– Вот теперь, когда все мои дети разъехались кто куда, а дом опустел, я часто думаю, что словно не своей, а навязанной мне жизнью жила. Не хотела прислушиваться к предсказанию, а все равно сделала так, как мне нагадали.
– Мам, меня тут Юлька зовет сходить к одной знающей бабушке, погадать…
– Нет! Не ходи, дочка! Не порть себе жизнь этими предсказаниями, – прервала Лиду мама.
– Да мы просто так… Шутки ради.
– Вот и я в эту ловушку попалась, – со вздохом продолжила Лариса Григорьевна. – Не хотела я к той гадалке ходить, а подружка уболтала. Не хотела я верить в предсказание, а поверила и следовала ему.
– Как же так?
– Сейчас расскажу...
Лариса росла очень шустрой и жизнерадостной девочкой. Она не любила заплетать косички и угощать кукол чаем.
Ей больше нравилось носиться по двору на велосипеде, забираться с мальчишками на деревья и ловить в пруду головастиков.
Ее мама лишь качала головой и неустанно напоминала Ларисе:
«Ведь ты же девочка! Девочки так себя не ведут!»
Маленькая Лора немного огорчалась, но никак не могла совладать со своим жизнелюбием и уже на следующий день снова убегала играть с мальчишками во дворе.
В начальных классах на вопрос учителя, кем они хотят стать, когда вырастут, Лариса звонко выкрикнула:
– Водителем!
– Ха-ха-ха! – засмеялся в ответ одноклассник. – Игнатова, ты не сможешь быть водителем! Ты же девочка!
– Тише, Степа! – сказала учительница. – А ты, Лариса, и правда подумай о другой профессии. Более женской. Например, швея или повар.
«Терпеть не могу шить и готовить!» – сокрушалась Лариса.
Уроки технологии для девочек с шитьем и вязанием были для нее сущим мучением. С завистью смотрела Лариса на своих одноклассников, которые учились строгать и мастерить что-то из дерева.
– Мам, почему мне нужно шить эту противную ночную рубашку? Или вязать спицами? Терпеть это не могу! Вот бы мне с мальчиками на трудах учиться! – однажды поделилась с мамой Лариса.
– Ты же девочка! – в очередной раз ответила мама. – Поэтому занимайся тем, что положено. Ты должна хорошо учиться!
Лариса терпеливо пыталась постигнуть азы швейного дела или вязания. Но получалось у нее средне, а сил на эти попытки уходило много.
«Ничего! Вот окончу школу и смогу учиться, где захочу», – утешала себя Лариса.
Но у ее мамы были совершенно другие планы:
– Что за глупости? Тебе нужно пойти учиться на бухгалтера. Отличная работа тебе будет гарантирована.
– Мам, это же скучно!
– Ой, много ты в жизни понимаешь! Делай, как я говорю, а потом еще мне благодарна будешь, – категорично заявила мама Ларисы.
Примерно в это время школьная подружка позвала Ларису сходить за компанию к одной известной в их городке гадалке.
Оставшись наедине с ворожеей, Лариса немного смутилась: полумрак, свечи, старые карты и испытывающий взгляд заставляли нервничать.
– Вижу, девушка ты с характером. Да только нужно тебе его смирять. Вот сейчас ты на распутье и не знаешь, что делать.
– Да. Думаю, как поступить: как мама говорит или как сама хочу, – не удержавшись, признала Лариса.
– Вижу. Слушай мамин совет, хоть он тебе и не по нраву. Твои стремления для тебя только беды несут! А ведь жизнь у тебя долгая впереди. Замуж скоро выйдешь. Выпадает тебе светлый король и в скором времени.
– Не очень я светлых люблю, – пробормотала Лариса.
– Замуж пойдешь через год за блондина. Вижу точно. Еще трех детей даст тебе бог.
– Ого! Я и в одном не уверена.
– Принимай то, что по судьбе, иначе пожалеешь. Я все сказала.
От гадалки Лариса шла в подавленных чувствах и с надеждой, что предсказанное ей не сбудется.
«Ладно, поступлю, куда мне мама говорит, раз уж такое дело. А вот блондинов всегда недолюбливала.
Да еще и трое детей! Трое сразу меня мамой звать будут? Ужас! Хоть бы не сбылось», – размышляла девушка в бесплодных попытках уснуть.
Поступив на бухгалтера, Лариса очень скоро убедилась, что учеба не тяжелая. Она невыносимая. Каждый день девушка буквально заставляла себя продолжать учиться.
Ничто теперь в этой грустной и побледневшей студентке не выдавало ту озорную девчушку, что бегала во дворе с мальчиками наперегонки и играла в мяч.
Не прошло и года, как мама познакомила Ларису с сыном ее подруги, светловолосым Валентином.
– Присмотрись, дочка! Валя парень хороший, работящий! Да и ты ему приглянулась, сразу видно, – советовала Ларисе мама.
– А мне он не особо. Ниже меня ростом…
– Это все мелочи. Он тебя в кино позвал, я слышала.
– Да.
