Мой июль наполнен Чеховым. Открываю для себя новое, перечитываю давно забытое. Снова убеждаюсь, что ничего не изменилось, кроме внешнего антуража.
В этот раз чеховский рассказ вспомнился за чтением отзывов об отелях).
Помните знакомство Гурова и Анна Сергеевны?
— Вы давно изволили приехать в Ялту?
— Дней пять.
— А я уже дотягиваю здесь вторую неделю.
Помолчали немного.
— Время идет быстро, а между тем здесь такая скука! — сказала она, не глядя на него.
— Это только принято говорить, что здесь скучно. Обыватель живет у себя где-нибудь в Белеве или Жиздре — и ему не скучно, а приедет сюда: «Ах, скучно! Ах, пыль!» Подумаешь, что он из Гренады приехал.
Вот и я, читая отзывы путешественников, недоумеваю, откуда приехали эти люди, снижающие оценки отелю за жесткие полотенца, смену белья не каждые 3 дня и однообразные завтраки за шведским столом - да, 150 блюд, но это те же самые 150, что были вчера!
Кто эти люди? У них дома горничные, которым можно попенять за недостаточную мягкость полотенец? Они не привыкли спать на постели, застланной ранее, чем вчера? Их домашнее меню не повторяется ни разу в течение месяца?
На, а открыв книгу ради цитаты, провалилась в рассказ.
В двух словах напомню сюжет
Дмитрий Дмитриевич Гуров и Анна Сергеевна фон Дидериц познакомились на отдыхе в Ялте. Оба несвободны и недовольны своей семейной жизнью. Гуров соблазняет Анну Сергеевну.
Разъехавшись по домам, они не могу забыть друг друга. Продолжают тайно встречаться и не знают, как быть дальше.
Банальнее истории не придумаешь!
Чем же так притягивает рассказ?
Это не о курортном романе, а о том, как любовь настигает и меняет человека в любом возрасте.
Ни один из героев поначалу не вызывал у меня симпатии.
Гуров - обычный бабник. Жену не любит, семейными заботами себя не обременяет, о женщинах невысокого мнения - "низшая раса!", но видит женщину - и мозги отключаются:
Опыт многократный, в самом деле горький опыт, научил его давно, что всякое сближение, которое вначале так приятно разнообразит жизнь и представляется милым и легким приключением <...> неизбежно вырастает в целую задачу, сложную чрезвычайно, и положение в конце концов становится тягостным. Но при всякой новой встрече с интересною женщиной этот опыт как-то ускользал из памяти, и хотелось жить, и всё казалось так просто и забавно.
Ему скучно и неприятно слушать, как раскаивается Анна после своего "падения". Она не более, чем очередной эпизод в его насыщенной биографии. Его лишь слегка коробит, что Анна думает о нем лучше, чем есть, что он не сделал её счастливой.
Анна - обычная скучающая бездельница. Присосалась, как пиявка к мужу, не уважает его, не интересуется даже, чем занят человек, за чей счет она живет:
Мой муж, быть может, честный, хороший человек, но ведь он лакей! Я не знаю, что он делает там, как служит, а знаю только, что он лакей.
Вышла замуж без любви, хотя никто не принуждал:
Мне, когда я вышла за него, было двадцать лет, меня томило любопытство, мне хотелось чего-нибудь получше; ведь есть же, — говорила я себе, — другая жизнь. Хотелось пожить! Пожить и пожить...
И в объятия Гурова её бросила не любовь, как у Ларисы к Паратову, не страсть, как у Анны к Вронскому. Просто желание неизведанных ощущений плюс "бес попутал".
Да, начало без любви, но постепенно их чувства проявляются и сами герои меняются.
Гуров впервые задумывается, как бессмысленно живет:
Ненужные дела и разговоры всё об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!
У Антон Палыча хочешь-не хочешь - начнешь сопереживать и неприятным персонажам. А когда чувства меняют героев, ты и вовсе не можешь равнодушно наблюдать, как они тяготятся двойной жизнью, ждут встреч, ищут выход.
И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается.
"А чем всё завершилось, мы с вами не узнаем"
Я всё думала, почему Чехов оставил финал на усмотрение читателя? И решила, что так честнее.
Погасить "свечу, при которой она читала исполненную тревог" - слишком драматично для этой истории.
Завершить курортный роман законным браком - слишком оптимистично, а Чехов реалист.
С другой стороны - развод был возможен и семейная гармония вполне вероятна:
Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках.