Найти тему
Факты про артефакты

Ваза королевы Элеоноры Аквитанской: дареный и передаренный артефакт

Оглавление
Ваза Элеоноры Аквитанской
Ваза Элеоноры Аквитанской

Королева Элеонора, безусловно, одна из самых известных в Средневековье. Дочь Вильгельма X, герцога Аквитании, она была одной из величайших наследниц того времени: герцогство соответствовало центру и юго-западу Франции. Таким образом, её брак с королем Людовиком VII в 1137 году значительно расширил королевство Франции.
Но разногласия между супругами и порывистый темперамент королевы, не стеснявшейся открыто "обманывать" короля, заставили его просить развода.
Выйдя замуж за Генриха Плантагенета, который стал королем Англии, она привела Аквитанию в свое новое королевство. В истории искусства имя Элеоноры связано с великолепным предметом, состоящим из двух частей разного периода и происхождения:
вазы из горного хрусталя и её позолоченной серебряной оправы.

Основание вазы
Основание вазы

Из Ирана в Сен - Дени

Латинская надпись на основании позволяет реконструировать всю историю вазы: «Эту вазу его жена Элеонора подарила королю Людовику, Митадол — своему предку, король — мне, Сугер, который принес его в жертву святым.»
Сугер, аббат Сен-Дени, подарил его святым Дени, Рустику и Элевтерию, которые были почитаемы в его аббатстве. Сам он получил её от короля Людовика VII, который получил её в подарок от своей жены Элеоноры. Сама она получила её от своего деда, Вильгельма IX, герцога Аквитании, который получил её от некоего Митадола.

Основание вазы
Основание вазы

Последний символ идентифицировать сложнее. Вероятно, это мусульманский царь Сарагосы, носивший арабский титул «Имад ад-даула» («колонна династии»), который на латыни стал Митадолом. Он был союзником Вильгельма IX Аквитанского в 1120 году и мог бы теоретически подарить ему эту вазу. Предметы искусства часто были дипломатическими подарками и передавались из одной страны в другую, преображаясь и украшаясь их сменяющими друг друга владельцами.

Основание вазы
Основание вазы

Материал вазы Элеоноры Аквитанской

Материал
Материал

Сама ваза изготовлена из горного хрусталя, прозрачного и бесцветного кварца. Работа с этим материалом отличается особой деликатностью, ведь вазу сначала нужно выдолбить из блока, а затем сделать украшение, красота которого увеличивает ценность предмета на такую же величину. Она имеет «сотовый» рисунок, шестиугольные грани, расположенные в правильном порядке. Это украшение существовало уже в римской античности, а позже было найдено в Византии и на Ближнем Востоке. Он, рисунок, особенно распространен среди Сасанидов, династии, правившей Ираном и Месопотамией (современный Ирак) с 224 по 642 год. Именно по этой причине эту вазу относят к сасанидскому искусству, известному своей роскошной серебряной посудой и стеклом.

-6

Аббат Сугерий, известная фигура в королевстве

Сугер был аббатом Сен-Дени с 1122 года до своей смерти в 1151 году. Советник Людовика VI и его преемника Людовика VII, он участвовал в Совете короля во время Второго крестового похода с 1147 по 1149 год. Он укрепил связи между королевской властью и своим аббатством, которое уже было некрополем королей Франции, когда сделал Сен-Дени официальным защитником государя и королевства.

Сугер занимает важное место в истории искусства, так как именно он заказал реконструкцию базилики Сен-Дени в стиле новой готики, с великолепными витражами. Столкнувшись с критикой со стороны Бернара Клервоского, который выступал за жесткую экономию, Сугер оправдывает свое пристрастие к драгоценным предметам тем, что их созерцание позволяет, по его словам, отделиться от земного мира и подняться к Богу.

Витраж
Витраж

Таким образом, он придает эстетическому удовольствию религиозную и даже мистическую ценность. Он также объясняет, что нет ничего слишком хорошего для славы Божьей. У него было много золотых дел мастеров, особенно из Иль-де-Франс, которым приписывают изготовление крепления вазы Элеоноры. В Средние века аббатства были важными художественными центрами, а аббаты были одними из величайших меценатов.


Оправа: шедевр французского ювелирного дела


Игумен Сугер рассказывал в своих сочинениях историю этой вазы и о том, как он украсил ее золотом и драгоценными камнями, чтобы сделать ее еще красивее, чем она была. Оправа выполнена из позолоченного серебра и характеризуется, прежде всего, техникой водяного знака : металлическая проволока, обработанная для формирования зернистых узоров, приваривается к листу металла. Они рисуют изящные бисерные навершия, очень декоративные и хорошо подчеркнуты гладким и блестящим фоном, на котором они выделяются.

Восточные работы
Восточные работы

Это довольно редкое в то время украшение могло быть вдохновлено восточными работами. Его дополняют жемчуг и драгоценные камни, которые придают всему красочную нотку. Подобное украшение встречается и на других драгоценных вазах, в том числе заказанных аббатом. Таким образом, эта работа является работой золотых дел мастеров, которые регулярно работали на него. Впоследствии ваза претерпела некоторые преобразования. Эмалированные медальоны посыпанные лилиями, были добавлены в XIV веке.

Ваза Элеоноры является одним из драгоценных предметов, предлагаемых Сугер в Сен-Дени. Таким образом, он обогащает сокровище аббатства, сокровище, состоящее из предметов, исключительных по своему материалу и убранству. Сугер таким образом, стремится сделать Сен-Дени одним из самых влиятельных религиозных центров в христианском мире. Сокровища Сен-Дени, многие части которых уже были переплавлены или проданы, были в значительной степени уничтожены во время революции. Но некоторые замечательные предметы, такие как ваза Элеоноры, были сохранены и отправлены в Лувр или в Кабинет медалей в Национальной библиотеке.

Лайки и подписки для канала и автор смотрит с оптимизмом вдаль !