В минувшную субботу пятикратный чемпион DTM Бернд Шнайдер отметил свое 60-летие: в интервью «Мистер DTM» вспоминает свою карьеру в DTM и опыт управления спортивными машинами.
Автоспорт и связанные с ним победы прочно укоренились в ДНК «Mercedes-AMG». Бернд Шнайдер из Германии стал ответственным за одну из величайших глав успеха в международном автоспорте. В период с 1991 по 2008 год нынешний посол бренда «AMG» сформировал выдающуюся эпоху: звезда стала рекордным чемпионом в DTM и чемпионом мира в чемпионате FIA GT.
Шнайдер провел почти два десятилетия своей профессиональной гоночной карьеры в «Mercedes-Benz» и «Mercedes-AMG». Репутация «Мистера DTM» остается непоколебимой даже спустя 16 лет после его ухода из DTM. Ни одному другому гонщику не удалось повторить его рекорд в пять титулов.
Уроженец Саара заложил основу своей успешной карьеры в картинге еще в 11 лет. Победа на юниорском чемпионате мира 1980 года и титул на чемпионате Европы 1982 года проложили ему путь в автогонки. Начав выступать в Формуле Ford в 1984 году, он отпраздновал чемпионство в первоклассной немецкой Формуле-3 в 1987 году. За этим последовали выступления с «Ford» в DTM, за «Zakspeed» и «Footwork Arrows» в Формуле-1 и за «Porsche» в спортивных машинах.
С 1991 года, когда он перешел в «Mercedes-Benz», DTM на долгое время стала его спортивным домом. Он провел незабываемые поединки в знаменитой серии туристических машин и впервые выиграл чемпионат в 1995 году. Он повторил успех в 2000, 2001, 2003 и 2006 годах. Финал сезона в октябре 2008 года на трассе Хоккенхаймринг ознаменовал конец его активной карьеры. По сей день он ведет многочисленные исторические статистические данные в DTM. На его счету наибольшее количество стартов в гонках (236), побед (43), подиумов (104), поулов (25) и быстрейших кругов (60), и он достиг почти всех этих этапов на гоночных машинах из Аффальтербаха. 224 старта, 43 победы, 24 поула и 103 подиума – это самое успешное партнерство между производителем и гонщиком в истории серии.
Шнайдер также убедительно продемонстрировал свою репутацию исключительного эксперта в других дисциплинах. Он сыграл одну из главных ролей в возвращении «Mercedes-Benz» на вершину мира в гонках на выносливость. В первый год программы он выиграл титул чемпиона мира 1997 года в чемпионате FIA GT за рулем культового «Mercedes-Benz CLK GTR». Вместе со своими партнерами по команде Клаусом Людвигом, Алессандро Наннини, Марселем Тиманном и Александром Вурцем он выиграл пять из одиннадцати гонок. В следующем году вместе с будущим победителем гонок Формулы-1 Марком Уэббером он одержал еще пять побед и занял второе место в чемпионате мира. В 24 часах Ле-Мана в 1998 году он также завоевал поул на «Mercedes-Benz CLK-LM». К сожалению, ему было отказано в победе в гонке.
Будучи членом сегодняшней семьи «Mercedes-AMG», Бернд стал послом бренда в 2007 году. После временного ухода из активных гонок он занимался не только разработкой дорожных машин «AMG». Он также внес значительный вклад в успех программы «Mercedes-AMG Customer Racing», основанной в 2010 году. Он применил свои навыки и опыт в разработке «Mercedes-Benz SLS AMG GT3» вместе с тест-пилотом и конструктором Томасом Йегером. В сентябре 2010 года он завершил гоночную премьеру первой модели из клиентской спортивной программы в чемпионате VLN Endurance Championship в Нюрбургринге. В 2013 году он отпраздновал первую историческую победу «Mercedes-AMG» в 24-часовой гонке на Нюрбургринге. В том же году он также выиграл 24-часовые гонки в Спа-Франкоршам и Дубае, а также 12-часовые гонки в Персидском заливе и Батерсте. «Mercedes-AMG GT3» обеспечил продолжение этой победной серии с 2016 года. В 24-часовой гонке Нюрбургринга Бернд снова одержал победу с первой попытки на новой машине. После важных этапов разработки машин GT3 он также участвовал в разработке «Mercedes-AMG GT4» и «Mercedes-AMG GT2».
Сегодня Шнайдер, родившийся 20 июля 1964 года в Санкт-Ингберте, имеет двух дочерей и сына, живет со своей женой Свеней в Боттигофене, Швейцария. Тем не менее, в роли представителя бренда «AMG» он по-прежнему присутствует на гоночных трассах почти каждые выходные. В интервью Шнайдер рассказывает о важных моментах, незабываемых гонках и победах сквозь века.
