Уничтожение в Тегеране лидера ХАМАСа Исмаила Хании сделало неизбежным масштабный ответ Ирана Израилю: иранское руководство расценило эту ликвидацию как оскорбление. Оно обещает, что для Израиля «разверзнутся врата ада», и это произойдёт тогда, когда Иран сочтёт нужным.
Называются разные сроки: западные эксперты считают, что это может произойти в знаменательную для евреев дату – либо 5 августа, либо 12-го (еврейский День траура по случаю разрушения Первого и Второго храмов в Иерусалиме).
Вопрос о том, насколько масштабным будет иранский ответ, остаётся открытым. Израильские эксперты полагают, что удар будет нанесён 1,5 тысячами крылатых и баллистических ракет и 3 тысячами БПЛА, часть из которых запустят из Ливана, Сирии и Ирака. Поскольку США, Великобритания и Иордания примут участие в отражении иранской атаки, ракеты вряд ли долетят до целей (разве что несколько штук), а вот дроны, запущенные с близкого расстояния, могут нанести Израилю довольно много вреда.
Правда, иранскому руководству сейчас приходится разбираться не только с подготовкой ответа Израилю, но и с внутренними проблемами. Западные СМИ утверждают, что Хания был убит бомбой, заложенной в гостевой дом Корпуса стражей иранской революции (КСИР) ещё два месяца назад. Это возможно только в одном случае: если агенты МОССАДа – офицеры самого КСИР, точнее, его подразделения по охране первых лиц «Ансар аль-Махди». 22 офицера арестованы и допрашиваются. Сам КСИР это категорически отрицает, и заявляет, что удар по комнате Хании был нанесён снарядом весом в 7 кг. Это соответствует израильскому ПТРК Spike. Его разные модификации могут наводиться на расстояние до 25 км (модификация NLOS). В этом случае тоже возникает масса вопросов к КСИР, отвечающего за безопасность столь важного объекта и посещающих его вип-персон.Тем не менее в обеих случаях иранским властям понятно, что МОССАД активно и успешно действует в Иране. Что, впрочем, известно давно: в Иране неоднократно происходили взрывы на ядерных объектах и загадочные убийства, среди которых самым громким стал расстрел из дистанционно управляемого пулемёта ключевого иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде. И ни в одном случае иранские спецслужбы не смогли адекватно ответить Израилю.
По сообщениям из Ирана, проникшим в западные СМИ, в окружении президента Масуда Пезешкиана (на его инаугурацию приезжал Хания) считают, что покушение на лидера ХАМАСа было организовано… самим КСИР, для того, чтобы посеять хаос и недоверие к новому президенту-«либералу». Версия, прямо скажем, похожа на безумную, но она говорит о напряжённости, растущей между командой президента и КСИР.
Пезешкиан осторожно говорит о том, что необходимо предоставить большую свободу национальным меньшинствам, в частности, возможность получать образование на родном языке, и даже сказал, что дома говорит только на азербайджанском, а не на государственном фарси. В связи с этим близкие к КСИР интернет-ресурсы называют «азербайджанским этнократом». Беспокойство правящих кругов Ирана вызывает тот факт, что в населённых этническими персами городах и районах большинство проголосовало за соперника Пезешкиана – ультраконсерватора Саида Джалили, а Пезешкиан победил благодаря голосам азербайджанцев, курдов, арабов, белуджей, луров, бахтиаров и туркмен. Это было первое в истории Ирана голосование, когда национальные меньшинства массово проголосовали по-другому, нежели персы. Учитывая, что меньшинства составляют около 54% населения Ирана, и среди них (особенно среди курдов, белуджей и арабов) активны повстанческие сепаратистские группировки, межнациональный раскол вполне возможен, и в перспективе он может стать опасным для единства страны.
Пезешкиан неоднократно говорил, что хочет заняться возрождением экономики и социальной сферы, и восстановить отношения с Западом (при этом не уставая проклинать Израиль и империализм). А тут масла в огонь подлил его сын Юсуф, заявивший, что враги Ирана – на США и Израиль, а бедность, неравенство и расточительность правящих кругов. А правящие круги – это высшее шиитское духовенство и КСИР, контролирующий основную часть иранской экономики, особенно самые её доходные отрасли (в первую очередь нефть).
Все эти внутренние проблемы, конечно, не помешают Ирану нанести удар по Израилю. Однако, учитывая внутренние проблемы страны, включая очевидную инфильтрацию израильской агентуры в святая святых иранских спецслужб), большая война может разверзнуть «врата ада» вовсе не для Израиля.