21 июля народная артистка СССР Нани Брегвадзе отмечает 88 лет. Я позвонил ей в Тбилиси, чтобы поздравить великую певицу с днем рождения и сказать, как ее любят в России.
- Спасибо за поздравления, мне очень приятно, что меня помнят в России, да и во всем бывшем Советском Союзе, - говорит Нани Георгиевна. - У меня были в свое время предложения переехать в Россию, я даже квартиру там как-то купила и семь лет она была в моей собственности, а потом продала. Даже был вид на жительство в России. Но я люблю свою Родину, для меня лучше Грузии места нет! Я много ездила по миру, но такой красивой природы, как у нас нигде не встречала.
Признаться, когда-то я скрывала свой возраст, врала, а потом и забыла, сколько мне лет. Теперь думаю – своими годами можно гордиться, я прожила хорошую, достойную жизнь. Думаю, ко мне люди хорошо относятся, любит публика. Конечно, голоса, какой был раньше, уже нет, но что-то на сцене я могу, какие-то звуки еще издаю. Главное, остались чувства, а это очень важно для романса. Мне было около 40 лет, когда после ансамбля «Орэра» я начала сольную карьеру, как исполнительница романсов,. Романс - это душа, эмоции, потерянная любовь. Никогда не получается исполнить одинаково, каждый раз появляются новые грани, новые чувства. Знаете, что удивительно? Только когда мне исполнилось 50 лет, я поняла, о чем пою. До сих пор с трепетом выхожу на сцену. Я ведь всегда в себе сомневалась, мне казалось, что можно еще лучше спеть. Даже слушать себя не могу. Мне как-то дирижер Юра Темирканов сказал: «Знаешь, не могу свои записи слушать. Кажется, так плохо!» Великий дирижер! Думаю, по-настоящему творческий человек всегда должен сомневаться.
- Плохо вспоминать Советский Союз я не могу. Мы ведь жили, как одна большая, дружная семья, между разными народами были замечательные отношения. Никто даже не ожидал, что мы потеряем друг друга, это очень обидно. Конечно, что-то поменялось и к лучшему, мы стали свободней, нет той цензуры, какая была в советские времена. Хотя иногда кажется, что такая вседозволенность – это тоже не совсем правильно, люди оскорбляют друг друга, ругаются.
Конечно, в материальном плане после развала СССР стало жить лучше. В те времена я получала 48 рублей за большой сольный концерт. Чтобы нормально заработать, надо было давать по три концерта в день. Я не жалуюсь, мне хватало. Но все-таки после распада той системы гонорары стали больше. Однако страсти к деньгам у меня никогда не было, не копила, не гналась за тем, чтобы только заработать. Меня мама научила, что деньги не главное, надо оставаться порядочным человеком. Знаете, когда я получила звание народной артистки СССР, мне было так неловко, тогда еще и 50 лет не исполнилось. Почему меня выбрали, не знаю. Уже после меня это звание получили и Кобзон, и Пьеха. Конечно, как и все, выступала перед чиновниками на разных концертах. Помню, Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, который любил отдыхать в Абхазии, однажды меня спросил: «Как зовут? Нани? Значит, будешь Ноня! Спой, пожалуйста, такой-то романс». Сентиментальный был человек. Но близко с представителями власти я не соприкасалась, держалась от них подальше и ничего не просила. Они приходят и уходят, а вот зритель с тобой остается надолго.
Но в Советском Союзе была уверенность в завтрашнем дне, какая-та стабильность, а сейчас... Мне кажется, люди забыли про такие понятия, как совесть и порядочность. Про всех не могу сказать, но многие думают о том, как бы обмануть, нажиться на чужой беде. И мне от этого очень грустно.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов