Публикация: Сретенское слово. Москва : Изд-во Сретенской духовной академии, 2024. № 1 (9). С. 170–194. DOI: 10.55398/27826066_2024_1_9_170
Посвящается Толпекину И.Г.
Аннотация
Работа посвящена исследованию основ экономики человека с целью выяснения ее назначения в Божьем мире. Исследователем в работе подняты философские вопросы, без ответов на которые, по его мнению, экономическая наука представляется пестрым набором гипотез и недоказанных теорий. В статье автор поднимает следующие проблемные вопросы: Если Бог сотворил прекрасный мир, то для чего в абсолютно благом Божьем бытии существует пространство, в котором человеку доступно творить не только согласно воле Божьей, но и возможно действовать вопреки ей и разрушать благое? Почему творение подчиняется воле человека? Нуждается ли Бог в экономической деятельности людей, желает ли Он ее? Из каких основных элементов состоит экономика, и каким изменениям они подвержены? И, наконец, возможно ли участнику экономической деятельности - предпринимателю, клерку - в последующем попасть в Царство Божие согласно христианскому вероучению о мире и человеке?
Целью работы является исследование законов, которым подчинена экономика людей. Методологическую основу работы составляет герменевтический метод познания, позволяющий достичь цели данного исследования. Основным источником знания при написании служит Библейское Откровение, Святоотеческое Предание. Данная работа состоит из четырех частей, в которых автор последовательно исследует поднятую тему. Первая часть посвящена выявлению пространственного места, в котором человеку доступно вести хозяйственную деятельность. Особое значение, по мнению автора, имеет анализ первого экономического действия в человеческой истории. Во второй части анализируются основные элементы и ресурсы экономики. В третьей части уделено внимание особенностям Божьего влияния на экономику. В последней части автор пытается раскрыть основные ожидания Бога от человека, вовлеченного в экономическую деятельность. Работа завершается Заключением, в котором автор подводит итог проведенному исследованию. Результаты работы, по мнению автора, способствуют развитию экономической науки.
Ключевые слова: экономика, экономическая теория, политэкономия, экономические ресурсы.
Введение
В заглавие этой статьи входят два слова в необычном сочетании, что требует небольшого комментария.
Термин «экономика» с греческого переводят как «правила ведения домашнего хозяйства» [1]. В наши дни этим термином описывают хозяйственную деятельность людей в земледелии, промышленном производстве, торговле, а также распределение материальных благ. При этом использование этого слова не ограничено только домашним хозяйством, а применимо в отношении города, страны и даже мира. Теология различает также Божественное домостроительство (икономию), но мы ведем речь об экономике человека.
Если слово «экономика» является привычным, то термин «иеротопия» не столь распространен и потому требует разъяснения.
Слово «иеротопия», как, впрочем, и «экономика», имеет греческое происхождение и может переводиться как «священное пространство» (др.-греч. ἱερός — священный и τόπος — место, пространство). Термин был введен в употребление российским византологом и искусствоведом А. М. Лидовым. Иеротопия отражает не столько само сакральное пространство, сколько механизм его формирования. Лидов предложил исследовать путь воссоздания сакральных пространств как особый вид творчества. В библейской истории к воспроизведению такого пространства относят строительство первого Храма, скинии Завета, архитектуру и состав которого надиктовал непосредственно Бог. Христианские церкви строятся по образу скинии Завета, отражая тем сакральную связь между строениями.
А имеет ли подобную связь экономическая деятельность, в которую погружено современное человечество? Следом за постановкой этого вопроса рождаются другие: если Бог сотворил прекрасный мир, то для чего в абсолютно благом Божьем бытии существует пространство, в котором человеку доступно не только творить согласно воле Божьей, но и действовать вопреки ей и разрушать благое? Почему творение подчиняется воле человека? Нуждается ли Бог в экономической деятельности человека, желает ли Он ее? И, наконец, возможно ли участнику экономической деятельности: предпринимателю, клерку попасть в Царство Божие согласно христианскому вероучению о мире и человеке?
Поднятые вопросы, по нашему мнению, важны для экономической науки. Экономическая наука не может быть вне религии, морали и этики. Она есть плод цивилизации, которая в свою очередь исходит из религиозного начала. Этому моральному и материальному богатству мы обязаны триумфу христианства над национальными верованиями, существовавшими на территории каждого народа или города. Отделенные от всех своими догматами, они были отделены и своими законами. Ни одно государство древности не считало, что другие государства находятся под защитой его божеств-покровителей. Христианская религия объединила многие народы, сотворив условия для обмена результатами науки, промышленности и сельского хозяйства. Международное право родилось как необходимость веры. Была создана гарантия безопасности для торговли и собственности. Материальная сила подчинилась господству моральной силы. Догматическое разделение творения и Творца показало пространство для научных исследований естественных законов.
Деградация веры проявляет забытые границы территорий народов, международное право коррозирует до сиюминутного изменчивого интереса и беспощадного права сильнейшего. Вне христианской религии, морали и этики научная форма политической экономии прекратит свое существование.
Часть 1. Пространство экономики людей
Канон экономической деятельности человека представлен нам библейским раем. Бог поместил только что сотворенного человека в святое место, сад Эдема. Отделенный от прочей земли рай описан писателем в возвышенных тонах: изобилие всякого блага, духовного и материального. Обильная и разнообразная пища, различающаяся вкусом, цветом и формой, круглогодично питала людей. Землю сада пронизывали реки с вкусной и чистейшей водой. Земля, животные и птицы Творцом были вовлечены в орбиту влияния человека. На земле лежали россыпи золота и драгоценных камней для творчества, украшения сотворенной Богом красоты. В саду люди непосредственно общались с Богом. Они наслаждались жизнью, насыщаясь земными дарами и благодатью Божьей. Это Божественное место и жилище, достойное того, кто создан по Божьему Образу. Прекрасные условия для проявления уникальных свойств того, кому следовало стать подобием Бога. Духовно-творческая реализация дарованных человеку возможностей позволяли ему уподобиться Божественному совершенству, творить на Божьей земле уникальный человеческий мир.
Священное Писание показывает сад Эдема как священное место экономической деятельности человека под непосредственным Божьим присмотром. Бог заповедал тональность любви человеку в его отношении к творению: возделывать и заботиться о земле и обо всем, чем наполнена она. Творческое действие с любовью к Богу возвышает человека, приближая к Нему, делая жизнь и наслаждение Богом началом собственного бытия. Любовь к Богу Единому соединяла людей между собой, в заботе друг о друге, в совместном труде.
Экономика человека началась с выстраивания личного отношения ко всему, что было сотворено Богом прежде человека и наполняло сад Эдема. Всемогущий Бог, Творец вселенной, умалил Свое всемогущество, создав пространство, где человеку была предоставлена возможность реализовывать полученные от Бога способности. Бог, даровал людям способность думать, трудиться, само же использование этого инструментария предоставил их свободному выбору.
Бог привел в бытие человека, чтобы он пользовался «Его благодеяниями» и был причастником «Его благости» [Иоанн Дамаскин, прп. 2002, 187]. Человек был помазан разделить радость творчества Премудрости, веселящейся на «земном кругу Его» (Притч. 8:31). Это было приглашение к человеку стать соучастником веселой творческой игры (Притч. 8:30). Не быть пассивным свидетелем сотворенного мира, а напротив, стать неизменным сохудожником Премудрости Божьей.
В саду Эдема Бог привел сотворенных Им животных и птиц к Адаму и позволил ему дать им имена. Человек, реализуя свой потенциал, присвоил имена всем «скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2:20). Это действо было важным для человека. До этого события все вокруг было Божие. Под педагогическим Божьим надзором Адам «спроецировал» на творение свою волю. Бог предоставил человеку возможность заявить о себе в слове. Этим действием человек произвел божественный акт. Как в начале творения мира Бог родил Слово (Ин. 1:1), так и человек получил счастье идти путем Божьим, родив собственное слово, ставшее дополнением к Божьему творению.
Так, в мире Божественных эйдосов возникло ранее не существовавшее пространство - мир человеческих идей - место человеческого слова, «для-себя-бытия». По Божьему подобию человеческая идея через слово-имя приобрела смысл и жизненность. Человеческое слово обрело себя в бытии. Это был акт самоутверждения и выхода человека из самозамкнутости. Познание другого, кого-то «вне-себя» и стало для Адама орудием для осознания себя как личности. Именуя души живые, человек-познающий определил для себя границы познаваемому, или, можно сказать, выявил преднаходящуюся границу в познаваемом. Без дела именования творение сохранялось бы для человека бессмысленной и молчаливой массой. Человек волевым образом, именами, назначил место разумной встречи человека и «всех возможных и мыслимых пластов бытия» [Лосев, 1999, 8].
Душа человека является вместилищем Божественных свойств. Человек, получив Образ Божий, приобрел с этим даром разумность, свободу воли, способность творчества и бессмертие души. Это ресурсы, позволяющие человеку творить собственный мир, уподобляясь тем Богу-Творцу. Адам созерцал умом Божьи эйдосы животных. Посредством акта именования разумному человеку была предоставлена возможность оценить работу Самого Бога и приглашение быть Его партнером в сотворчестве. Человек был допущен к украшению того, что уже было «хорошо весьма», то есть совершенно.
В Эдеме человек был бесстрастен, не имел забот, попечений и множественности дел. Послушная земля круглогодично рождала только полезные плоды. Животные и птицы как рабы исполняли человеческую волю, созвучную Божественной. Человек находился в высочайшей чести, как земной ангел, главным занятием которого было занятие ангельское - славословие Бога. Об остальных потребностях заботился Бог и желает заботиться всегда.
Бог создал человека самовластным, предоставив ему возможность творить свой маленький мир с любовью к Богу в созвучии с волей Божьей, малый в великом. Бесконечно огромные и бесконечно малые миры следуют воле Божьей, человеку же предоставлена возможность действовать не детерминированно, а по собственному произволению. Для исполнения предназначенного человеку предстояло стать тождественным Ангелу по добродетели, «насколько это возможно человеку» [Максим Исповедник, прп., 2005, 120]. Тождественность Ангелам упраздняет телесную тяжесть земную. Ум, устремленный к Богу, позволяет достичь «непостижимое и неизъяснимое знание о Боге» [Максим Исповедник, прп., 2005, 120]. Добродетель в сочетании с любовью и знаниями ведет человека к тому, чтобы стать, как пишет преподобный Максим, «всем тем, что есть Бог, кроме тождества по сущности» [Максим Исповедник, прп., 2005, 120]. Эта возможность предоставлена человеку, занимающему центральное положение между тварным и нетварным.
Бог предложил человеку познавать жизнь через истину и добро, источником которых является Бог. Это познание способствует единению с Богом. Желание познавать нечто вне Бога означает удаление человека от созерцания Бога и ведет к отпадению от Него.
Часть 2. Поврежденная экономика
Бог в Эдеме со всех сторон окружил человека заботой, у человека не было нужды ни в чем. Многое было дозволено человеку в саду, но не все. Дерево познания добра и зла являлось как некоторое испытание и искушение для человека. Оно давало людям «способность к познанию их собственной природы» [Иоанн Дамаскин, прп. 2002, 206]. Добровольное удержание от вкушения плодов этого дерева сохраняло людей от пустой суеты, от излишнего самостоятельного попечения о себе. Удерживая человека от плодов древа познания добра и зла, Бог желал, чтобы свободные от забот люди были «имеющими одно дело, дело Ангелов: неусыпно и непрестанно воспевать хвалы Творцу, и наслаждаться Его созерцанием, и на Него возлагать свою заботу» [Иоанн Дамаскин, прп. 2002, 206]. Этим предупреждением человек приглашался стать причастником Божественного совершенства и Его благости.
Человек появился там, где есть Бог. Автономное существование человека в отрыве от Бога невозможно. Всякое творение ограничено, неограниченно лишь то, что не создано, ибо «всякое создание ограничивается создавшим его Богом» [Иоанн Дамаскин, прп. 2002, 188]. Человек как следствие Первопричины не может существовать сам по себе, но лишь будучи причастником Божественной энергии и промысла. Связь человека с Богом проходит через исполнение Его заповеди и является онтологической необходимостью. Эйдосу бытия прямо противостоит небытие, как свету - тьма. Однако человек по самовластному желанию устремился к тьме. Отступив от корня вечной жизни, единственной причины бытия, – Бога, - человек предстал перед угрозой уйти в не сущее, откуда прежде он был приведен в бытие. Там, где самовластное творение нарушает Божью волю, начинается смерть духовная и физическая.
По грехопадению революционеры не приобрели благополучия, как ожидали, но повредили свою природу. Человек потерял благодать бессмертия, нетления и неизменяемости. Образ Божий в человеке потускнел, воля ослабла, ум омрачился, лишенный источника Света, в познании истина смешалась со лжезнаниями. Страсть, тление и смерть вошли в жизнь. Уже сама мысль о допустимости сомнения в Боге разбудили в человеке страсти, прежде его не беспокоившие. Первой была похоть чрева, страстное желание всем обладать. Затем проявилась похоть очей, взор человека стал блуждать в разных направлениях. Следующей разожглась похоть гордости в желании быть «как боги» (Быт. 3:2-6). Как только человек согласился с образами, предложенными дьяволом, тотчас попал к нему в плен. Однако, несмотря на свои уникальные способности, дьявол не может понуждать грешить человека против его желания, конечный выбор остается за человеком.
Вне сада Эдема падший человек оказался в обстоятельствах иных, отныне он вынужден заботиться о себе более, чем в раю. По грехопадению человек стал удобопреклонен к нарушению Божьих законов. Забота Божья стала восприниматься не как дар, а как повод для нового греха.
Этим дьявол активно пользуется, расставив повсюду приманки цивилизации. Он зовет человека охотиться на людей в первобытном лесу боговраждебного мира. Его орудия - соблазн блуда и противоречий, лесть, цинизм и нигилизм. «Он царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41:26). Дьявол возбуждает ум и чувства человека, выставляя каждую страсть как жизненную необходимость. Вместо простоты предлагается сложность, вместо разумного – неразумное. Человек, плененный дьяволом, мыслит и действует не на основе действительной необходимости, а по страсти господствующей похоти, где основное слово «хочу». Его глаза неотступно смотрят на одну точку, и думает он одну думу. Дьявол навязывает людям похоти в качестве целей экономики. Главные среди них: сластолюбие, сребролюбие и тщеславие.
2.2. О власти.
Власть не принадлежит человеку, она принадлежит Богу [Аверинцев, 2005, 39]. Для реализации творческого начала по замыслу Божьему человеку была делегирована власть в первую очередь над тем, что касается его души, затем над землей и животными. Власть была передана Богом посредством выраженных в заповедях указаний, от одной воли к другой воле. Эта власть предоставлена человеку для исполнения им Божественного замысла о мире и человеке [Василий Великий, свт., Бес. 10, 14].
Власть человека в отношении своей души была придана ему для самоопределения в добродетели или пороке. Человеку доступно подавить желания в себе или подчиниться им. В отличие от неразумных существ, ведомых природой, человеку властью дано определять выбор дела. Человек, «будучи разумным, скорее ведет природу, нежели ведется ею» [Иоанн Дамаскин, прп. 2002, 228].
В раю Эдема власть была представлена теократией. Бог непосредственно наставлял людей в трудовой деятельности. Человеку предназначено посредством предоставленной ему Богом власти распространить рай на остальную землю. Человек обладает этой способностью для соединения «крайних пределов сущего друг с другом, простирающееся от близкого до далекого, от низшего к высшему и в конце концов завершающееся в Боге» [Максим Исповедник, прп., 2005, С. 119]. Бог подчинил землю человеку, чтобы он, действуя в любви к Богу, соединил с Ним, как Первопричиной, весь подвластный человеку мир. Ибо все из Божьей воли начало быть, Им живет и существует и к Нему возвращается (Рим. 11:36).
По грехопадению власть человека над творением умалилась. Проклятая за проступок человека земля произращает наряду с полезным бесполезные «тернии и волчцы» (Быт. 3:18). Животные и птицы, созданные для помощи, отошли от того, кто восстал против Бога.
Отпадение человека от Бога повлекло череду повреждений, и тем человек «подвигнулся к тому, что ниже его самого, над чем он сам получил от Бога повеление господствовать» [Максим Исповедник, прп., 2005, 212]. По грехопадению человека Бог не всю власть отнял у него, но сохранил ему в послушании и покорности немало бессловесных животных для облегчения земного труда. Степень послушания творений находится в зависимости от близости человека к Богу, следования Слову Божьему. Удаление от Бога умаляет власть человека.
Апостол Павел утверждает: существующие «власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Библейское повествование раскрывает, что грешному человеку страшно быть под непосредственным руководством Божьим. По просьбе людей Всемогущий Бог избрал им царя, отметив Свое избрание помазанием (1Цар. 10:1). Ветхий Завет приводит примеры «богоизбранности», в том числе в лице языческого персидского царя Кира II, которому Бог говорил: «Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе»» (Ис. 41:13).
Светская власть всегда воспринималась как сила, приложенная к «телу общества «извне», «свыше»» [Аверинцев, 1997, 18]. Носитель власти стоит на границе добра и зла. Царь может прийти «ниоткуда» как «странник и пришелец» (Пс. 38:13), как «посланный в мир» как бы из некоего внемирного пространства. В лице правителя всегда видится держатель теократических полномочий. Ему отказывают в человеческих привязанностях и в некоторой степени его изымают из родовых связей. В человеческом менталитете самодержец должен быть предан без остатка «пославшему его». Вместе с тем всякая светская власть, несмотря на свою «инаковость», всецело обусловлена жизнью общества, его запросами, его нуждами, его противоречиями и слабостями.
Общество людей склонно выстраиваться в начальствующую иерархию. В этом люди привержены к воспроизводству ангельской небесной иерархии, которая, отличаясь ликами и чинами, устремлена к исполнению единой Божьей воли. Но земное устройство власти отлично от небесного: на земле – грех, а на небе его нет.
