Репортеры считают, что есть некая логика в появлении маньяков маленьких городов. Например, Джейсон, Майерс и Фредди, которые когда-то терроризировали окрестности. Исходя из этого, наши документалисты прочитали историю, как мальчика, якобы одержимого, скинули в водопад. Тело не нашли. И вскоре его мстительная сущность должна вернуться, покарать всех виновных и всех, кто попадется под руку. Журналистка и ее команда обратились к предполагаемому убийце Лесли Вернону, чтобы взять интервью и стать свидетелями подготовки резни в классическом загородном домике с классическими студентиками. Вот только маньяк оказался веселым и добродушным парнем.
Еще в 60-х начинал зарождался любимый многими и почему-то все еще очаровывающий жанр слешеров. Сначала это были пробы в виде «Психо» Хичкока и «Подглядывающего» Пауэла, а потом уже концентрат и классика жанра в виде первой «Техасской резни» 74-го года, которая все еще хороша, а потом и вышли из кино культурные и поп-феномены маньяки Джейсен Вурхиз, Майкл Майер, Фредди Крюгер.
Картины чаще всего снимались за копейки, не заморачивались с сюжетом, но были кровавыми, напряженным и с сексуальным подтекстом, отсылая нас к эксплуатационному кино и романтике грайндхаусов. Про колоритных злодеев тоже не забывали. Естественно, высокая окупаемость поджанра породила невероятное количество подражателей и невольно получившихся кого-то доставших клише, а для кого-то любимых канонов.
Но уже через 10 лет поджанр начал приедаться, а к 2000-м, так и вообще стал сниматься намного реже, выпускать в прокат их было все рискованнее и от режиссеров появлялись эксперименты, чтобы, с одной стороны, привнести новизну в старый и надоевший концепт, который особо не меняли, а с другой, оставить принадлежность к все еще любимому сюжету про маньяка, резню и глупых людишек.
И казалось бы, что может быть свежим в слэшере, что еще можно привнести в конструкцию, кроме экзотических убийств, восхищающих своей изобретательностью. Как вариант придумать нового убийцу, либо новые локации, либо устроить знатный стёб над клише жанра, но это еще в прошлом веке провернул «Крик» и продолжает по сей день.
Любопытно, но совсем без шума создатели фильма «Под маской: Восхождение Лесли Вернона», о котором дальше пойдет речь, еще в 2006-м нашли способ обновить взгляд на слэшеры. Да так, что это до сих пор смотрится увлекательно и смешно. Как побочный эффект, ленты в многими любимом поджанре хоррора уже не получится воспринимать без смеха и воспоминаний о харизматичном Лесли Верноне. Этот незаметный фильмы вышел на закате всех слэшеров и не успел в эпоху постхоррора, опередив время. Но он достоин упоминания и просмотра, особенно фанатам. Особенно, кто уже откровенно веселится, смотря слэшеры.
Все дело в том, что каждый этап подготовки резни в том самом, используемом почти везде, загородном доме будет документально передан съемочной группой. Все клише препарированы, нестыковки, и на первый взгляд нелогичные моменты, объяснены. Лесли Вернон станет нашим проводником в мир маньяков, устраивавших ночи смерти для глупых и беспорядочно совокупляющихся студентиков. Каноны соблюдены, есть девственница, есть лес, есть старая легенда и записки. Даже маска тут. Только все это с закулисьем, где маньяк, как и все переживает перед первым актом, боится неудачи, даже гоняет чаи с родственниками или коллегами по кровавому ремеслу. Такой вот необычный формат повествования.
