Вот-вот прозвенит школьный звонок. И вместе с радостью познания во многих семьях заявят о себе проблемы, перечень которых может занять не одну страницу. Чаще всего это трудности наших чад, связанные с обучением, поведением и общением.
Обычно "первоклашки" с большой радостью сообщают о своей готовности учиться. Однако, у большинства через короткое время после начала посещения школы радость эта стремительно уменьшается. И не потому, что нашим детям недостает интеллектуальной подготовки, чтобы осилить программу. Причин этого намного больше. Но есть и средства, которые могут помочь.
Во-первых, им просто не хватает сил. Ведь учеба требует от детей больших физических затрат - это и ранний подъем, полдня пребывания в школе, где надо выполнять задания, слушать учителя, да еще и подавлять свою природную двигательную активность. Прибавьте сюда домашние задания и кружки после школы. Преодолеть эти немалые нагрузки может только физически развитый ребенок, который умеет двигаться, кататься на велосипеде, лыжах, плавать. У такого ребенка обязательно должна быть хорошая осанка. От ее правильности зависит состояние дыхательной, сердечно¬сосудистой, пищеварительной, центральной нервной систем. Однако и это далеко не все условия, чтобы ребенок и учился хорошо, и оставался здоровым.
Специалисты сейчас все больше говорят о том, что понятие «готовность к школе» включает еще и раннее выявление тех проблем, которые могут превратить школьные годы ребенка в испытание его на прочность. Как правило, это можно сделать уже в первом классе. Начальный период обучения в школе, как лакмус, выявляет скрытые ранее дефекты. Их причиной может быть внутриутробная гипоксия во время беременности мамы, родовые травмы, неправильное прохождение ребенком этапов развития - удержание головы, ползание, вставание ... К этому следует добавить кесарево сечение, наркоз, прием антибиотиков. Чаще всего возникающие отклонения не являются патологией, но представляют собой ту зону риска, из которой ребенок впоследствии может «вывалиться» В болезнь.
Нейропсихологам удалось установить, что проблемы обучения современных детей во многом связаны с развитием функций мозга. Больше всего мешает ребенку несформированность отделов мозга, отвечающих за энергоснабжение организма. В результате, из-за быстрой утомляемости школьнику трудно заниматься. Учителя обычно не видят главной причины этого и соответственно неправильно взаимодействуют с ребенком, что ведет к снижению самооценки школьника. Хотя он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом. Однако энергетических ресурсов, своего рода психологического бензина его мозга не хватает надолго, и, начав с хорошей успеваемости, он быстро скатывается на тройки; выкладываясь в школе, беспричинно плачет дома, часто болеет, отличается раздражительностью, ранимостью. Кстати, по этой причине нередко не складываются отношения и с одноклассниками.
На втором месте в рейтинге незрелости мозговых структур - уязвимость отдела мозга, отвечающего за произвольную саморегуляцию. Такие дети не хотят считаться со школьными правилами, могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу, занимаются на уроке собственной игрой, мешают соседу, забывают, прежде чем что-то сказать, поднять руку, - короче, не учитывают общих норм поведения. На уроке они могут работать внимательно совсем недолго, потом начинают зевать, перестают воспринимать информацию, вертятся.
Существует и так называемый операциональный блок мозга. У детей, у которых он развит недостаточно, страдает память, пространственное восприятие. Они неточно воспроизводят цифры и буквы, не правильно располагают материал в тетради. Это также отражается на успехах обучения, хотя непосредственно на адаптацию к школе влияет не сильно. И все вышесказанное, заметьте, касается детей, в медицинской карте которых их состояние квалифицируется в целом как «норма».Тогда в ход обычно включаются и родительские упреки, и угрозы, и наказания, а воз и ныне там.
Специалистами установлено, что ребенок чаще всего не виноват в cвоей неуспешности.
В большинстве случаев причины школьных трудностей следует искать в paннем младенчестве, а то и во внутриутробном периоде развития. Стимуляция и обезболивание при родах, позднее поднесение к груди и недолгое кормление, наличие гипертонуса, факт того, что ребенок не ползал или ползал мало, часто болел, получал антибиотики - к сожалению, все это этапы пути к нынешней школьной дезадаптации. Прибавим к этому кесарево сечение, родовые травмы, диагнозы ПЭП (перинатальная энцефалопатия), ММД (минимальная мозговая дисфункция), семейные заболевания у родственников - артриты, артрозы, заболевания эндокринной системы и сердечно-сосудистые. При всем при этом в медицинской карте состояние ребенка в целом оценивается как норма. Однако, как показывает практика, "школьные годы чудесные" безоблачны у немногих.
Как быть? Куда бежать? Как помочь маленькому человечку стать успешным, уверенным в себе, полюбить школу, учебу, быть спокойным и уравновешенным? Спешим успокоить мам и пап, дедушек и бабушек. К счастью, многие проблемы можно убрать, если вовремя обратить на них внимание.
Существуют факторы риска. Насторожитесь,
- если ребенок левша;
- не ползал или ползал мало;
- путал день и ночь;
- у него были отиты, ларингиты, пневмонии, вегетативные дисфункции;
- плохо выговаривал слова;
- в 5-6 лет не мог завязать шнурки, попасть мячом в цель, перепрыгнуть через лужу.
Сейчас:
- он неловок,
- плохо отзывается на обращенную к нему речь,как будто "не слышит'
- невнимателен,
- часто отвлекается;
- память то хорошая, то плохая;
- не может срисовать рисунок и пересказать рассказ;
- когда пишет или рисует, у него "оживают" язык, ноги, он "ерзает" на стуле;
- у него плохой почерк;
- делает "глупые" ошибки, пропускает и заменяет буквы, зеркалит;
- медлителен или излишне активен,
- часто болеет и быстро утомляется;
- с трудом высиживает на одном месте более 15 минут,
- агрессивен:
- тревожен
- эмоционально неустойчив, чуть что - сразу в слезы.
Не оставляйте без внимания проблемы ваших детей. Не оставайтесь с этими проблемами один на один - обратитесь за помощью к специалисту - нейропсихологу, который проводя нейропсихологическое обследование диагностирует психические функции ребенка (память, внимание, мышление, речь, движения и т.д.), индивидуальные особенности работы мозговых структур. А выявив неблагополучие и установив его причину, подберет и предложит вид помощи - нейропсихологическую психокоррекционную программу, развивающие упражнения, которые помогут справиться с существующими проблемами.
В нашем нейропсихологическом центре Адаптации и Саморегуляции накоплен многолетний высоко профессиональный опыт работы с детьми и взрослыми. Мы работаем очно и в удаленном формате и помогаем даже при самых тяжелых и запущенных случаях.
Руководитель центра, Екатерина Лебедева
www.neuro-psychol.ru