«Андрейка, поди сюда!» – ласково позвал барин. Мальчонка подбежал, стыдливо пряча от графа пару листочков, которые держал в руках. «Это у тебя что такое? Покажи», – негромко, но настойчиво приказал Строганов. Маленький Андрей протянул ему два рисунка. На одном было запечатлено поле, на другом – крестьянский дом.
Граф невольно охнул – надо же, как знатно всё нарисовано, а ведь мальчишке всего семь лет. Потом Строганов вернул юному художнику его творения и задумчиво произнёс: «Учиться тебе надо, Андрейка, учиться». Как же Андрей Воронихин стал знаменитым архитектором? И какие его творения до сих пор украшают нашу страну?
Крепостной Строганова
Андрей Воронихин появился на свет в октябре 1759 года. Отец его был крепостным канцеляристом, служившим графу Александру Строганову, мать тоже принадлежала к дворовым людям. Казалось бы, какое будущее могло ожидать этого мальчика? В лучшем случае он смог бы получить неплохое образование и пойти по стопам отца, так и оставшись крепостным. Но судьба распорядилась иначе.
Поговаривали, что Андрей приходился незаконнорожденным сыном своему барину. Так ли это, неизвестно, однако граф действительно благоволил мальчику-крепостному. Заметив, что маленький Андрейка интересуется рисованием, Строганов стал поощрять его.
С семи лет Воронихин начал обучаться мастерству живописи. Понимая, как важно развиваться такому таланту, граф дал Андрею вольную и отправил на обучение в Москву. На протяжении всей своей жизни Воронихин был безмерно благодарен доброму покровителю, причём поддерживал связи с графом многие годы, нередко работая над его заказами.
Именно в Москве молодой живописец заинтересовался архитектурой, которая раскрыла для него грани совершенно нового искусства. Узнав об увлечении Андрея, Строганов в 1779 году вызвал своего бывшего крепостного в Петербург. Здесь было гораздо больше возможностей реализоваться зодчему. Именно здесь для Воронихина началась новая жизнь.
Масштабный проект
В 1799 году по решению императора Павла Первого был объявлен конкурс на строительство Казанского собора, который планировали возвести на Невском проспекте. Среди участников были именитые архитекторы Гонзаго и Камерон, но на сей раз предпочтение было отдано не им.
Публика немало удивилась, когда стало известно, что главным зодчим назначен молодой архитектор Воронихин из крепостных Строганова. Поговаривали, что такой выбор царя вовсе не был случайным – он хотел, чтобы собор строил не иностранец, а русский мастер.
При этом требования Павла были весьма высокими. Он желал, чтобы колоннада нового храма ничем не уступала тем, которые встречаются в Риме. Интересно, что собор Казанской иконы Божией Матери внешне похож на собор Святого Петра, который расположен в Ватикане.
Словом, Воронихину удалось и отразить собственное виденье, и угодить царю. Правда, сам Павел завершённый собор увидеть так не успел, однако одобрил его проект.
И после смерти императора зодчий не остался без дела. В 1803 году во время пожара в Павловске погибают основные части дворца. Повреждённые участки необходимо было срочно реставрировать, и императрица Мария Фёдоровна поручает это Воронихину. Он становится главным архитектором Павловска.
Кстати, к этому времени он уже как два года был женат на англичанке, она работала в доме Строгановых гувернанткой. В браке у них родилось шесть сыновей, но, к сожалению, никто не дожил до взрослого возраста.
Теперь уже этот выбор никого не удивил – своими многочисленными работами Андрей Никифорович доказал, что является одним из лучших русских архитекторов. А если учесть, что в те времена многие исторические здания возводили иностранцы, то для России Воронихин и правда стал настоящей находкой. Но за что ругали архитектора?
Необъективная критика
Как часто бывает, у яркого и способного человека находятся недоброжелатели и завистники. Это же касалось и Андрея Никифоровича. Несмотря на его успехи и признание на самом высоком уровне, находились критики, которые утверждали, что в творениях Воронихина мало «собственного» стиля, но много заимствований.
Несомненно, некоторые работы архитектора показывают, насколько большим было влияние на их автора того же Камерона. Например, несколько раз зодчий использовал приём «прозрачных колоннад», характерных для его коллеги-иностранца. Однако такие элементы Воронихин «обыгрывал» по-своему, в лёгком и в то же время величественном стиле, свойственном ему.
Многие творения Андрея Воронихина и сегодня можно увидеть в Санкт-Петербурге и окрестностях. Главным его произведением стал Казанский собор и Горный институт в Санкт-Петербурге.
Благодаря поддержке неравнодушных людей, но главное – своим трудолюбию и таланту Андрей Никифорович стал одним из великих архитекторов России, старшим профессором по архитектуре в Академии художеств. А ведь начиналось всё с простеньких рисунков крепостного мальчика Андрейки…
Подписывайтесь на дзен-канал «WOH [Мир истории]» и не забудьте поставить лайк. Будем очень рады вашей поддержке тут - https://vk.cc/cxsSrT