200 лет со дня выхода первой латвийской газеты на русском языке случилось не так давно. А если Латвия претворит в жизнь свою новую концепцию национальной безопасности, то русских СМИ в стране может не остаться вовсе.
Первая русская
Первая русская газета вышла 5 февраля 1816 года и называлась "Российское еженедельное издание в Риге". Все доходы издания от подписки шли в пользу рижского Екатерининского училища, сгоревшего в 1812 году.
В первом номере было объявлено: "Содержание сего издания будет следующее:
- Краткие известия и записки, касающиеся училищ, учения и воспитания.
- Краткое содержание важных, общих и занимательных известий, взятых из ведомостей.
- Краткие повести и замечания разного содержания.
- В конце всякого листка показан будет вексельный и денежный курс".
Однако газета просуществовала недолго, так как не вызвала особого интереса. Всего вышло 53 номера, потому что не удалось собрать 1560 рублей для дальнейшего выпуска газеты.
1 января 1869 года в Риге начала выходить газета "Рижский вестник" (в этом году минуло 155 лет с этого знаменательного события). Несмотря на финансовые трудности, газета издавалась в Риге до того момента, как в ходе Первой мировой войны к городу подошли немецкие войска. А с 1915 по 1917 год печаталась в городе Юрьеве (ныне Тарту), куда эвакуировались многие рижские учреждения.
Новые русские
Это было самое известное, но далеко не единственное издание, выходившее на русском языке на территории современной Латвии. В начале прошлого века издавались газеты "Рижское обозрение" и "Рижское утро". Были и государственные издания - например, "Ведомости рижской городской полиции" или "Курляндские губернские ведомости". Их особенностью было трехязычие: публиковались материалы на немецком, русском и латышском языках.
Столь малое количество печатных изданий - и русских, и вообще - можно объяснить действием Устава о печати и цензуре 1890 года, а потом и правилами военного положения. Причем на территории Латвии царский устав действовал до января 1919 года, а ограничения военного времени - до начала 1924-го. С этого времени и до мая 1934 года была уведомительная система - любой несудимый, до 25 лет, даже не гражданин, мог начать выпускать печатное издание, просто сообщив об этом в МВД.
Первый расцвет
С 1919 по 1924 год за разрешением на открытие газеты или журнала следовало обращаться в министерство внутренних дел. Понятно, что разрешали не всем, однако именно в начале 20-х годов в Риге было основано множество газет на русском языке. Вот перечень названий:
- "Утро" (1919)
- "Рижский курьер" (1920)
- "Русская жизнь" (1920)
- "Свободная мысль" (1920)
- "Народная мысль" (1921)
- "Новый путь" (1921)
- "Маяк" (1922)
- "День" (1922)
- ''Вечернее время" (1924)
- "Слово" (1924)
- "Народ" (1925).
И это только газеты, и только в Риге.
Всего же в Латвии 20-30-х годов издавалось более 70 газет и 80 журналов на русском языке. Они представляли разные политические силы и придерживались разных взглядов. Например, газета "Новый путь" издавалась советским посольством. Некоторые газеты выпустили несколько сот номеров, другие ограничились тремя.
"Сегодня"
Самая влиятельная и известная русская газета довоенной Латвии - "Сегодня", первый номер которой вышел 15 сентября 1919 года (скоро 105-я годовщина).
Газета была широко известна в русской среде за пределами Латвии. Свои материалы сюда присылали знаменитые русские литераторы: Аркадий Аверченко, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Александр Куприн, Надежда Тэффи, Иван Шмелев. Издание не считало себя эмигрантским - это была латвийская газета на русском языке, довольно лояльная властям, особенно в последние годы.
У "Сегодня" была крепкая коммерческая основа и огромный аппарат по распространению газеты не только в соседние балтийские страны и Польшу, но и по всей Европе. Туда приходил специальный европейский выпуск. Для соседних стран газета менялась, уделяя больше внимания местным новостям. Для Латвии выходили два утренних выпуска и один вечерний - общим тиражом в 40 тысяч экземпляров. Во многих странах газета имела собственных корреспондентов.
Собственно говоря, издание "Сегодня" подмяло под себя русскую прессу, и не только в Латвии. Местные газеты не выдерживали конкуренции.
Слово на экспорт
Латвийская власть по-разному относилась к русской прессе. Например, в 1920 году министр иностранных дел Херманис Албатс сетовал, что "одним из факторов, оказывающих существенное влияние на взаимоотношения с Советской Россией, является резко отрицательная позиция русской прессы по отношению к советскому режиму и его представителям за границей, в частности критическое отношение к местной советской делегации".
Министр сожалел, что "советская делегация черпает информацию почти исключительно из местных русских газет и оставляет в стороне точку зрения остальной печати, которая стремится найти соответствующий миролюбивым отношениям язык".
Для сравнения: что спустя век думает о русскоязычной прессе экс-глава современного МИД, президент Латвии Эдарс Ринкевичс.
Что же касается газеты "Сегодня", то к ней отношение государства было довольно благожелательным. Во всяком случае, юбилейные номера газеты пестрят поздравлениями латвийского президента, премьера и других официальных лиц. В 1929 году в поздравлении с десятилетием газеты Карлис Улманис назвал ее "экспортным товаром".
"За эти годы за газетой накопилось много грехов, много ошибок - часто мне приходилось отечески осаждать темпераментных журналистов из "Сегодня". Но кто без греха? На своем пути газета в то же время творила большое дело - вела наши меньшинства к государственному строительству, распространяла среди широкого круга читателей разных государств сведения о Латвии, о ее культуре. За эту информирующую роль на территории балтийских государств особенно надо ценить "Сегодня", - писал первый премьер-министр Латвии.
Тогдашнее руководство страны понимало значение лояльной русской прессы. Вот и в 1934 году, в честь последнего на тот момент юбилея газеты, Улманис - уже диктатор - высказался так: "Теперь, после исторических событий 15 мая, роль и значение газеты еще более увеличились. Ей приходится не только правильно и всесторонне освещать деятельность правительства и хозяйственную жизнь государства, но и, как это успешно делалось до сих пор, содействовать объединению и сплочению всех населяющих Латвию народов в одно целое - в латышскую нацию - и насаждать идею, что на первое место должны быть поставлены интересы государства и что 6лагополучие страны важнее благополучия отдельных групп и классов".
Одновременно с этим ужесточилась цензура, около 100 изданий были закрыты, а редакторами газет с тех пор могли быть только латыши.
Продолжение следует.