Апостол Павел призывает всегда подчиняться властям и стремиться делать добро, за которое от каждой власти будет одобрение (Рим. 13:3). В обществе людей очевидна польза власти единой главы. Однако людская иерархия постоянно испытывает на себе покушения от нижестоящих, побуждаемых мелким тщеславием, властолюбием, честолюбием и даже жестокостью. Подчиняясь страстям, разрушая единство власти, люди разрушают экономику, делая ее немощной. Ибо всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет и разоряется (Лк. 11:17).
2.1. Человек в мирской экономике.
Несмотря на грехопадение, человек не был низвергнут безвременно. Бог сохранил людям возможность восстановления прежней связи. «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81: 6). Благой Бог создал для человека благое занятие, игру – экономику. Для направления экономического мотива на благо Бог дал людям благие заповеди. Они отражают желания Творца, установленные для деятельности человека. Одни заповеди предупреждают о грехе кражи, лжи, призывают помнить о важности славословия Богу. Другие призывают к милости и любви ко всем, даже к соперникам. Как и прежде Бог наблюдает за человеком: как он распорядится полученными дарами, какие идеи он будет воплощать в своей экономике, к земле будет прижиматься или стремиться к горнему.
Бог дал человеку столько божественных сил, что передал ему весь мир в управление. Для способности вершить самостоятельную экономику человек обладает всеми необходимыми свойствами и ресурсами. Бог не нуждается в экономической деятельности человека, но желает, чтобы человек сам избрал путь добродетели в процессе обустройства себя на земле.
Для участия в экономической деятельности Бог дарует людям разные таланты, соразмеряясь с «силой» каждого, то есть предвидя, как тот употребит свою свободную волю и усилия. Евангельская притча учит, что нет людей без талантов, пользу может приносить каждый. Бог исполняет человека знанием и искусностью в делах (Исх. 28:3; 36:1; 31:3). Никто в притче не оставлен без этого дара, даже плохой и ленивый раб получил талант от Господина (Мф. 25:14-30).
В экономике человек множит пространство своих идей, однако они происходят от страстного человека. Так, например, исполняя завет Божий наполнения земли, Каин строил города, возводил стены посреди безлюдной земли, как бы прячась от мнимого возмездия (Быт. 4:17). Послепотопный народ перед расселением по лицу земли направил все имеющиеся ресурсы на строительство башни «высотою до небес», в угоду своему тщеславию (Быт. 11:4).
Направляя свои действия, человек прежде выбирает предпочтительный мотив. Мотивы различаются по уровням: низшие желания, душевные и духовные. Низшие обслуживают плоть, духовные – дух, душевные склоняются к тому, что доминирует, плоть или дух. Дьявол разжигает низшие желания, доводя их до вреда человеку. Суть страстей: чревоугодие, сребролюбие, тщеславие. Подчиняясь страстям, человек наносит вред себе, ограничивая свою свободу и сокращая пространство жизни. Когда в человеке мало любви, он строит личное экономическое пространство без милосердия, без смирения, без прославления Бога; тогда мир наполняется антиподами: ненавистью, ложью, жестокостью, желанием к беспредельной вольности в действиях. Экономика, мотивированная страстями, изменяема, неустойчива, подвержена сильным колебаниям. Таковая вносит диссонанс в сотворенную Божью гармонию.
Удаляясь от Бога как Центра, люди отдаляются и друг от друга. Вместо заботы друг о друге в них расцветает индивидуализм и эгоизм. Дьявол склоняет человека усердствовать в суетных страстных делах до изнеможения. Человек, не по назначению используя дары Божьи, ненасытно уничтожает себя и природу, зависимую от него. Грехопадение человека повредило человеческую природу, исказило землю, ввергло в мучения животных. Природа скорбит, мучается и отвечает человеку тем же.
Люди горды, смелы и много думают о собственном мнимом достоинстве. Однако, чтобы что-либо возникло на земле, необходимо Божие согласие. Если Бог, по Своей благодати, не вызовет творение из небытия в бытие, то усилия человека тщетны: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1). Все построенное вопреки воле Божьей быстро разрушается, как была снесена ветром Вавилонская башня.
Немощь человеческая столь велика, что для творения доброго он без Подателя благ не может ничего довести до конца: «…без меня, - говорит Господь, - не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Падшему человеку без Божьего содействия уже «невозможно ни пожелать или совершить что-либо благое» [Иоанн Дамаскин, прп. 2002, 231]. Страсти гордости, зависти, чревоугодия, прелюбодейства крепко «укоренились» в душе человека, мотивируя его экономическую деятельность.
Согласие с грехом рождает у человека три иллюзии: иллюзию свободы, иллюзию знания и иллюзию удовольствия. Избрав грех, человек, спустя время, с удивлением обнаруживает, что не страсть от него происходит, а он находится в ее власти. Грех порабощает душу, мысли и тело сначала похотью, а затем парализует волю человека. Падший человек уже не может делать добро, которое хочет, а устремляется ко злу, которое ненавидит, потому что не сам делает, но удерживающий его волю грех (Рим. 7:17). Он расслабленно направляет все усилия на угождение своим похотям.
Духовный же мотив плотские желания сдерживает, со страстями борется, побуждая к угождению Богу. Стремящийся к Богу приобщается Его спокойствию и гармонии. Вера в Божью промыслительную благость для человека становится крепким фундаментом в экономике. Чем сильнее человек любит Бога, тем люди ближе между собой в заботе друг о друге, и тем более бессловесные творения слушаются человека, тем больше стабильности и благополучного спокойствия.
2.3. О земле.
Бог является собственником Земли, она полностью зависит от Его произволения, Он «призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся» (Пс. 103:32). Бог передал землю человеку во владение, он живет на ней, от ее плодов питается, одевается, берет материал для постройки домов и их отопления. Ее материалы обладают необходимой пластичностью, дозволяя человеку менять их форму. Земля различается по составу, но человек способен найти применение каждому виду почв: в одном месте пашет, на другом – строит жилище, в третьем – ведет ремесла. Вне поверхности Земли человек жить не может, только она пригодна для его обитания. В любом ином месте человек вынужден создавать искусственный микроклимат, воспроизводящий необходимые условия. Подобное ограничение указывает, что Земля сотворена именно для человека.
