Выходные я провела у родителей в родном городе. Оказывается , даже о спокойных размеренных днях можно много рассказать.
О своих впечатлениях я писала здесь:
Это моя статья будет об историю моей семьи, которая связана со зданием городской общественной бани.
Вот так это здание выглядит сейчас:
Фасад отремонтировали сравнительно недавно. Баня работает, принимает посетителей, любители парилки говорят, что там хороший «дух».
Меня в эту баню водили, когда я была еще очень маленькой, но я отлично помню огромный моечный зал, большие тазы, темную парилку. Чтобы попасть в баню, нужно было отсидеть большую очередь. В принципе, в СССР везде были большие очереди - может быть это чисто мое субъективное мнение, но у меня в памяти именно так отложилось. Еще я помню в бане буфет , там мне покупали сок в стакане и маленькие шоколадки в цветный яркой фольге.
К чему я все это рассказываю? К тому, что здание городской бани очень старое. Построено оно в начале 20 века и принадлежало в свое время моему прадеду.
Я уже писала раньше о том, что людям рожденным и жившим в конце 19 - начале 20 веков пришлось не сладко - о каждом человеке можно писать роман в несколько томов.
Сколько событий тогда происходило, жизнь кипела и бурлила.
Мой прадед в начале 20 века жил во Мглине и занимался выделкой овчин. Семья была большая - шесть взрослых сыновей и пять дочерей. Работали все вместе. Прадед был не только хорошим кушнарем, но и отличным дельцом-предпринимателем. Ему, как человеку слова, доверяли купцы. Из других городов на обозах без предварительной оплаты привозили не обработанные сырые звериные шкуры. Прадед с сыновьями их доводил до ума: выделывал и продавал. И только тогда отдавал деньги купцам.
Когда обьем поставляемым на обозах шкур стал превышать 1000 шт., своими силами семья не могла уже справляться. Производство нужно было расширять, для этого наняли подсобных рабочих и купили у местного попа здание, которое тот строил в подарок для дочери. Поповская дочь мечтала о школе-гимназии для девочек. Почему мечта о гимназии не осуществилась, и что заставила попа продать новое большое здание, я не знаю. Мой папа по этому поводу ничего сказать не может. Так сложилось, и все.
Семья моего прадеда стала одной из уважаемых и богатых семей Мглина начала 20 века.
Нужно сказать, что он с сыновьями от дел не отошел. Трудились все наравне с наемными рабочими людьми.
Каждую пятницу вечером после трудового дня прадед производил расчет, все было по честному, поэтому в наемной силе недостатка не было.
Про прадеда рассказывают, что он был очень набожный человек. Свечи в церкви всегда ставил толщиною «в руку». На православные праздники за ворота дома на улицу выставлялись корзины с петушками на палочке и свежими булками - угощение для простых людей.
Что случилось дальше , думаю всем понятно.
Революция внесла свои жесткие коррективы в мирную налаженную жизнь.
Нет, прадеда не растреляли, и даже не отправили в ссылку. Его забирали в НКВД и пытали. Жестоко , но не до смерти. Почему? А потому, что в народе говорили о несметных богатствах прадедовской семьи- золоте, серебре, бриллиантах.
Вот его и пытали, что бы он сознался, где это все спрятано. Когда прадед становился совсем слаб, его отпускали домой, что бы жена и дочки его выхаживали. Потом забирали снова и снова …
В очередной раз вылечить его после пыток не удалось, прадед умер дома на руках у своих родных…
Я не знаю, были ли богатства на самом деле. Папа мой тоже об этом не знает, во времена его детства не принято было говорить о таких вещах.
В нашей семье в память о прадеде сохранилось именная серебряная посуда.
Хочу сказать, что выделкой шкур уже мой дед занимался до самой смерти. Ночью в бане, что бы власти не знали. Люди продолжали носить тулупы, шубы, телогрейки, меховые шапки, поэтому клиентов у деда всегда хватало.
Здание, где у прадеда были цеха по выделке шкур, находится в собственности государства, и используется как городская общественная баня.