Вам скоро исполнится 60, и вас все еще можно найти на трассе. Какие задачи вы берете на себя для «Mercedes-AMG»?
«В 2008 году я официально завершил карьеру профессионального гонщика. Но вскоре после этого началась разработка «Mercedes-Benz SLS AMG» сначала как дорожного автомобиля, а затем как машины класса GT3. Это сопровождалось развитием нашей гоночной программы для клиентов, которая до сих пор очень успешна. В результате я снова много ездил и получил от этого массу удовольствия. На самом деле не планировалось, что я проведу еще несколько гонок в этом контексте. Это вытекало из моей роли. Сегодня я активно участвую в «AMG» в мероприятиях по пилотированию, а также в мероприятиях для прессы и клиентов. Большая часть мероприятий, например, проходит в Иммендингене, на большом полигоне «Mercedes-Benz» для испытаний и разработок. Это не только замечательные события, но и весьма практичные для меня, потому что мне предстоит недалеко от дома на Боденском озере. Всегда есть чем заняться, и мне никогда не скучно. У меня также много связей с автоспортом через мою собственную компанию, и это заставляет меня быть занятым».
Как вы оцениваете нынешнее поколение гонщиков по сравнению с вашими соперниками того времени?
«На протяжении моей карьеры взаимодействие между брендами и гонщиками разных производителей становилось все более отдаленным. В какой-то момент нам, гонщикам, почти нечего было делать друг с другом, кроме как сидеть вместе на собраниях пилотов. Я нашел это очень прискорбным. Теперь ситуация снова изменилась к лучшему. Наши пилоты «Mercedes-AMG» работают в Австралии, Америке, Европе и Азии и часто встречают там пилотов других марок. Сегодня люди сидят вместе и обмениваются идеями. Конечно, всегда есть персонажи, которые не ладят друг с другом. Но есть и те, кто дерётся в жёстких дуэлях на трассе, вместе пьёт пиво вечером или ходит на вечеринки. Это больше напоминает мне мое время. На мой взгляд, спорт стал намного сложнее. Когда я вижу, как в некоторых гонках 40 машин девяти марок, как, например, последняя в Спа, укладываются в одну секунду — такого раньше не случалось. Давление на команды и гонщиков огромно. Это приводит к невероятно великолепным, но в то же время и тяжелым гонкам. Выиграть гонку, вероятно, никогда не было так сложно, как сегодня. Нужна правильная классификация, первоклассный состав, профессиональная команда и необходимая удача. Вы вообще не можете позволить себе совершать больше ошибок».
Но и вам было нелегко. Каких соперников из своего времени вы особенно помните?
«У меня действительно было много сильных соперников, особенно в моей собственной команде. Герхард Унгар, занимавший должность технического и спортивного директора «Mercedes» в DTM, всегда об этом заботился. Вместе с Микой Хаккиненом у меня был двукратный чемпион мира Формулы-1, а еще были такие молодые гонщики, как Джейми Грин, Гэри Паффет и Пол Ди Реста. Первые седые волосы у меня появились от Дарио Франкитти в 1995 году. Это было невероятно быстро, и никто из нас этого не ожидал. На самом деле все смотрели на Яна Магнуссена, но Дарио был очень хорош. Позже он несколько раз становился чемпионом США в гонках IndyCar и Indy 500. Ну я не просто так себе седину представлял! В начале моего пребывания в «AMG» у меня, конечно, был очень быстрый партнер по команде Клаус Людвиг. У нас были прекрасные отношения, и мы всегда хорошо ладили – до сегодняшнего дня. За время нашей совместной работы он дважды становился чемпионом DTM, и мы ни разу не ссорились, хотя на трассе всегда боролись до предела. Это была большая редкость».
DTM сыграл важную роль в вашем путешествии. Что в то время принесло вам такой успех в сфере туристических и спортивных машин этой марки?
«Оглядываясь назад, можно сказать, что DTM, конечно, был чрезвычайно важен для меня после того, как дела в Формуле-1 пошли не так, как я ожидал. Когда я вернулся в DTM в 1991 году, это стало началом истории успеха. Но иногда за кулисами возникали трения. Не то чтобы я только что выиграл. В СМИ то и дело пишут, что победить с «AMG» может только Бернд Шнайдер. Но всегда были и другие гонщики, которым удавалось здорово управлять машинами. Будучи обычным пилотом, я тогда проводил все тесты. Это еще больше усложняло задачу остальным, потому что, конечно, я всегда разрабатывал машину такой, какой хотел. Начиная с 2000 года, в новой DTM мне стало намного сложнее, потому что такие пилоты, как Паффетт и Ди Реста, внесли одинаковый вклад во время разработки. Мне пришлось адаптироваться, и в результате уровень наших команд становился все более схожим. В то время важной темой была разработка шин. Раньше я проводил все тесты шин, поэтому точно знал, как поведет себя шина, будь то в квалификации или в гонке. Это было преимущество, которого больше не было у стандартной шины. Я, конечно, пытался отстаивать свои интересы, но если выбирался вариант, который предпочитали другие гонщики или производители, мне явно приходилось бороться сильнее, чем им. Но мне пришлось с этим справиться».