Библейское Откровение раскрывает, что земля откликается на усилия людей не только сообразно составу почв, но по благодати Божьей. Бог дает благодать всем людям без лицеприятия, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Если дождя или солнца не будет в свое время, то труд человека окажется напрасным. Вместе с тем, чем больше любви люди проявляют к Богу, тем щедрее служит им земля. Так, земля принесла патриарху Исааку стократный урожай, в то время, как на землях соседей был голод (Быт. 26:12).
Бог расселил все народы по их уделам, назначив «пределы их обитанию» (Деян. 17:26). Он распределил и необходимые ресурсы «мерой, числом и весом» (Прем. 11:21) в соответствии с предопределенными каждому народу временами.
Земля впитывает грехи людей и не терпит безнравственности. Когда люди отворачиваются от Творца и греховная жизнь становится для них нормой, тогда земля скудеет и восстает, не желая превращаться в преисподнюю. Тогда потопы заливают урожай, а солнце пожарами сжигает растительность. Божье Откровение указывает, что если народ не вразумится от скорбей потерь и голода, тогда он может быть совершенно изгнан Богом со своего удела. Странствуя, народ без своей земли смешивается с другими народами и исчезает.
Часть 3. Провидение
Бог предоставил человеку достаточно пространства для свободного волеизъявления и вместе с тем сохраняет над всем творением Свое попечение, чтобы каждое создание достигло той цели, ради которой Он его сотворил. Одни дела Промысла вершатся беспрекословно по благой Божьей воле, другие происходят по Его попущению, учитывающему произволение человека. Несмотря на диссонанс, исходящий от человека, Бог восстанавливает равновесие, благодаря чему продлевается гармония в мире и размеренное существование всего творения.
Бог промыслительно различил людей по ремеслам. Отличие в делах проявилось уже у детей Адама и Евы. Старший сын был земледельцем и градостроителем, второй - пастухом. Уже в последующих поколениях появились кузнецы, музыканты, кораблестроители. По мере удаленности людей друг от друга пополняется и список ремесел, удерживая тем людей вместе. По причине дефицита любви в людях, не посягая на свободу их, Бог соединил людей вместе нуждами. В экономической сфере сталкиваются людские интересы, устремленные на реализацию их личных мотивов, однако ни один не может обойтись без сотрудничества с другими. Бог, «желая соединить всех взаимными узами», установил для людей закон: кто бы что ни хотел для себя приобрести выгоду, вынужден для того принести пользу другим [Иоанн Златоуст, свт., Т.12, 1906, 472]. Благодаря Божьему закону польза одного непременно соединяется с пользой другого. Потому фермер сеет больше, чем необходимо его семье, а работает на пропитание многих; и ремесленник делает не столько, сколько достаточно для него одного, но и для пользы других. «Диавол побуждает нас быть всем врагами, а Бог повелевает всех считать друзьями и любить» [Иоанн Златоуст, свт., Т.12, 1906, 474]. Если бы Бог мягкой силой и необходимостью не покорил людей друг другу, то люди бы совершенно не искали пользы ближнего. Когда имеется нужда в помощи, тогда и без расположения к другому не можем ею пренебрегать.
Бог предвидит результаты экономической деятельности людей, но не предопределяет их выбор. Бог является подателем всех благ, Им даруется изобильный урожай (Быт. 26:12), богатый улов (Лк. 6:1-11), Он «дает пищу всякой плоти» (Пс. 135:25). На экономическом поприще Бог учит каждого так, как «человек учит сына своего» (Втор. 8:5). Законы Божьи действуют неотвратимо: ты украл – у тебя крадут, ты солгал – тебе лгут, ты отнесся без милости – и к тебе ее не проявят. «Желаешь, чтобы у тебя не похищали? Не похищай и сам» [Иоанн Златоуст, свт. Т.12, 1906, 474]. Господь подводит экономические события к такой ситуации, чтобы каждый человек мог осознать, кто он перед лицом Бога: «Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:29). Предприниматель, начиная дело, не знает его результат, Бог же знает это уже совершенно: «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16:33). Без Его благоволения никакой посев не принесет жатвы.
Жизнь человека не безразлична Богу, она слишком дорога, чтобы затеряться и пропасть в хозяйстве Бога. У человека даже «волосы на голове все сочтены» (Лк. 12:7), Бог ведает все нужды его прежде, чем сам человек их осознáет (Пс. 138:4). Господь говорит «не заботьтесь» не только потому, что ждет от человека усилий в другом, но потому, что Он о нас позаботится. Он ждет, когда человек согласится доверить свои жалкие нужды Его заботе.
Бог создал для человека особые, по сравнению с другими творениями, условия для труда. Если животные, птицы находятся в заботе о пропитании ежедневно, то человеку достаточно трудиться шесть дней, имея пищу на семь. По воскресении Христовом для человека условия значительно улучшились. Уже пять трудовых дней могут покрыть своим экономическим результатом потребности плоти.
Господь призывает человека расточать богатство, пока собранное земное не истлело или другой не забрал силой (Мф. 6:19). Бог неумолимо вмешивается всеохватывающей любовью в мир для восстановления нарушаемого самовластным человеком порядка вещей. Одним людям попускается соблазн славы и богатства, другим – спасительное падение и нужда.
Часть 4. Обретение святости в экономике
Бог создал для человека экономическое пространство, чтобы изгнанные из Эдема люди могли обрести Его подобие. Экономическое пространство создано не для гедонизма, но чтобы люди искали Бога, чувствуя, что Он совсем недалеко от каждого из них, и могли Его найти (Деян. 17:27). Экономика – это не место изгнания, а область деятельности, где через нравственное воспитание доступно уподобление Творцу. Господь призывал всякого: «...научитесь от Меня» (Мф. 11:29) и сообщил айдосы - законы, которые положены Им в основу экономики человека.
