Как стать предпринимателем?
Практически любой микро- и малый бизнес можно начать с тысячи долларов. Все, что требуется на старте, — ваши время, мозги, организационные способности, а также умения и навыки. Скептики скажут, что именно их бизнес невозможно начать без денег. Ответ довольно прозрачен: найдите дело, которое можно начать с пятидесяти-ста тысяч рублей, заработайте больше и займитесь делом своей мечты. Так вы выйдете из состояния неопределенности, которое не позволяет сделать первый шаг, мобилизуете свои умственные и организационные способности и возможности, начнете думать непосредственно о процессе зарабатывания, а не о том, какую мебель купить в новый офис.
но в статьях расходов.
— Аренда.
— Амортизация.
— Фонд оплаты труда, в том числе НДФЛ.
— Страховые взносы.
— Расходы на рекламу и маркетинг.
— Расходные материалы (канцтовары, каталоги, бумага и прочее).
— Оплата интернета.
— Расходы на ведение бухгалтерского учета.
— Банковские расходы.
— Налоги.
— Создание и техническая поддержка сайта.
— IT-сопровождение.
И это только начало. Если вы не выжмете из себя десять-пятнадцать статей потенциальных расходов, значит, вы что-то забыли, и это может повлиять на ценообразование, что отразится на будущих финансовых результатах.
7. Оценивайте риски
Риски нельзя убрать из предпринимательской деятельности, но ими можно управлять: выявить, описать, оценить вероятность наступления и сумму возможного ущерба, ранжировать, спланировать мероприятия по минимизации. Ответьте себе на вопрос: «Что делать, если риск наступил?» Он сродни вопросу «Что в первую очередь делать в случае пожара?» — 80% людей отвечают «тушить», а надо звонить 112.
8. Соберите команду
Даже если вы работаете в одиночку, один из самых важных моментов — создание вокруг себя качественной команды. Штатные сотрудники, партнеры, фрилансеры — неважно. Надо учиться работать с людьми. Это подразумевает поиск, отбор, адаптацию, выстраивание формальных и неформальных связей и взаимоотношений, стимулирование и формирование справедливой системы вознаграждения, поощрение, повышение квалификации, ротацию, грамотную постановку задач, делегирование, контроль и даже расставание.
9. Сделайте свои коммуникации эффективными
Бизнес невозможен без коммуникаций. Прежде чем общаться с кем-либо, обязательно ответьте себе на три вопроса: зачем? кто? где?
Самое важное — цель коммуникации. Для чего эта встреча? Ради заключения контракта? Решения конфликтной ситуации? Других действий? Четко сформулируйте, чего вы хотите от ваших визави. Иначе они добьются своих целей, а вы — нет. С кем вам предстоит встречаться? Нюансов много: пол, возраст, должность, количество участников встречи. В зависимости от этого ваше поведение, внешний вид, степень пунктуальности могут меняться. Место тоже очень важно. У вас или у них? Как добраться? Сколько на это нужно времени? Как выглядит помещение, где вам предстоит коммуницировать? Особенно это касается публичных выступлений перед большой аудиторией. Нужно ли оборудование, программное обеспечение для презентаций? Если есть возможность приехать заранее, освоиться в помещении, обязательно сделайте это. Если только это не личный кабинет генерального директора крупного завода, к которому вы едете на долгожданную индивидуальную встречу. Хотя как знать… Превратите эти предварительные размышления в привычку и всегда задавайте себе три вопроса: зачем? кто? где?
10. Сверяйте любое решение с жизненными приоритетами
Без понимания своих приоритетов можно долго топтаться на месте или уйти совершенно не туда. Поэтому для начала их нужно визуализировать. Приемов и способов множество, но основа одна и та же: сформулировать и составить рейтинг. Если вы не знаете, как быстро отыскать свои жизненные приоритеты, можно обратиться к методике Милтона Рокича (она есть в Сети). Он сформулировал восемнадцать терминальных, то есть определяющих и важных, ценностей, которые касаются целей индивидуального существования, и восемнадцать инструментальных, которые связаны с образом действий и достижением целей. Брать свои приоритеты можно из обоих списков.
11. Повышайте личную эффективность
Есть известная предпринимательская поговорка: что нельзя измерить, то нельзя улучшить. Начать можно с того, чтобы целый день фиксировать процесс своей жизнедеятельности. Основная задача — выявление так называемых пожирателей времени. Отвлеклись на звонок — фиксируем. Застряли в пробке — фиксируем. Зависли в соцсетях — фиксируем. Главное — честно записывать все (даже незначительные) события. Через неделю появятся первые результаты, но можно продолжать еще пару недель. Уже в ходе хронометража вы начнете экономить свое время, потому что автоматически станете меньше отвлекаться на посторонние дела.
Итак, пожиратели обозначены. Понятно, сколько времени они крадут. Не все они наши лютые враги. Некоторые неизбежны (например, логистика). Некоторых мы любим (маму, вторую половинку, детей). Поэтому давайте без радикальных решений, если только дело не касается соцсетей или сериалов. Против каждого пожирателя необходимо применять различные тактики. Первая — научитесь говорить «нет» («Могу тебя отвлечь? — Нет!»). Вторая тактика — умение говорить «да» («Ты занят? — Да!»). Самый сложный пожиратель времени — семья, тут необходимо договариваться.