Надо ли заставлять ребёнка читать?
Этого не придётся делать, если правильно выстроить свои действия по приучению ребёнка к чтению в самом начале его читательского пути (об этом тоже будет статья). Тогда чтение для ребёнка будет увлекательным занятием, отдыхом. А вот если время упущено, то заставлять придётся. Как сделать это продуктивно, не потеряв доверительные отношения с ребёнком?
Прежде всего, обнаружив проблему нелюбви чтения ребёнком, для преодоления этой трудности необходимо всем взрослым в семье договориться о совместном взаимодействии. Требования, которые будут ребёнку предъявляться, должны быть общими. Если один из родителей их предъявил, то никто из взрослых не может их изменить. Надо договориться об этом на берегу, не забыть предупредить бабушек и дедушек, самое слабое звено среди взрослых в семье.
Для чтения необходимо выделить в режиме дня постоянное время, это надо обговорить с ребёнком, не спрашивать его разрешения, а поставить в известность, что, например, с 19.00 до 20.00 у него час чтения. Мы же не убеждаем его каждый раз в том, что надо сходить в душ, не объясняем постоянно, что это необходимо для его здоровья. Достаточно один раз объяснить ребёнку, что чтение, это зарядка для мозга. Что родители обязаны следить за его здоровьем: правильным питанием, соблюдением режима дня и др. В тот же ряд ставим умственное развитие, которое очень тоже необходимо поддерживать и контролировать. Всё, надо - значит надо! Вы же не сдадитесь, если вдруг ребёнок будет отказываться чистить зубы? Вот и в нашем случае, стоим твёрдо на своём.
Время для чтения определено. Теперь надо выбрать, что читать. Ребёнок хочет читать комиксы, журналы, энциклопедии с картинками? Да пожалуйста, но дополнительно к назначенному времени, ведь мы ведём речь о полезном чтении, когда нагрузка на головной мозг будет достаточной.
Надо дать ребёнку право выбора художественного произведения. Это может быть домашняя библиотека, полка в книжном магазине. Я приводила сына в книжный магазин и предлагала выбрать себе новую книгу в подарок. Поверьте, дети к такому выбору относятся серьёзно, особенно , если понимают, что выбранное придётся прочитать. Мой сын долго ходил вдоль полок, пока не выбирал приглянувшуюся книгу. Потом это вошло у него в привычку, часто мы стали заходить за книгами по его инициативе. Домой возвращался радостный, прижимая к себе новую книгу. Мы предлагаем ребёнку выбрать книгу, которая будет соответствовать его возрастным особенностям. В каждом возрасте своя книга хороша. В помощь родителям - список для внеклассного чтения, который можно спросить у учителя или найти в интернете. Не стоит на начальном этапе предлагать ребёнку книги для более старшего возраста, это желания читать не прибавит. На моём телеграм канале можно найти варианты списков для домашнего чтения. Один мой ученик на радость маме принёс в школу книгу Джека Лондона, даже читал её на перемене, но потом остыл, книга так и осталась в классе.
Следует ли поощрять ребёнка за чтение? Никаких вкусняшек и подарочков за то, что он должен делать по определению. Вас же не награждают каждый раз за то, что вы готовите ужин или выносите мусор. Хвалить конечно надо, но похвала должна быть направлена на отношение к его чтению взрослых. Например:
- "Мне очень приятно видеть, что ты читаешь."
- "Я рада, что ты сегодня так много прочитал."
Как вести себя, если ребёнок нарушает договорённости и не читает?
Во-первых, надо ещё раз проговорить с ним его читательские обязанности. Во время разговора надо расположиться так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребёнка. Очень чётко и спокойно вы объявляете ему, что он будет читать каждый день определённое количество времени. Меньше слов, меньше эмоций, спокойно и настойчиво. если ребёнок начинает капризничать, дайте ему время посидеть в одиночестве, озвучьте время (15 минут), через которое вы вернётесь к разговору. Ребёнок должен видеть, что вы спокойны и уверены в своём решении.
Вместе с ребёнком полезно вести читательский дневник. это не займёт много времени. Если ребёнок ещё не умеет хорошо писать, запись может делать кто-то из взрослых. Дата, фамилия автора, название, количество времени, потраченного на чтение. Можно сделать эту процедуру приятной. Завести красивый блокнот, прикупит красивые наклейки, которыми можно отмечать своё настроение.
Очень полезно поговорить с ребёнком о прочитанном. Понял ли он, то что прочитал? Замечательно, если ребёнок уточняет значение слов во время чтения, это способствует расширению его словарного запаса. Если не спрашивает - можно уточнить, как он понимает некоторые слова из прочитанного.
Мама моей ученицы-первоклассницы обратилась ко мне с вопросом. Ну не хочет она идти против воли дочки и заставлять. пусть девочка читает, когда захочет. Я согласилась, это её выбор, я понимаю. Только переживаю, что когда придётся девочке читать "Войну и мир" Л. Н. Толстого, она тоже не захочет, а заставить её не получится наверняка. Прошло два дня, мама написала мне, что передумала, будут организованно читать.