Бог милостив, и призывал человека любить дела милосердия: «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). Милосердный всегда может рассчитывать на благословение Господа в своих делах. Бог возмещает сторицей траты на милость нищим и убогим, умножая без меры благосостояние милостивого: «Ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). И далее Апостол Павел добавляет, что Бог в ответ на милость подаст обилие дающему, чтобы был тот богат «на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8), «на всякую щедрость» (2 Кор. 9:11). Милость выше суда. Чем более раздается милости с радостью, «не с огорчением и не с принуждением» (2 Кор. 9:7), тем более возместится дающему от Господа.
Бог трудится, и человеку заповедал трудиться. Труд является необходимым состоянием для природы человека, немало людей трудятся даже без вознаграждения. Без труда человека охватывает уныние, тление тела ускоряется.
Бог кроток и смирен, и этому наставляет людей. О кротких Бог отечески печется и промышляет. За смирение Бог укрепляет предпринимателя в делах, приводит покупателей, усмиряет недоброжелателей. Когда в людях нет кротости, то хаос усиливается. Надмевающего дерзостью Бог рано или поздно сотрясет «туда и сюда, как тростник ветром» (3 Мак. 2:16).
Бог прост, несложен и учит тому же человека: «Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37). Человек становится простым через участие в простоте Бога. Простота, как и любовь, «всему верит». В простоте является единство, и душа человека не двоится между злом и добром. Истина всегда едина, в то время как ложь разнообразна. Только те, кто прост сердцем как дети, могут войти в Царство Небесное (Мф. 18:3).
Бог желает, чтобы человек добровольно на Него возложил заботы о пропитании и благополучии в миру: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54:23). И в другом месте Господь ученикам говорил: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25). К человеку, уповающему на Бога, достаток прилагается, а не он к нему. Апостолы выходили на проповедь налегке, без еды и денег, но всегда имели пропитание и кров (Мф. 10:9). Господь учил их быть ангелами, передав Богу попечение о себе. Облегченный от земной тяжести дух человека способен достигать поставленной перед ним цели.
Ангелы на небесах славословят Бога непрестанно: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6:3). И людям Господь заповедал прославлять Его непрестанно, во всякое время и на всяком месте. Все дела людские заповедано делать с молитвой к Богу. Об этом учит и апостол Павел: «Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1Сол. 5:16). Благодарить не только за успешно завершенное дело, но и за потери, которые случились по промыслу Божьему. Эти потери, по премудрости Господа, были попущены во спасение души человека для вечности.
Бог есть любовь. Весь разнообразный в своих частях мир соединен Божественной любовью «в единое общение и в одну гармонию» [Василий Великий, свт. 16]. Любовь лежит в основании мира. Сам факт существования человека есть акт Божественной любви. И Господь, предоставив людям свободу воли, прививает им умение любить не только себя, но и других, и даже врагов. Любящий человек, делая дела любви повсеместно, тем уподобляется Богу. Любовь к людям возможна только вследствие любви к Богу. Любовь меняет природу вещей. В любви нет «ни начальника, ни подчиненного, ни богатого, ни бедного, ни малого, ни великого» [Иоанн Златоуст, свт. Т.12. 1906, 482]. Трудное делается легким и удобным, трата имущества перестает быть делом прискорбным, любовь делает это приятным. Любящий сильнее желает давать, чем принимать. У любви нет меры. В любви кражи стараются избегать как низкого дела. Злословие делается противным, «любовь не делает ближнему зла» (Рим. 13:20). Ничто не представляется таким приятным, как хвалить любимого.
Такова воля Божья о людях, чтобы каждый мог соучаствовать в восстановлении состояния, когда Бог полностью окружит человека, земного ангела, заботой, чтобы был Бог «всяческая во всех» (1Кор. 15:28). На пути продвижения к уподоблению Богу внутри человека развивается Царство Божие и оттуда транслируется вовне. Вокруг спасающегося человека распространяется целительное влияние личной теплоты. Через такого человека тварный мир соединяется с Богом. Животные вновь принимают человека как владыку и служат ему. Так служили вороны пророку Илье, звери мученику Маманту, львы - преподобному Герасиму Иорданскому и преподобному Зосиме (для погребения Марии Египетской), выдры - святому Кутберту, согрев ему ноги, олени - Давиду Гареджийскому, лесные звери - святому Павлу Обнорскому, медведи - преподобному Сергию Радонежскому и преподобному Серафиму Саровскому. Животные в присутствии святых людей не бросаются друг на друга и не отгоняют тех, кто слабее. Святому человеку даже возможно безнаказанно наступать на ядовитых змей (Пс. 90), заграждать уста львам (Евр. 11:33).
Бог многими путями ведет человека к цели, одних через монашество, других через семейный труд, и всех - через участие в труде экономической деятельности. История Церкви повествует, что даже святые отцы учились смирению у обычных ремесленников, так, например, преподобный Антоний Александрийский внимал простому сапожнику.
Бог призвал любить ближнего, как самого себя (Мф. 22:39). В экономической деятельности человек постоянно находится перед выбором своего отношения к другому. Бог подводит другого, чтобы увидеть, как человек отнесется к другому, в ком также есть Образ Божий. Другой может быть покупателем, подчиненным, руководителем, работодателем. Если другой будет воспринят как «дальний», то и Бог становится дальше. «Дальнему» товар дается похуже, условия сделки хитрее, требования жестче. Если другой принимается как «ближний», то и Бог ближе. К «ближнему» отношение снисходительное, товар дается получше, условия сделки проще, требования мягче. Отличительной чертой учеников Христовых является взаимная любовь и поддержка (Ин. 13:35), «…если любить Бога — значит любить ближнего» [Иоанн Златоуст, свт., Т.7. с. 719]. Бог желает, чтобы каждый проявлял человеколюбие, как явил его Христос. Бог через человека желает творить Божье милосердие. При этом не столь важно как ведет себя тот, другой, значимость имеет, как поступает в его отношении сам человек. Как можно увидеть в евангельской притче о страшном суде были удивлены как грешники, так и праведники. Никто из людей не узнал Бога в голодном, нагом, больном, страннике, заключенном. Однако одни сделали благо, а другие – нет: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45).
