В этом фильме по мотивам произведения Марка Галлая рассказывается об испытаниях нового советского самолета, в качестве которого показывается МиГ-25. Этот секретный самолет к 1984 г. уже можно было показывать, ведь в 6 сентября 1976 г. летчик-изменник старший лейтенант В. И. Беленко перегнал свой самолет МиГ-25П (служил в 530-м истребительном авиаполку ПВО) в Японию. Там его основательно изучили и вернули нашей стране, а вот Беленко за свое предательство получил гражданство США (лишь в 1980 г.), а еще "банку варенья и корзину печенья". Кстати, он недавно умер (24 сентября 2023 г.) под чужой фамилией Шмидт в штате Иллинойс, причем в доме для престарелых. По этой же причине в другом советском фильме "Голубая стрела" (1958 г.) показывают МиГ-15 (несколько образцов были перегнаны предателями). А вот ни одного Ту-22 угнано не было, поэтому вместо него в фильме "Нежность к ревущему зверю" (СССР, 1982 г.) снимали гражданский Ту-134УБЛ.
Друзья, аффтор - полный профан, диванный историк, жертва ЕГЭ, почитатель "Википедии" и проч. ждет Ваших высокоинтеллектуальных комментариев. Но хамство и не нормативная лексика не приветствуются
По сюжету фильма в конце 1960-х годов шли государственные испытания опытного истребителя. Кстати, первый полет прототип МиГ-25 (Е155Р-1) совершил 6 марта 1964 г., а начало эксплуатации началось как раз в 1970 г. По фильму, когда осталось выполнить всего 11 полетов на самолете 30, борт 003 для закрытия испытательной программы, завершения госиспытаний и принятия самолета, вдруг летчик-испытатель В. С. Корбут (играет И. С. Бортник) выбывает из строя. Он дополнительно совершал полеты еще на одном самолете Су-17 (летчиков-испытателей по фильму не хватает) и при посадке на у него выпустилось только носовое шасси и он при посадке получил травму. Ей богу, смотрю на "летчика" Бортника и понимаю, что это "Промокашка" из "Место встречи изменить нельзя". Ну какой он летчик-испытатель? "Заложник роли".
Что делать? Взамен него ставят летчиком-испытателем другого летчика Е. Д. Фетисова, который на этой машине никогда не летал, но очень опытного (возраст уже 50 лет, но холостяк). Он совсем не в восторге от такой перспективы, у него должен быть отпуск, к тому же он опасается, что сильно обидит Корбута-"Промокашку". Действительно, завершающие полеты очень почетные для наград и премий, а того, кто начинал испытывать машину могут и забыть. В фильме такая фраза: "С чужого варенья пенки снимать". Корбут-"Промокашка" действительно окрысился на Фетисова, к тоже же к незамужняя сестра Корбута все "строит планы" на холостяка Фетисова, а он буквально живет с черепашкой.
В результате опытный Фетисов на совместном совещании по окончании испытательных полетов ошарашивает всех своим заявлением. Он утверждает, что во время полетов у него было ощущение, что опытный самолет не хочет выходить из штопора и дает "позывы" к плоскому штопору, но выходит. Генеральный конструктор, которого "за глаза" зовут "стариком", очень не доволен, что его поставили перед этим фактом прилюдно и хочет разобраться. Все говорят, что самолет испытан на 97 % и есть только 3 % риска. Вот откуда название фильма. Позор "Промакашки" усугубился тем, что на вопрос генерального конструктора, тот ответил, что никаких странностей в опытном самолете не заметил.
В итоге Фетисову дают 10 испытательных полетов, в котором будут смоделированы условия вхождения в плоский штопор и у него получается выявить скрытый дефект машины, правда, он чуть не погиб (на высоте всего 800 метров вышел из пике). Через 3 месяца после устранения дефекта "30" пошла в серию.
Еще в фильме есть "проходная" роль Валерия Золотухина, который играет летчика-испытателя И. С. Капчинского. По сюжету он погиб во время испытательного полета на Ил-28 из-за того, что руль заклинило. Вообще, Ил-28 довольно старый самолет (первый полет в 1948 г., эксплуатация с 1950 г.). Что на нем испытывать в конце 1960-х годов? К концу 1950-х годов он уже стал сниматься с вооружения как устаревший и сохранился до 1980-х годов только в как буксировщик мишеней или в летных училищах. Но Золотухин на летчика также ну никак не похож, он ассоциируется с другой ролью бесшабашного Бумбараша.
Еще один "заложник роли" - А. Демьяненко (всесоюзный, но постаревший "Шурик"), который сыграл ведущего инженера КБ В. Л. Катасонова.
В фильме присутствуют чисто советские "перлы", которые применялись тогда в "промышленности" (кто в курсе) - "Закон - ЧП всегда случается при большом начальстве", "генеральный просит (зайти) или вызывает? Просит по делу, вызывает "на ковер".
В целом, фильм очень хорош, кроме самолетов, интересно посмотреть на стальные характеры. Но по мне, его портят "заложники ролей" Золотухин, Демьяненко и Бортник, которые ассоциируются совсем с другими своими ролями.
Интересно, что в титрах указывается, что главным консультантом был Герой советского союза заслуженный летчик-испытатель генерал-майор Федотов А. В., хотя он к началу съемок уже погиб во время испытаний МиГ-31.
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
При копировании материалов ссылка на оригинальную статью и указание автора строго обязательны!
Все кадры из фильма сделаны лично автором
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала - Для фильма "За облаками - небо" (1973 г.) под МиГ-9 "сбутафорили" чешский L-29 "Дельфин". И разбор военной формы ВВС
Авиаторам фильм "Нежность к ревущему зверю" (СССР, 1982 г.), где герой - Ту-22
Фильм "Им покоряется небо" (1963 г.), для которого восстановили МиГ-9
#трипроцентариска #3процентариска #беленкомиг25 #золотухин #бортник #демьяненко #промокашка #фильмыссср #детективссср #летчикипредатели #авиациявкино #советскаяавиация #военныефильмы #киноссср #фильмссср #летчикииспытатели #миг25 #су17 #ил28