был написан Малевичем в 1915 году для той же выставки, на которой впервые был представлен «Черный квадрат».

-3

«Белый квадрат», названный «Белое на белом», был создан в 1918 году. Он написан в двух близких оттенках белого. Фон картины написан слегка теплым оттенком, с примесью охры. Квадрат написан холодным голубоватым оттенком. Сам художник писал: «Супрематические три квадрата – это установление определенных мировоззрений и миростроительства... черный как знак экономики, красный как сигнал к революции и белый как чистое действие».

Черный супрематический квадрат. Казимир Малевич. 1915 год

«Черный квадрат» — самая известная работа Каземира Малевича. Вокруг картины сложилось немало легенд, но есть факты. И они так же интересны, как мифы о загадочном произведении искусства .

Первый в своем роде

«Черный квадрат» демострировался на последней футуристической выставке картин «0,10» в 1915 году. Полотно повесили в красном углу. Оно стало заявлением о появлении нового направления в искусстве — супрематизме.

«Черный квадрат» в красном углу выставки «0,10». 1915 год

Вот как в книге «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» художник определил отличие этого подхода от остальных:

«До сей поры не было попыток живописных как таковых, без всяких атрибутов реальной жизни. <...> Живопись была эстетической стороной вещи, но она никогда не была самобытна и самодельна».

Малевич хотел полностью отказаться от изображения реальности и изобрести новый мир форм. «Черный квадрат» был не просто первой картиной супрематизма. Он представлял собой новый вид арт-объекта. Малевич считал его знаком новой эры в искусстве. Смысл этой работы сводился к главенству черного квадрата над другими формами в искусстве в качестве первоэлемента.

Не все его проект оценили. Мнения о картине первых зрителей разделились. Критик Александр Бенуа писал: «Это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».

Другой точки зрения придерживался философ Михаил Гершензон. «История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами — нуль!» — заявил он.

Связь с «Джокондой»

Впервые «Черный квадрат» в творчестве художника появился раньше выставки «0,10» — в 1913 году. Малевич изобразил эту фигуру в эскизах к декорациям оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем».

«Композиция с Джокондой («Частичное затмение»)» Казимира Малевича. 1914 год

Еще один предвестник «Черного квадрата» — «Композиция с Джокондой» (1914). На этом полотне Малевич перечеркнул легендарный шедевр Леонардо да Винчи и расположил выше него прямоугольники черного и белого цвета.

«Важно, что Казимир Малевич перечеркивает лицо и грудь Моны Лизы — символы идей портретности и телесности», — уточнили на сайте «ЦДХ-Онлайн».

«Создав такое произведение, как «Композиция с Джокондой», Малевич внутренне был готов к выходу за пределы «практического реализма»: «Я уничтожил кольцо горизонта, вышел из круга вещей. И вещи исчезли как дым», — добавляют в Русском музее.

Опознавательный знак

Таковым для Малевича стал«Черный квадрат». Когда мастер вернулся к фигуративной живописи (обычно изображал крестьян и рабочих), он подписывал многие свои работы черным квадратом.

На похоронах Малевича изображение с «Черным квадратом» было прикреплено к катафалку, этот знак был нанесен и на крышку гроба художника.

Несколько «Черных квадратов»

Изначально картина носила другое название — не «квадрат», а «четырехугольник». «Ни одна сторона фигуры не равна и не параллельна другой. Благодаря неровностям квадрат выглядит динамичной структурой, словно бы постоянно находящейся в движении», — рассказывают в «ЦДХ-Онлайн».