Для достижения праведности в экономике духовная активность необходима. В притче о неверном управителе Господь акцентирует внимание на деловитости, с которой увольняемый управитель взялся за формирование благоприятных условий своего будущего существования. Простив должникам часть сумм (возможно, свою надбавку), он приобрел себе не только похвалу Господина, но и добрых молитвенников. Управитель, отказавшись от ценности низшей, личного материального интереса, ради блага высшего, гарантировал себе место раю (Лк. 16:1-9). Пример такого подвижничества явлен нам в Евангелии от Луки в лице Закхея: «Господи! половину имения моего отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Кто видит в земном имуществе защиту, тот теряет душу, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).
Господь - Бог терпения. Он долготерпит наш выбор и его последствия (2 Петр. 3:9), призывает нас также быть терпеливыми по отношению друг к другу и обстоятельствам (Лк. 21:19). Если бы Бог не был долготерпелив, то человек не имел бы свободы воли. Терпеть означает владеть собой, не попускать страстям возыметь верховенство над разумом и действиями: «у терпеливого человека много разума» (Притч. 14:29). «Благоразумие делает человека медленным на гнев» (Притч. 19:11). Любящий человек способен многое претерпеть, он не мыслит зла, не радуется неправде, все покрывает, всего надеется и все переносит (1 Кор. 13:4-8). Терпение сохраняет человека мирным, в веселии и в восхищении, по надежде на благость Господа. «Дух истинного терпения - предание себя в волю Божию, всецело, с готовностью все принимать как от руки Господней» [Феофан Затворник, свт., 465]. Великая награда обещана от Бога тому, кто претерпит до конца (Мф. 24:13).
Бог по любви Своей к человеку дал оружие против греха - покаяние. Это действо есть отвращение от того, что противно природе, и возвращение к тому, что согласно с ней. Навык к применению этого оружия приобретается посредством исполнения заповедей Божьих, соблюдения поста, молитв и принятия помощи Господа. Чтобы человек не предал дар покаяния забвению, внутрь него Бог заложил совесть, глас Свой. Только эти Божьи дары способны восстановить свободу человека. По мере реставрации связи с Богом возрождается и власть человека над творением. Тогда отпадает потребность в системе технических «костылей», которыми человек заполнил свою экономику. Нет у святых Церкви ни сотовой связи, ни автомобилей, ни самолетов, но они помогают людям на всяком месте земли, во всякое время суток, как только призовут их люди на помощь.
Человек, стремясь придерживаться пути Христова, освящает место вокруг себя, то есть изменение человека влечет за собой изменение в экономике. Иеротопия экономики созидается путем добровольного стремления человека придерживаться воли Божьей в своих делах, признавая повсеместно: «...да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Лк. 11:2). Многие деловые люди в течение всей жизни творят милостыню, это деяние непременно получает положительную оценку общества. Благотворительность совершается не только деньгами, но и пищей, одеждой, обувью, личным трудом. В истории немало предпринимателей, которые завершив экономическую игру, раздали все свое имущество в пользу бедных[2]. «Никто не должен являться пред лицо Господа с пустыми руками» (Втор. 16:16), но каждый должен принести плод труда своей души. Раздача всего накопленного отразило их несерьезное отношение к популярным экономическим теориям.
Заключение
Вся вселенная живет Божественной красотой и гармонией, только человек личным греховным волеизъявлением вносит диссонанс в установленный Богом природный порядок, как если бы в симфоническом оркестре один из музыкантов пытался выводить свою партию не на основании партитуры, а по своей прихоти. Причина греха – воздействие внешних злых сил. Дьявол посредством страстей склоняет человека ко злу, то есть противопоставляет его Божьей воле, которая всегда есть добро. Однако решение и последующее этому действие всегда остается за человеком. Так змей в саду Эдема лишь соблазнял жену вкусить запретный плод с древа, плод же она сорвала сама, своею рукой.
Умаление власти над творением падший человек заменил созданием машин, хрупких, тленных. Вместо власти над творением он приобрел зависимость от плодов собственного творчества. Лишившись своего верховного места, человек не находит нигде себе места, ни в космосе, ни на земле, везде он «странник и пришелец». Возложить все заботы на Бога для падшего человека трудно. От недостатка веры его преследует страх будущего без надежды.
Экономика – это игра, где ежесекундно сталкиваются жадность, страх, ненасытность, жестокость, хитрость, обман, сложность с одной стороны, и смирение, милосердие, самоограничение, искренность, простота – с другой. В период экономической активности человека Бог ставит его в условия, где душа человека набирается опыта. Человеку естественно стремление ко благу, но путь к нему лежит через выбор между добром и злом. Благословение здесь трудно отделить от проклятия. Прикладываются невероятные усилия для воссоздания рая на земле с изобилием пищи, комфортом микроклимата. Не жалеют ни себя, ни последующие поколения, оставляя им тысячи тонн мусора и безжизненную экологию. Достигнув изобилия, люди развращаются, перестают понимать что делают, «все мысли и помышления сердца» становятся злом во всякое время (Быт. 6:5). Устремленность к удовлетворению своим страстям превращают экономическую деятельность индивида в игру с нулевой суммой: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:1).
Что верно для одного человека, то верно и для страны. Сказывается ли праведность одного на экономике страны? По нашему мнению, да. Бог был готов сохранить грешные Содом и Гоморру, если бы нашел там хотя бы десять праведников. (Быт. 18:20-33). Для Бога важны люди, ищущие Царства Божия и правду Его. И чем более таковых, тем устойчивей экономика, она прикладывается Богом в ответ на их стремление. Урожай в той стране будет обильным, цены на плоды земли для продажи другим народам - высокими.
Экономика человека развивается в рамках Божественного домостроительства, но путем, направленным для пользы души каждого человека в отдельности. Бог не останавливает распространение зла в экономике. Всемогущий и всеблагой Бог признал лучшим для исправления человека не исключать зло, а обращать его в добро. Бог, не отменяя людских решений, изменяет способ действия отдельных составляющих и людей для восстановления в мире добра и равновесия.