Вы выигрывали гонки только в DTM на пяти разных поколениях машин «AMG». На каком из них вам понравилось гоняться больше всего?
«Это все равно что спрашивать о любимом ребенке – а у меня трое детей! Я пилотировал очень много потрясающих гоночных машин. Мы спроектировали и разработали «CLK GTR» за 125 дней и сразу же выиграли чемпионат мира. Это было невероятно для всех нас. Мы до сих пор очень гордимся этим. Но мой последний чемпионский титул DTM в 2006 году на C-классе также был важен для меня. Очередная победа в DTM на этой машине в возрасте 42 лет была чем-то особенным. Но когда я думаю о своем пребывании в программе «Customer Racing», я также отмечал фантастические успехи на «Mercedes-Benz SLS AMG GT3″. В 2013 году я выиграл практически все крупные гонки на выносливость, в которых принимал участие. В каждом автомобиле есть свое очарование».
Были ли в вашей карьере моменты или гонки, которые особенно повлияли на вас?
«Я помню не одну гонку. Я провел много гонок, и если бы только две или три были яркими моментами, я бы, вероятно, не добился большого успеха. Были и трудные времена. Сегодня люди всегда говорят о том, что раньше все было лучше. Я думаю, ты просто больше запоминаешь положительные моменты. DTM стал для меня временем становления. Когда я подписал контракт с «AMG», «Audi» и «BMW» внезапно покинули серию. Мы все стояли и думали о том, что будет дальше. Тогда там работали действительно сильные люди, которые делали все, чтобы дело продолжалось. Была тяжелая борьба за то, чтобы «Opel» и «Alfa Romeo» продолжили свое существование. Когда в Сузуке в 1996 году стало ясно, что это последняя гонка, это было очень обидно. DTM и ITC тогда находились на очень высоком уровне, в том числе с точки зрения количества зрителей и внимания средств массовой информации. Было разочаровывающе, что этого больше не существовало изо дня в день».
В 2000 году DTM вернулась, и вы продолжили с того места, на котором остановились в 1996 году. Было ли возвращение шоу тем, чего вы хотели в то время?
«Абсолютно. Мы всегда надеялись, что это произойдет. В то время я был в Америке и хотел участвовать в IndyCar. У меня тоже был тест, а за несколько дней до этого мне позвонил Норберт Хауг, тогдашний руководитель отдела автоспорта «Mercedes-Benz», и сказал: «Приходи, тебе не нужно сделать тест, и мы обязательно будем участвовать в гонках DTM». Так что я с нетерпением ждал DTM, и 2000 год, год тысячелетия, был чем-то особенным. Дуэль между нами и «Opel» была классной, а потом еще и против «ABT» с «Audi TT». Это было очень приятное время».
Вы были успешны в разные эпохи. Насколько важен автоспорт для бренда «AMG»?
«Это, конечно, уникальная история автоспорта. Компания сильно изменилась с течением времени, но ДНК всегда осталась. Автоспорт всегда ассоциировался с «AMG», начиная с «Red Sau», который одержал победу в классе и занял второе место в общем зачете на гонке 24 часа Спа в 1971 году. Эта гонка прославила «AMG», и с тех пор для продвижения компании вперед они полагались на успех в автоспорте. Сейчас в «Mercedes-AMG» работают около 2600 сотрудников. Когда я сейчас нахожусь в Аффальтербахе, я встречаю одно или два лица, которые были там 30 лет назад. Мы до сих пор с энтузиазмом говорим о том, что мы можем привнести на гоночную трассу и дорогу, чтобы порадовать клиентов. Мне очень приятно быть частью этой истории».
И как эта история продолжится? Последний раз вы участвовали в Европейской серии GT2 в 2022 году. Что должно произойти, чтобы вы снова сели за руль?
«Да, это было в Шпильберге, но это было совсем недавно. У моего хорошего друга есть «Mercedes-AMG GT3″. Я надеюсь, что мы вскоре сможем снова путешествовать вместе, если позволит время. В этом году запланирован еще один тест, в котором я обязательно буду за рулем. Возможно, что-то всплывет во время съемок. Но я не оказываю на себя никакого давления, и это произойдет тогда, когда будет удобно».