Найти тему
Asian dream

«Идеальные дни» Вима Вендерса - ода лучшим временам?

Если честно, мне все труднее и труднее смотреть фильмы, рисующие японскую современность. После гениальных «Трудностей перевода», возможно, я просто стала слишком придирчива. Может, мне просто сложнее воспринимать что-то новое? Однако фильм «Идеальные дни» Вима Вендерса, несмотря на общемировое признание, оставил у меня двоякое чувство, неоднозначное. Да и у японских зрителей такое же. Я украдкой почитала их комментарии.

Несомненно немецкий режиссер Вим Вендерс - признанный классик мирового кинематографа. Он всегда был под впечатлением от работ японских кинорежиссеров, поэтому неудивительно, что решил снять что-то об этой загадочной и удивительной стране. Сценарий создавался совместно с японским продюсером Такумой Такасаки, известным своими рекламными кампаниями для японских железных дорог, а главная роль писалась специально для японского актера Кодзи Якусе, который известен не только у себя на родине, но за рубежом - он снимался в таких прославившихся в глобальном масштабе фильмах, как «Вавилон» и «Мемуары гейши».

В принципе этот кадр описывает всю суть фильма
В принципе этот кадр описывает всю суть фильма

Фильм задумывался как документальное повествование и дублей не было. А повествование оказалось о буднях японского уборщика общественных туалетов в годах. Если в целом описать фильм, то это сьемки будней такого работника с небольшой отсылкой к его бэкграунду, ну то есть, что он делает в свободное время, с кем общается, какими хобби занимается, и какая у него семья. В целом это было бы даже интересно, только обычно в таких документалках мы слышим рассказ о своем житье-бытье главного героя или какой-то еще голос за кадром. А здесь главный герой - молчун. Ни тряпка, ни закрывшийся в своей ракушке моллюск, но вот просто молчун. «Эх, эх, эх», - подумалось мне.

-3

К этому примешивается небольшой срез современной японской жизни. Молодое поколение, которое равнодушно ко всему старому и хочет сиюминутных удовольствий и денег (хотя и не все такие), грубые и невнимательные незнакомцы, которые совсем не уважают труд маленького человека (японцы, вы чего?!). Есть, конечно, в этом всем и светлые пятна. Красивая природа, хороший онсен, старая американская музыка. (Правда, видов Токио можно было бы и добавить.) Однако ж достаточно ли это для хорошего фильма? В чем смысл этого повествования? Не увлекся ли режиссер тем, что воспел старые добрые времена и людей, взрощенных тем временем, но забыл оставить какой-то посыл тем, кто обречен сквозь времена созерцать это прошлое. Нет, ну правда? Японцы тоже не поняли…автор канала ни один такой тугодум.

-4

И я после двух часов этой линейной документалки вспомнила, как мы с братом ходили смотреть оскаровский фильм «Земля кочевников», и тоже сначала как-то скептически на него смотрели, но потом вышли восторженные и просветленные. Потому что в фильме и потрясающие виды, и музыка, и трагедия маленького человека, которая вдруг на тебя обрушивается со всей своей прямолинейностью. А «Идеальные дни»? Нет.

-5

И ведь я даже интервью посмотрела Кодзи Якусе и Такасаки. И кроме шуточек в зал разъяснения не получила. Кодзи открытом текстом заявил, что пытался понять персонажа, который спит, моет туалеты, моется и читает книги. Для роли особенно важно было правдоподобно изобразить уборку этих мест. Что ж, это как раз получилось очень убедительно.

В остальном, очень жаль мне, что японское кино пытается подстраиваться под европейское и под ожидания западной публики. Тот же Drive my car я даже досмотреть не смогла - клише на клише. Нет, не так выглядит настоящее японское кино. Точно есть лучше. Должны быть. Мне хочется в это верить. 🎥