Старинные дома интересны архитектурой, но еще больше - легендами, которыми овеяны. Одно из таких зданий находится в Гурьевске. В рубрике "KuzbassTravel" расскажем о доме купца Ермолаева.
Этот красивый двухэтажный особняк в кирпичном стиле, с ажурными декоративными карнизами, был построен в 1909 году, в центре Гурьевска, на берегу реки Малый Бачат.
Гурьевск, появившийся в 1861 году, как поселение при сереброплавильном заводе, был в то время маленьким рабочим поселком, с четырьмя немощёными улицами, застроенными одноэтажными деревянными домами.
Статус города поселок Гурьевский завод – именно так он тогда назывался, получил только в 1938 году.
Особняк, с большими витринными окнами первого этажа, с трехчастным фасадом, выходившим на дорогу и ярмарочную площадь, по архитектуре, высоте и красоте доминировал над всеми остальными строениями посёлка. Стоял он на берегу, у единственного в то время в поселке моста через Малый Бачат, а мост шел к заводской проходной и соединял завод с правым берегом поселка.
Хозяин дома, купец первой гильдии Ермолаев Наркиз (Нарцисс) Павлович, коренной гурьянин, родился в 1867, в купеческой семье.
Его отец, Павел Тимофеевич Ермолаев, занимался торговлей. Дела вел дело с размахом. В краеведческом музее г. Томска есть документальное свидетельство - письмо, датированное 1887 годом. В нем Павел Тимофеевич Ермолаев писал начальнику Алтайского округа: «Я имею торговлю в разных местах Алтайского округа и намерен основать в Томске торговлю исключительно для сбыта произведений завода».
К тому времени Гурьевский завод уже сменил статус с сереброплавильного на железоделательный.
В сети интернет гуляет версия, что отец Наркиза Павловича был сельским учителем. Но, с другой стороны, разве сельский учитель не мог стать купцом? А может быть, сельским учителем был дед Наркиза.
В семье Ермолаевых к образованию относились с уважением. Наркиз Павлович окончил Томское реальное училище, а после поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, но был отчислен за вольнодумство.
Вот что по этому поводу пишет газета Гурьевского района «Знамёнка» от 14 июля 2017 года в статье «Жизненная история купца Ермолаева: от легенды до достоверности»:
«За связь с революционерами был отчислен со второго курса института и выслан в Томск. В 1889 году четыре месяца провел в Томском тюремном замке, а после освобождения выбыл в поселок Гурьевский завод (так назывался Гурьевск). А в марте 1891 года был снова арестован по делу о так называемом забайкальском революционном кружке. С марта по декабрь 1891 года содержался под стражей в г. Томске. В последующие годы, оставаясь под негласным надзором полиции, жил в селе Гурьевском «при отце» и занимался сельским хозяйством и торговлей. В 1903 году негласный надзор с него был снят».
По дошедшим свидетельствам старожилов Гурьевска, купец Наркиз Ермолаев был богатым и уважаемым человеком, при этом добрым, великодушным и высокообразованным, много читал, собрал большую библиотеку, увлекался естествознанием – даже написал пару научных статей.
При этом вел серьезную торговлю и хватку имел железную: держал не только скобяную лавку, а еще имел мельницу, конный завод, магазины в Томске, Кузнецке, Барнауле.
Дом Ермолаевых был не только жилым помещением. Лишь часть комнат на втором этаже занимала купеческая семья.
На первом этаже располагалась лавка, где продавались изделия Гурьевского завода, скобяные и хозяйственные изделия, а на втором этаже - продовольственные товары.
Дела купца шли хорошо вплоть до февральских событий 1917 года.
Когда грянула Февральская революция, привычная жизнь в Гурьевске закончилась. Едва тревожные вести из Петербурга докатилась до сибирского края, семья купца спешно, ночью, покинула посёлок и больше сюда не возвращалась.
А дом остался, и его история продолжилась.
Уже 1 марта 1917 года под окнами опустевшего дома прошел митинг гурьевских рабочих, и в том же марте в стенах его расположился совет старост Гурьевского завода.
А вскоре купеческий дом стал «Народным домом» и оказался в самой гуще революционных событий поселка.
В Гражданскую войну он был штабом то для красных, то для белых. Повидал немало: на площади перед ним проходили митинги и сходы, в подвалах хранили оружие, ходили слухи о том, что и допросы велись. Говорят, крови было пролито немало.
В 1920 году в купеческом доме обосновались первые комсомольцы, а потом и дети: открылись кружки и изба - читальня. Второй этаж занимала Гурьевская народная библиотека. Позже он стал Домом пионеров и школой рабочей молодежи.
Во время войны в здании разместились мастерские фабрично-заводского обучения, где проходили подготовку гурьевские мальчишки, которым пришлось встать к заводским станкам вместо ушедших на фронт отцов.
После войны в здание ненадолго вернули Дом пионеров, а в 1953 году открыли новый универмаг промышленных и хозяйственных товаров. В 1973 году универмаг закрыли.
Сейчас здесь краеведческий музей, а зданию присвоен статус памятника архитектуры регионального значения.
В 2020 году началась масштабная реставрация, на которую потратили почти 84 миллиона рублей (из которых 4,5 миллиона собрали неравнодушные граждане, предприятия, организации Кемеровской области и других регионов) и которую планировалось закончить к 2021 году, к празднованию 300-летия Кузбасса. Но, как часто бывает, в сроки не уложились и обновленный музей встретил первых посетителе й в 2022 году.
Удивительная судьба дома Ермолаева и события, свидетелем которых он стал, послужили причиной появления множества легенд и слухов – говорят, по ночам в доме слышны стоны и вздохи, а половицы на втором этаже скрипят, словно под тяжелыми шагами. Иногда слышится плачь младенца, а в старинном зеркале нет-нет, да и мелькнет тень бородатого лица - кто-то из местных жителей утверждает, что в марте 1917 года Ермолаев не уехал из Гурьевска, а вместе с семьей был убит в собственном доме, а тела их зарыты в подвалах собственного магазина. И что в этих подвалах по сей день хранится купеческое золото, надежно спрятанное в тайниках, которые купец не выдал даже перед лицом смерти.
Что за этими слухами – решайте сами. А еще лучше – поезжайте в Гурьевск, в старинный купеческий дом и сами все узнаете.
Во время реставрации к 300-летию Кузбасса дом-музей вновь удивил. Ремонтируя дымоход, нашли бутылку с посланием из прошлого. Вот ее содержание:
«Год 1964
Потомкам!
Ремонт этого здания производился под началом графа Сутоцкого. с 1962 года по 1964 г. за это время было выпито око сотни бутылок вина, в результате оказалось поломано 5 рёбер и разбит один лоб. и одна нога пополам.
Забулдыга Порубов.
28/II-64г.»
Я родилась и выросла в селе, которое находится в трех минутах езды от Гурьевска, и фамилии, названные в послании помню из детства. Могу даже предположить, что и «графа Сутоцкого» и «забулдыгу Порубова» знали мои родители. А их потомки точно живут на Гурьевской земле и по сей день.