Найти тему

И СТРЕЛОЧКИ С ПЕШЕХОДАМИ

Фото: Александр Ощепков
Фото: Александр Ощепков

Не так давно появились новые секции (сигналы) светофоров, с изображением силуэтов пешеходов и стрелочками «бело-лунного» цвета.

В действующих ПДД РФ ничего такого нет. Попытались разобраться.

Правила дорожного движения ссылаются на ГОСТ Р 52589-2004, где четко описываются правила применения — использования — установки светофоров.

Тут и обнаруживается интересный пункт в этом самом ГОСТе. Вступивший в силу с 28.02.2014 года пункт 7.1.2 гласит: «Светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог... Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования.»

Изначально планировалось, что при повороте направо-налево на разрешающий сигнал светофора на регулируемом перекрестке пешеходам горит красный. Для того, чтобы «развести» потоки ТС и пешеходов необходимо применять дополнительные секции светофоров со стрелками зеленого цвета, разрешающих движение транспорта в соответствующих направлениях при перекрытом движении пешеходов.

Внедряя соответствующую норму в ГОСты создатели «новеллы» кажется забыли о п.13.1 ПДД («При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.»).

Похожий пункт в Правилах существовал и в 60-х годах прошлого века, и в 70-х, и в 80-х, да и сейчас так — при повороте направо, или налево, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть по разрешающему сигналу светофора.

Идея была, конечно, неплохая. Сделать так, чтобы на разрешающий сигнал светофора не было никаких пересечений траекторий ТС и пешеходов. Но, оказалось (странно — да?), что писатели фантасты, публикуя свои антиутопии, были намного ближе к реальности, чем то, что происходит на дорогах нашей огромной страны.

ГОСТ Р 52589-2004 заменен на ГОСТ Р 52589-2019, вступивший в силу 01 апреля 2020 года (это не первоапрельская шутка), и правильная юридическая формулировка в данном случае — «введен».

И вот в этом новом ГОСТе, пришедшем на замену, фраза о том, что «не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла»... ИСЧЕЗЛА.

Зато появилось нечто новое, а именно п. 7.4.12: «Информационные световые секции (ИС) устанавливают непосредственно под транспортным светофором (см. приложение Е), по разрешающему сигналу которого возможно пересечение поворачивающих транспортных средств с пешеходами, движущимися по пешеходному переходу на разрешающий сигнал пешеходного светофора».

Приложение Е к ГОСТу Р 52589-2019
Приложение Е к ГОСТу Р 52589-2019

Получается, что появившаяся новая стрелочка (направо-налево) — типа «напоминалочка» нерадивому водителю, плохо посещавшему занятия в автошколе и (или) позабывшему это правило.

Фото: Пресс-служба ГКУ ЦОДД
Фото: Пресс-служба ГКУ ЦОДД

Всё бы хорошо, но внимательно прочитав Правила дорожного движения, можно сделать парадоксальный вывод. Читаем п. 6.5 ПДД РФ. «Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов)».

И тогда водитель (тот редкий случай водителя, который читал ПДД РФ), увидев перед перекрестком стрелки с изображением пешехода, обязан думать, что все вышеизложенное и увиденное относится только к пешеходам? Или пешеход должен их (стрелочки с силуэтами) заметить, переходя проезжую часть по своему переходу, заранее поглядывая на автомобильный светофор, подвешенный высоко над головами автомобилистов? Эти символы могут еще и подмигивать...

Фото: Пресс-служба ГКУ ЦОДД
Фото: Пресс-служба ГКУ ЦОДД

И опять возникает вопрос — тогда зачем все это? Ведь идея всего этого была какая-то другая? Или нет? Вероятнее всего, изначально предполагалось использовать новые ИС совместно со светофорами с дополнительными секциями с изображением зеленых стрелок для поворота направо и налево. Но тогда становится совершенно непонятно, зачем разрешать движение пешеходов, переходящих проезжую часть по разрешающему сигналу пешеходного светофора при работающей зеленой стрелке для автомобилистов. Не проще согласовать включение дополнительных секций светофоров для ТС с запрещающим сигналом пешеходного светофора?

Если дополнительные секции, разрешающие поворот направо-налево никак не обеспечивают перекрытие движения для пересекающихся траекторий движения ТС и пешеходов, в чем смысл их использования? И чем тогда регулируемый перекресток отличается от нерегулируемого, который сам по себе является «открытой системой» движения, где нет перекрытых траекторий?

Уже несколько лет в Москве, «в порядке эксперимента», дополнительную секцию светофора с зеленой стрелкой для поворота направо на светофоре «рисуют на картонке» (с пояснением на плакате — пропусти всех и поверни направо на красный).

-5

В ПДД РФ до сих пор никаких упоминаний про такие нарисованные стрелки нет, в отличие от ПДД Германии, Украины и Молдовы. А в некоторых других странах, к примеру, в Литве, они недавно отменены, доказав свою неэффективность.

-6

В такой ситуации дополнительные информационные секции «ИС» вряд ли помогут исправить ситуацию, скорее, еще больше ее запутают.

Ну а пока, увидев новые стрелочки с пешеходиками (ИС), можете не обращать на них внимания. Вы ведь и так помните, что при повороте направо или налево на любом перекрестке необходимо пропустить пешеходов?

Фото: архив редакции izhlife.ru
Фото: архив редакции izhlife.ru

Удачи на дорогах!

Константин Ботнарь, Александр Удалов,

для портала ИСО ПРОФТЕХ.