Кама Цепеш,
Отставной сыщик Скотт Фергюсон (Джеймс Стюарт) получает задание от бывшего коллеги, Гейвина Элстера, проследить за его женой Мадлен (Ким Новак), которая, как он подозревает, хочет покончить с жизнью. Скотт проваливает задание, но вскоре натыкается на некую Джуди, которая как две капли воды похожа на Мадлен.
В плане виртуозности и напряжения эту ленту можно назвать вершиной фильмографии маэстро саспенса. Не смотря на то, что, как нам кажется, "Головокружение" сосредоточено на герое Стюарта - название фильма отражает как и впечатление от сюжета, так и паническую боязнь высоты протагониста, больше внимания и проработке уделяется образам Ким Новак.
Далее спойлеры!
Мадлен, уставшая от рутины, скукоты и ощущения собственной ненужности, решает инсценировать свою смерть, чтобы освободиться от оков брака и начать новую жизнь. Может, менее роскошную, но зато свободную. Она изобретает новый характер, новую личность и весьма умело ей прикрывается даже тогда, когда Фергюсон находит её и пытается сблизиться.
Скотт же на протяжении всего хронометража медленно сходит с ума, превращаясь из героя в злодея. Мадлен привлекает его, он становится одержим ей, но с её "смертью" он окончательно теряет жажду жизни. Встретив Джуди, он принимает её за Мадлен, и не может принять её новую личность, поэтому берётся за старое. В конце концов, он решает убить призрака прошлой жизни и освободиться, но слишком поздно осознает, что он натворил. Выдающихсаяся актёрская работа Джеймса Стюарта помогает проникнуться терзаниями героя и его трансформацией без потери симпатии к концу ленты.
Фильм об одержимости и поиске свободы стал одним из самых богатых на визуальные метафоры и технические приёмы в творчестве Хичкока. Эффект головокружения - вертиго, также известный как "долли зум", создающий эффект потери ориентации, используется в каждом втором фильме, богатство цветов и красок сопровождает переменны в жизни персонажей, а произведения искусства направляют героев, раскрываясь для каждого из них по-разному. Работа со стилем и одеждой выходит на новый уровень, акцентируясь на текущей обстановке в кадре. Как бы я не любил "Психо" и "На север через северо-запад", именно "Головокружение" по-настоящему заворожило меня своей изобретательностью и глубиной.