Найти тему

Азбука Сазонова. "Ж" - ЖЕЗЛ.

Интересны описания русско-румынских отношений накануне Первой мировой войны. Сазонов, как видно из отрывка ниже, добивался сближения Бухареста и Петербурга, что было особенно важно, т.к. король Румынии Карл принадлежал к роду Гогенцоллернов, был родственником кайзера Вильгельма, что создавало предпосылки для возможного участия Румынии на стороне Австро-германского блока.

Также в предлагаемом отрывке интересно указание на просьбу Сазонова Великому князю Николаю Михайловичу, фактически,
заняться сбором информации, "мониторингом общественного мнения" о России в разных кругах румынского общества.

7)«Ж» - ЖЕЗЛ. Сазонов С. Д. Воспоминания. М., 1991. С. 127-128.

"Первым проявлением возрождавшейся после продолжительного охлаждения русско-румынской дружбы было пожалование Государем королю Карлу фельдмаршальского жезла в память его славного участия в победах наших союзных войск в войне 1877–1878 годов.

Блестящая мысль этого пожалования принадлежала императору Николаю, и я мог только отнестись к ней с самым искренним сочувствием, видя в этом самопочинном акте Государя проявление того личного его участия в политике нашего с Румынией сближения, которому я придавал особенное значение.

Когда Государь сообщил мне об этом намерении, он прибавил, что желал бы обставить вручение жезла королю особой торжественностью, поручив это вручение одному из членов Императорского дома, но не знал, на ком остановить свой выбор.

Зная, по близкому личному знакомству с ним, интерес, который Великий Князь Николай Михайлович издавна питал к вопросам внешней политики, я предложил Государю дать это почетное поручение этому члену его семьи, имя которого было хорошо известно за границей благодаря его многочисленным трудам по русской истории начала XIX столетия.

Перед отъездом своим в Бухарест Великий Князь заехал ко мне за получением более подробных указаний относительно целей своей командировки, к которой он, как я и ожидал, испытывал самый живой интерес.

Так как на него не возлагалось никакой специальной миссии, я мог ограничиться поручением ему быть в Румынии истолкователем тех настроений, которых он не мог не заметить в России и которые сводились к искреннему желанию Государя и императорского правительства поставить наши отношения к ней на более близкую и дружественную ногу, чем они были за последнее время.

Наряду с этими общими указаниями я просил Великого Князя, отличавшегося большой любознательностью, не без примеси любопытства, которое он стремился удовлетворить, где бы ни находился, общением с возможно большим количеством лиц разнообразных слоев общества, осведомиться о господствовавших в Румынии настроениях по отношению к нам, проверяя свои впечатления по сведениям, которыми располагал наш посланник Н. Н. Шебеко, успевший создать себе хорошее положение в Бухаресте".

На фото король Румынии Карл (Карой) с супругой королевой Елизаветой.