Найти тему

ТЕХОСМОТР 2022

Напомним, идея об отмене техосмотра принадлежит начальнику ГИБДД России Михаилу Черникову. Он объяснил это недостаточностью пунктов техосмотра в стране, а также тем, что водители и так не имеют права выезжать на дорогу на неисправном автомобиле или мотоцикле (п. 2.3 ПДД РФ).

Президент РФ Владимир Путин подписал закон об отмене обязательного техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих гражданам (Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 494-ФЗ, вступил в силу с момента официального опубликования 30 декабря 2021 года).

Кратко рассмотрим вступившие в силу законы (или изменения в старые).

-2

Чтобы не возникало путаницы. Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств» № 170-ФЗ от 01 июля 2011 года никто не отменял, в него внесены лишь изменения, точнее, в статью 15.

В соответствии с этими изменениями, техосмотр с 30 декабря 2021 года перестал быть обязательным на территории Российской Федерации для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых исключительно в личных целях. Техосмотр остался необходим для автобусов, грузовых автомобилей, спецтехники. А также и для легковых автомобилей, используемых не только для личных нужд (например, такси, служебные перевозки в организации, обучение вождению, и тому подобное). Заметим, что форма собственности при этом значения не имеет (автомобиль может принадлежать как частному лицу, так и организации).

Ранее (с 22 августа 2021 года) техосмотр перестал быть необходимой функцией для заключения договора обязательного страхования (ОСАГО).

Так что, для личного автомобиля техосмотр теперь совсем не нужен?

-3

Не совсем так. Техосмотр понадобится, если:

  • ваш автомобиль старше 4 лет, и вы решили его переоформить (продать, подарить, снять / поставить на учет;
  • в любом случае, независимо от возраста автомобиля, если вам необходимо внести изменения в конструкцию (поставить газовое оборудование, дополнительные педали для учебной езды или так называемый «кенгурятник» или лебедку на внедорожник);
  • разумеется и в том случае, если ваш автомобиль переходит в разряд «коммерческих», например, сдается в аренду организации для перевозок по служебным нуждам, даже если он будет возить только директора, который сам за рулем. Таким образом, под действие новых правил не подпадают автомобили такси и иные автомобили, которые используются для услуг по перевозке пассажиров и используемые не только для личных нужд. Обязательный техосмотр сохраняется и для машин, используемых в служебных целях. То же касается грузовиков и автобусов.

А как с наказаниями? Ведь с 1 марта 2022 года за отсутствие действующей диагностической карты введен штраф в размере 2 тыс. руб. (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").

Да, такой штраф введен, но действует он только на те категории автомобилей, которые перечислены выше (такси, автобусы, грузовые, спецтехника и т. п.), при этом такой штраф умеют выписывать и автоматические камеры (например, в Москве), но имеют право это делать не чаще 1 раза в сутки («спасибо партия, за это»).

А вот надо ли это? Ну, например, я опытный водитель, начинал с ВАЗ-2101 (многие помнят, что это такое, не по картинкам?). Зачем мне тратить лишние 800 рублей (а они бывают лишними?). А время? Начальник ГИБДД утверждает, что владельцы личных машин и мотоциклов вправе проходить техосмотр по своему желанию. При этом инспектор ГИБДД не может требовать предъявления диагностической карты, за исключением случаев, когда визуально заметна неисправность, угрожающая безопасности дорожного движения.

Это уже довольно спорное утверждение, поскольку Правила дорожного движения и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации [...]» описывают исчерпывающий список неисправностей, при которых эксплуатация запрещена, но одновременно допускают «при невозможности устранения неисправности» движение к месту ремонта или стоянки с соблюдением необходимых мер предосторожности. Никаких ссылок на диагностическую карту и другие документы не предусмотрено.

Известный челябинский автоблогер Юрий Панченко утверждает, что на основании Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" «Водитель по закону обязан предоставить беспрепятственный доступ к автомобилю и всё, — ч.10 ст.97.1 закона «О государственном контроле (надзоре)». Причём к автомобилю целиком», — считает Юрий Панченко.

С этим сложно согласиться, если прочитать этот закон, который предполагает такие действия только в случаях: «[...] постоянного рейда, под которым понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований;[...]постоянный рейд может осуществляться в случае, если это предусмотрено федеральным законом о виде контроля;[...] постоянный рейд осуществляется в отношении транспортных средств, иных производственных объектов, деятельности и действий граждан и организаций на определенной территории (акватории);[...] инспекторы, уполномоченные на проведение постоянного рейда, определяются решением контрольного (надзорного) органа.

Согласитесь, все вышеперечисленное вряд ли относится к остановке инспектором ДПС (да и любым другим полицейским) водителя на дороге.

Также хочется сразу развеять опасения водителей, попавших в ДТП, по поводу сомнений о выплате возмещения страховой на основании отсутствия диагностической карты ТО. Нет такого ни в одном из документов. Да, страховая может отказать в выплате, если докажет, что водитель управлял заведомо неисправным автомобилем и авария произошла именно по этой причине. Если докажет — да, ее право. Но к отсутствию / наличию диагностической карты это не имеет ровно никакого отношения. А вот если водитель в момент ДТП был в нетрезвом состоянии (или отказался от медосвидетельствования), хотя вроде и не был виноват — да, откажет, и вполне законно.

ПОПРОБУЮ РЕЗЮМИРОВАТЬ.

  • Начиная с 2022 года техосмотр необходим только автобусам, грузовикам и любым другим автомобилям, которые используются не только в личных целях, что полностью соответствует Международным конвенциям);
  • Даже для автомобилей личных владельцев пройти техосмотр и оформить диагностическую карту необходимо при внесении изменений в конструкцию, а также при переоформлении автомобиля в случае, когда он старше 4 лет;
  • Автомобили, оформленные для учебной езды, проходят техосмотр раз в 12 месяцев, независимо от возраста авто (согласно Закону о ТО);
  • Вы можете несколько «обезопасить» себя от проверок технического состояния транспортного средства инспектором ГИБДД на дороге, пройдя очередной техосмотр, который будет все-таки доказательством того, что автомобиль «в порядке»;
  • Непрохождение техосмотра
  • не может являться основанием для отказа в выплате страховой компанией в случае ДТП, поскольку такая обязанность отменена с конца 2021 года.
-4

Александр Удалов.

14 февраля 2022.