По людскому произволению и Божьему предвидению в мире реализуется путь полного порабощения человека, лишение его духовной свободы. Системы видео- и аудиоконтроля за поведением людей становятся все совершеннее, так что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, не согласившись с властью антихриста (Откр. 13:17). Одни примут его с энтузиазмом в надежде на материальный успех, другие – вынужденно. Будут и те, кто не примет.
Иеротопия экономики проходит через сердце людей, выбирающих между адом жестокости и благодатью христианской любви. В иеротопии экономики не имеет значения, приносят ли деньги кому-то процент и является ли распределение благ социально «справедливым». Христос не дал указаний о допустимой норме на сделках, не критиковал цены на товары и их качество. Господь заповедал трудиться и от заработанного творить милостыню. Брать ли кредит, играть ли на фондовой бирже, обирать ли простаков, воевать ли с конкурентом – это решения человеческие. Все эти атрибуты экономики являются лишь «яблоком» в руках Адама, а вовсе не плодом Древа Жизни. Для исправления природы человека не имеет значение модель экономики, для творения добра место есть всегда. Приближаться к Богу доступно и в общинном устройстве социализма, и при капиталистическом устройстве общества. «Хочешь ли не боятся власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее» (Рим. 13:3).
Поведение в земной экономике приносит плоды не только для жизни текущей, но является инвестицией в будущую экономическую сферу в вечных обителях Царства Небесного. Каждый является строителем своего будущего жилища, которое задумал для людей Бог, «верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10). Управитель, действующий при жизни со страхом Божьим, будет достоин многого в жительстве на небесах, где истинное отечество человека (Флп. 3:20). Господь обещал кротким и смиренным будущую прекрасную землю, где уже не будет воров и тления (Мф. 5:5). Жаждущие правды Божьей там насытятся и будут веселиться (Мф. 5:6; Ис. 65:13-14). Тем, кто творил милостыню здесь, в этой экономике, там все простится (Мф. 5:7). Те, кто смог примириться со всеми соперниками и врагами, то есть войти в согласие с волей других людей, обретут там столь нужный мир в душе (Мф. 5:9; Ин. 14:27). Но начинается это благо здесь, на этой земле, в этой игре в экономику. Качество построенного проявится в огне Господней правды, намерение каждого обнаружится; «ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон» (1 Кор. 3:13-15).
Бог не желает, чтобы человек принуждался к добродетели и приходил к Нему без рассуждения. Господь ставит человека в такие условия, в которых тот с очевидностью должен избрать для себя - к добру он или ко злу. Ведь каждый знает, что его собственность рано или поздно выскользнет из рук и уйдет под землю. Человек осознает себя богатым, когда отказывается от охоты за богатством. День за днем нелюбовь изматывает людей. Прожив короткую жизнь, опустошенный человек падает от бессилия. Тот, кто отказывается любить ближнего, тщетно борется с Богом. Бог предложил человеку два пути: жизнь и смерть, благословение и проклятие, и призвал: «Избери жизнь»(Втор. 30:19). Избрать жизнь означает стать соучастником освящения всего тварного мира, чтобы вся земля стала раем по Божьей благодати.
Личности людей сохранятся в новом раю, душа человека не растворится безличной каплей в Царстве Божьем. Человек – не Бог, но подобен Богу. Идеи бессмертны. Человеческое экономическое творчество должно слиться с Божественным домостроительством, как украшение сотворенного блага. Прежде Бог уже принял человеческое творение в саду Эдема. Действие именования животных человеком получило признание от Бога, как нарек человек «всякую душу живую», так и стало имя ей (Быт. 2:19). В Царстве Божьем деятельность человека продолжится, но в ней не будет бурной, полной волнений суеты, «не останется тогда никакого останка возмущения или страха» [Андрей Кесарийский, свт., 1884, 202]. Дела прежние, земные, пропитанные грехом, по слову Апостола Петра, «сгорят» (2 Петр. 3:10). Бог преобразит для обновившегося человека землю и природу, сменит их, как меняют ветхую одежду (Откр. 21:1). Власть человека над землей и животными восстановится в новой силе, это власть любви.
Произойдет это после Божьего суда над каждой личностью.
Скачать статью:
Список литературы
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы, 2004. СПб, Азбука-классика, -480 с.
Аверинцев С.С. Другой Рим. 2005, СПб, Амфора. -366 с.
Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис. 1884, Москва, -239 с.
Бальтазар Ханс Урс фон. Сердце мира. 2006, Институт философии, теологии и истории св. Фомы.- 152 с.
Бальтазар Ханс Урс фон. Истина симфонична. 2009, Институт философии, теологии и истории св. Фомы. - 152 с.
Библия. Русский синодальный перевод, https://bibleonline.ru/bible/rst78/gen/ (дата обращения 15.10.2023)
Василий Великий свт. Беседы на Шестоднев, https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/ (дата обращения 15.10.2023)
Григорий Нисский, свт. Избранные творения. 2007, изд-во Сретенского монастыря. - 384 с.
Иоанн Дамаскин, прп. Творения. 2002, Индрик, -416 с.
Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. (с.719-726), 1906; СПб. Духовная Академия. - 912 с.
Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т.12. (с.471-889), 1906, СПб. Духовная Академия. – 1587 с.
Лосев А.Ф. Философия имени. 1999, ЭКСМО-Пресс. – 203 с.
Лидов А.М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования. 2006, Прогресс-традиция, с.9-58.
Максим Исповедник, прп. О различных трудных местах (апориях), Богословский сборник №13 (2005), М. Издательство ПСТГУ, с.117-125, https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/o-razlichnyh-trudnyh-mestah-aporijah-103-ja-aporija/ (дата обращения 15.10.2023).
Рахимов Т.В. Экономика и провидение. 2016, Издательство МГУ. – 192 с.
[1] Эконо́мика (от др.-греч οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория под правлением; правило, закон»; букв. «правила ведения домашнего хозяйства»).
[2] Велико число предпринимателей, раздавших все свое имущество, вот наиболее известные: И. Сибиряков (1860-1901), В. Тетюхин, Е. Пушенко, Percy Ross (1916-2001), Chuck Feeney, Brian Burnie.