Итак, в развитие материала про Теорию замещения населения (https://dzen.ru/a/ZoFpofkSWSpx63az?share_to=link) поговорим про Eesti Vabariik или Eestimaa (Эстонию), страну которой бы давно не стало вместе с её 1,3 миллионами жителей, если какой-нибудь "цветной" 11-й округ Парижа вдруг вздумал бы переселиться на балтийское побережье. Эстов мало, границы внутри ЕС открытые, а небелых европейцов - пара сотня миллионов. Однако этого не происходит и причина кроется в миграционной политике государства.
Правовая основа
Миграционная политика Эстонской Республики в целом и контроль за её реализацией в частности подчинены главной цели, прописанной в Конституции: «обеспечить сохранность эстонской нации и культуры на века». При этом Эстония не является моноэтничным государством (только русскоговорящих жителей страны около 30% населения, а по данным Регистра народонаселения, в Эстонии проживает 14 народностей с числом представителей более 1000 при общей численности населения в 1,3 млн. человек), однако начиная с Конституции всё законодательство выстроено в интересах государствообразующего народа – эстонцев.
Так, в правовой системе страны все жители, при декларируем равноправии, на практике разделены на следующие группы:
- граждане Эстонии эстонского происхождения (полный спектр прав);
- граждане Эстонии не эстонского происхождения (полностью уравнены в правах с первой группой при наличии сертификата о владении эстонским языком на высшую категорию (С1), однако получившие гражданство через процедуру натурализации в теории могут быть его лишены);
- граждане Европейского союза;
- граждане третьих стран с постоянным видом на жительство или жители с паспортом иностранца (т.н. неграждане);
- граждане третьих стран с временным видом на жительство;
- граждане третьих стран с краткосрочным видом на жительство (минимальный набор прав, обязаны покинуть страну по истечению срока действия разрешения).
У каждой группы есть гарантированный государством «набор прав», обеспечивающийся также разной степенью внимания госорганов к этим группам. Главным водоразделом между категориями выступает закон «Об иностранцах» 2010 г., который фактически разграничивает привилегированных жителей (граждане Эстонии и ЕС) и всех остальных. Принципиальным является положение о том, что к гражданам Евросоюза и Шенгенской зоны не применяются правила квотирования для жизни и работы в Эстонии, которая составляет 0,01% в год от общей численности населения. Так, квота правительства на 2024 г. для завоза иностранных специалистов из третьих составляет 1303 разрешения: 1000 видов на жительство предусмотрено для свободного распределения и 300 забронировано под конкретные сферы. Непременным условием приезда иностранца является обязательство работодателя выплачивать ему не менее 80% от средней зарплаты по стране, а «ценному специалисту» - не менее 150% от средней по стране. Таким образом, государство стремится закрывать вакансии собственными кадрами, снижая общий уровень безработицы, и предотвращая размывание коренного населения, в т.ч. путем самостоятельного трудоустройства неграждан. Легальный въезд иностранца в Эстонию не дает ему право искать работу и жить в стране по истечению действия визы или периода безвизового нахождения. Совокупная численность иностранной рабочей силы-неграждан ЕС, прибывшей в страну после 1991 г. и до начала СВО (когда хлынул массив беженцев из Украины), составляла около 21 тыс. чел. (менее 1,5%).
Кроме того, для работы по абсолютному большинству профессий, предусматривающих контакт и общение с гражданами, иностранцу необходимо иметь сертификат о знании государственного языка на уровне В2 или даже С1 (хорошое/средневысокое и высшая категории).
Также в целях снижения привлекательности страны для мигрантов «с чуждым культурным фоном», т.е. арабов, африканцев, жителей Средней Азии и др. в Эстонии введены жесткие ограничения на меры социальной поддержки (за всю социалку работника платит работодатель, а не госбюджет), запрещена демонстрация и пропаганда нехристианских религий (в Эстонии нет ни одной мечети), одежды, образа жизни и т.д. Нормам литературного эстонского языка и для повсеместного общения, а также для употребления в СМИ, вполне соответствуют такие выражения, как «негр», «чурка», «монголойд» и т.д. Использование школ и детских садов для обучения в них детей мигрантов возможно лишь при согласии попечительского совета (родительского комитета) конкретного образовательного учреждения или собственника (если это частный детский сад/школа). Объединение мигрантов по этнической или религиозной принадлежности в диаспоры со своим неформальным самоуправлением – законодательно запрещено.
Главная задача, решаемая государством в сфере миграционной политики (понимая, что будучи с 2007 года членом Евросоюза и Шенгенской зоны полностью закрыться невозможно) – закрепление в сознании титульной нации своего господствующего положения и создания таких условий для приезжих, которые подразумевали бы их долгую и необратимую ассимиляцию (включая смену ФИО) для последующей относительно комфортной жизни в стране или самостоятельное мотивированное убытие с территории Эстонии.
Механизмы контроля
Эстония вместе с Данией и Финляндий является самой развитой страной ЕС в деле построения цифрового государства, оказывает все государственные и значительную долю коммерческих услуг в электронном виде (свыше 3 тыс.). Страна практически полностью поборола коррупцию и злоупотребления должностным положением, исключив «человеческий фактор» из взаимодействия между гражданином/жителем и государством, а также по линии человек-бизнес-общество. Это относится и к сфере контроля за миграционными потоками.
Общая схема найма иностранного работника выглядит следующим образом:
- Работодатель ходатайствует у правительства страны о найме иностранного работника по квоте или вне квоты (для дорогостоящих уникальных
специалистов – единичные случаи) и после проверки конкретного лица и получения гарантий от работодателя взять на себя всё соцобеспечение мигранта, последнему выдают срочный или временный вид на жительство. - В обязательном порядке мигрант сдаёт свои биометрические данные, которые заносятся в систему Х-tee (перекрестная система обмена данными – основа электронного государства) и на его личную ID-карту, которую он должен держать при себе. С этого момента все его действия (правоотношения, покупки, денежные переводы, телефонные звонки, нарушения правил, выявленные заболевания, посещения локаций, контакты с другими людьми и т.д.) фиксируются системой электронного государства в режиме реального времени, к которой есть доступ у спецслужб, в частности Kaitsepolitsei (Полиция безопасности - КАПО). В числе прочего КАПО обязана выявлять связи и круг общения таких лиц, особенно если они являются выходцами из регионов повышенной террористической угрозы, а также публично отчитывается перед обществом о такой профилактической деятельности. В отношении мигрантов право на неприкосновенность частной жизни фактически не действует. Так, все прихожане Эстонского исламского центра находятся под особым физическим контролем КАПО, в т.ч. через камеры с системами распознавания лиц, установленных вокруг объекта, а администрация активно сотрудничает с органами госбезопасности.
- На государственном уровне существует и поощряется система «народного контроля» или попросту доносов граждан на иностранцев. Через соответствующие порталы полиции, КАПО или личный кабинет в X-tee, можно заявить на действия того или иного мигранта и приложить подтверждающую информацию/записи. Как правило, этого достаточно для ареста и помещения мигранта в Центр содержания иностранцев, в котором он будет дожидаться депортации или решения суда о восстановлении его прав (что маловероятно).
- Еще одной эффективной системой миграционного контроля является Языковая инспекция (ЯИ) – госорган, осуществляющий надзор в сфере языковой политики, а по факту проверяющей работодателя на предмет знания его работниками госязыка на предусмотренную законом категорию. ЯИ проводит проверки работодателей самостоятельно, а также по заявлению граждан через систему «народного контроля». В случае выявления работника/мигранта, не владеющего в должной мере госязыком с учетом специфики его деятельности, и сам работник и работодатель штрафуются. Им выдается предписание (обычно на полгода) устранить нарушение закона, т.е. выучить язык (работнику/мигранту) или заменить его другим сотрудником. При повторных нарушениях штрафы существенно возрастают. Кроме того, о таких нарушителях активно пишут СМИ, что, помимо финансовых, влечет за собой также существенные имиджевые издержки для работодателей, делая для них наем мигрантов не рентабельным и токсичным мероприятием с высоким имиджевым риском.
- Поскольку вся деятельность разрешительных и контрольно-надзорных органов ведется полностью в электронном виде (за исключением физических мер воздействия или профилактических мероприятий), то между мигрантами и чиновниками невозможен физический контакт или диалог, что в итоге сводит к нулю гипотетическую коррупционную составляющую. «Решить на месте» свои проблемы мигрант не в состоянии.
- У абсолютного большинства мигрантов и членов их семей практически нет никаких шансов пройти длительную и многоступенчатую процедуру натурализации с целью получения паспорта гражданина Эстонии: начиная от незапятнанной репутации в течение многих лет жизни в стране и заканчивая сдачей экзаменов на знание языка, Конституции и истории страны (все на эстонском), которые проводятся всего два раза в год и под запись.
В целом эстонский опыт построения безопасного и эффективного государства в интересах государствообразующего народа в их условиях доказал свою эффективность. Страна создала максимум условий для развития собственного человеческого капитала, поставив мощный заслон мультикультурализму и миграции путем не столько жестких ограничительных мер, что сложно находясь внутри ЕС и Шенгенской зоны, сколько методом серьезного контроля и спроса с работодателя за каждого ввозимого специалиста (финансовая нагрузка, контроль знания языка). Кроме того, в отношении мигрантов были обнулены фактически все ключевые правочеловеческие стандарты: в этой стране мигрант работает на эстонца и эстонское общество, а не на себя и своих соплеменников среди эстонцев. И главным моментом является работающий как часы пункт о неотвратимости наказания: то что может сойти с рук эстонцу, для мигранта будет означать депортацию.
Июль 2024 г.
Подписывайтесь:
https://t.me/y_lindre (Телеграм)
https://dzen.ru/lindre (Дзен)
#будущее #мигранты #социальный инжиниринг #замещение населения #демография #ес #россия #линдре #евросоюз #эстония #национальный состав