– Иди, даже не сомневайся. Нечего дома с учебниками постоянно сидеть. А то ты в последнее время совсем какая-то грустная. Так и старой девой остаться можно!
«Эх, мама! Я такая, потому что учеба эта меня замучила, а плохо учиться или бросить мне совесть не позволяет. Да что теперь уж. Схожу и правда в кино», – решила Лариса.
На свидании Валентин с обожанием перебирал тонкие пальчики Ларисы и пытался ее развеселить. Девушка очень приглянулась ему. Уже через месяц ухаживаний Валентин сделал Ларисе предложение.
– Какое такое: «я подумаю»? С ума сошла, что ли, дочка?! – в ярости выкрикивала мама, узнав, что Лариса сразу не приняла предложение Валентина.
– Я хотела бы замуж по любви. Есть у меня один знакомый парень, который мне нравится. Его Игорь зовут.
– Он тебя, что ли, замуж звал?
– Нет. Мы недавно начали общаться…
– А Валентин зовет! Парень он хороший. Я же его маму полжизни знаю! А ты носом вертишь! Стыдно мне за тебя!
А, впрочем, делай что хочешь. Только потом мне не плачься. Я все для тебя делаю, а ты… – из глаз матери покатились крупные слезы.
– Хорошо, мам. Ты только сама не плачь. Я выйду за Валентина, – сказала Лариса и снова вспомнила то самое гадание, о котором так хотела забыть: «Валентин тот самый блондин. А Игорь – брюнет. Может, и правда судьба?»
Первого своего сына Лариса родила сразу после окончания института. Мальчик, названный Ильей, оказался слабым и болезненным.
Очень скоро Лариса поняла, что теперь, с появлением сына, она уже окончательно не принадлежит себе. Валентин пропадал на работе, а родственники тоже не рвались помогать молодой матери.
Илья так сильно и часто болел в садике, что даже врач рекомендовала подержать его дома около года, чтобы ребенок немного окреп.
Узнав это, муж предложил Ларисе родить еще одного ребенка:
«Все равно должно быть в семье двое детей. Может, будет девочка. Тебе помощница!»
Вскоре Лариса забеременела и в положенный срок действительно родила дочку. Казалось, что время почти остановилось.
Дни за днями были посвящены бесконечным заботам о детях и муже. Третий ребенок был незапланированный, но у Ларисы не хватило решимости прервать беременность. В голове крутилось предсказание: «Троих детей даст тебе бог!»
Снова родился мальчик, но еще более болезненный, чем старший сын. Лариса уже не помнила, когда бывала у парикмахера или в магазине женской одежды.
Она нянчила, лечила, водила в садик и школу, готовила, убирала и мечтала только об одном: чтобы наступило то время, когда она могла бы свернуться калачиком на кровати и хоть немного поспать.
Когда младшему сыну было всего десять лет, случилось страшное: внезапно скончался муж Ларисы. С той поры Лариса, помимо основной работы, брала еще и всевозможные подработки, чтобы прокормить детей.
«Вот когда можно маму мою поблагодарить. Хоть работу и не люблю, но она меня с детьми худо-бедно обеспечивает», – думала Лариса ночами, сводя баланс.
Ее преследовала постоянная усталость. К тому же сыновья, подрастая, подбрасывали проблем. Старший не хотел учиться, а младший рос хулиганистым мальчиком, из-за выходок которого Ларису не раз вызывали в школу.
К счастью, со временем сыновья образумились. Илья, которому всегда легко давалось изучение иностранного языка, уехал заграницу. Антон увлекся спортом и, окончив физинститут, стал работать тренером. Дочка тоже переехала учиться в другой город, да так там и осталась.
В этот раз Лида приехала к матери на выходные, и так как они никуда не торопились, Лариса Григорьевна впервые рассказала ей о том самом гадании и его последствиях.
– Вот теперь, когда все мои дети разъехались кто куда, а дом опустел, я часто думаю, что словно не своей, а навязанной мне жизнью жила. Не хотела прислушиваться к предсказанию, а все равно сделала так, как мне нагадали.
– Судьба такая, значит?
– Внушение просто. А я поддалась и поплыла по течению, как дохлая рыба! Зря я позволила так своей жизнью всем вертеть. Мне ведь работа бухгалтера никогда не нравилась. Но мама уговорила, и я всю жизнь нелюбимым трудом занята.
Папа твой – хороший человек был, а любила я другого. О том, что дети у меня родились, я не жалею. Но пока вас поднимала, времени на себя не было.
Так вот я за всю жизнь не нашла времени на права выучиться, хотя с детства машину водить мечтала…
Мой тебе совет, дочка: не ходи к гадалке и не слушай предсказаний. Живи своей жизнью!
Лида кивнула и задумалась. Через месяц она приехала к маме в гости и подарила ей сертификат на обучение в автошколе.
«Мама, тебе еще не поздно осуществить свою мечту!» – сказала Лида.
В этот момент Лариса Григорьевна первый раз в жизни почувствовала, что плачет от счастья.
Автор: Ольга М.