Зная по комментариям и рецензиям, что многие не поняли иронии, сообщаю прямым текстом: это сатира, шутка над клишированным уже долгое время жанром. Не относитесь серьезно. Но плюс в том, что высмеивание тут доброе, почти с любовью и нежностью. Чувствуется, что команда знает слэшеры от и до, и не только их конструкцию с сюжетом и твистами, а еще и любителей поискать скрытые смыслы в простом повествовании развлекательного хоррор-аттракциона. Сразу вспоминаю эти рецензии про «Хэллоуин», что это социальная аллюзия, что Майкл олицетворяет мужское начало или, например, мораль, а его жертвы олицетворяют угнетенных женщин, или общество, загнивающее в то время от повышенной доступностью наркотиков и алкоголя. Главная героиня-девственница, конечно, родственная душа, но Майкл не умеет выражать эмоции кроме как насилием. Бывает, что фильм – это просто фильм, а собака – просто собака, но не для них. Кинематографическая конспирология, однако.
Это все имеет право на существование, но порой слишком надумано и как-то наивно забавно. Так можно глубокий смысл найти и в рельефе найденной палки, в рисунках на полях, и, прости Господи, линиях на руках или звёздных картах. Хорошо, что подобного у нас не происходит. Ведь так?
Получается и синдром поиска скрытых смыслов тут высмеяли, это мои любимые моменты всего фильма. Про связь леса с безопасной утробой, про фаллический символ топора, что главная девственница, взяв инструмент, получает мужскую силу маньяка, и только тогда может ему противостоять, буквально, цитирую «схватив его за яйца». Очень годно, такую пост и метаиронию я люблю. И это в 2006-м, опередив время, когда и терминов таких не знали. Тут же вспоминаю «Хранителей», не зашедших никому в 2009, а потом всем Марвел-супергероика надоела, вышли «Пацаны», «Неуязвимый», «Дедпул», а тех же «Хранителей» только через 10 лет оценили и сделали почти культовыми. Жаль, что и хоррор про Лесли Вернона оказался крайне нишевым и особенно у нас о нем никто не знает. Я бы очень хотел это исправить.
Но и не только этим ценна картина: после документальной части все фанаты жанра получат классический слэшер, вся подготовка пригодится там в реальности, студентики в доме, маньяк готовится к делу, объективно оценивая свои шансы на выживание как низкие. И даже тут получилось необычно, так как есть любопытный твист, хоть и читаемый довольно легко, но приятно освежающий все повествование, все больше радуя новаторским подходом и деконструкцией поджанра. Без спойлеров, потом узнаете.
Удивительно, что многие вообще не оценили первую половину документальной подготовки, но были рады посмотреть на аттракцион, хотя тут меньше всего экзотики и авторского взгляда. Внезапно, широкой общественности это не надо, им классическую резню подавай. Зато в ней были классные отсылки, порой покадровые оммажи на «Пятницу 13е», и даже Роберт Инглунд, игравший когда-то Фредди Крюгера, здесь появляется в роли сурового героя-спасителя, похожего на доктора Лумиса.
И в этом проблема, почему кому-то невероятно веселая документалка не зашла, потому что, чтобы понимать иронию, мы должны быть знакомы с объектом для насмешки. Причем так хорошо, чтобы знать все штампы, знать всех представителей жанра, даже знать, как реагируют критики и что пишут конспирологи. Поэтому многие и не уловили шарм подачи Лесли Вернона, только фанатам понравится такой формат. Настоящее открытие, честно. Вы будете смотреть и улыбаться, понимая, почему же маньяка не берут пули, почему топоры ломаются, почему некоторые скримеры такие странные. После истории Лесли мир слэшеров для смотревших уже не будет прежним. И все же это по-доброму, приятно, ностальгически.
И если один из минусов, это нишевость, то, конечно, есть еще и затянутые моменты. Кажется, что экспозицию все же надо было закончить раньше, некоторые диалоги тоже слишком однообразны, но в остальном все хорошо, учитывая сколько разговоров в ленте. И большинство из них все-таки не утомляют. Да и черт с ними, с недочетами, я готов все простить этому фильму за его оригинальность, за тонкий юмор, немного кринжа и любовь к классике. Всем фанатам обязательно к просмотру.