Найти тему
Private cinematography 🎬

"Головокружение" (1958) реж. Альфред Хичкок

Кама Цепеш,

Официальный постер
Официальный постер
Отставной сыщик Скотт Фергюсон (Джеймс Стюарт) получает задание от бывшего коллеги, Гейвина Элстера, проследить за его женой Мадлен (Ким Новак), которая, как он подозревает, хочет покончить с жизнью. Скотт проваливает задание, но вскоре натыкается на некую Джуди, которая как две капли воды похожа на Мадлен.

В плане виртуозности и напряжения эту ленту можно назвать вершиной фильмографии маэстро саспенса. Не смотря на то, что, как нам кажется, "Головокружение" сосредоточено на герое Стюарта - название фильма отражает как и впечатление от сюжета, так и паническую боязнь высоты протагониста, больше внимания и проработке уделяется образам Ким Новак.

Далее спойлеры!

Мадлен, уставшая от рутины, скукоты и ощущения собственной ненужности, решает инсценировать свою смерть, чтобы освободиться от оков брака и начать новую жизнь. Может, менее роскошную, но зато свободную. Она изобретает новый характер, новую личность и весьма умело ей прикрывается даже тогда, когда Фергюсон находит её и пытается сблизиться.

Скотт же на протяжении всего хронометража медленно сходит с ума, превращаясь из героя в злодея. Мадлен привлекает его, он становится одержим ей, но с её "смертью" он окончательно теряет жажду жизни. Встретив Джуди, он принимает её за Мадлен, и не может принять её новую личность, поэтому берётся за старое. В конце концов, он решает убить призрака прошлой жизни и освободиться, но слишком поздно осознает, что он натворил. Выдающихсаяся актёрская работа Джеймса Стюарта помогает проникнуться терзаниями героя и его трансформацией без потери симпатии к концу ленты.

-2

Фильм об одержимости и поиске свободы стал одним из самых богатых на визуальные метафоры и технические приёмы в творчестве Хичкока. Эффект головокружения - вертиго, также известный как "долли зум", создающий эффект потери ориентации, используется в каждом втором фильме, богатство цветов и красок сопровождает переменны в жизни персонажей, а произведения искусства направляют героев, раскрываясь для каждого из них по-разному. Работа со стилем и одеждой выходит на новый уровень, акцентируясь на текущей обстановке в кадре. Как бы я не любил "Психо" и "На север через северо-запад", именно "Головокружение" по-настоящему заворожило меня своей изобретательностью и глубиной.