Найти в Дзене
SKYTRAMP

БЕСПОРЯДКИ В БАНГЛАДЕШ ИЮЛЬ 2024 ГЛАЗАМИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ ИЗ РОССИИ. Репортаж с места событий.

Всё началось с того, что днем, в четверг 18 июля, в телефоне потух мобильный интернет. "Всё-таки они что-то перемудрили с нашей туристической симкой," - подумали мы, - "Надо иди в ближайший офис разбираться". К этому моменту мы уже 3 недели самостоятельно путешествовали по Бангладеш.

Полицейские в городе Читтагонг
Полицейские в городе Читтагонг

Но следующий день был пятница - выходной в  исламском мире. Так что мы просто вышли на трассу Дакка - Читтагонг и проехали свои самые быстрые 100 км в Бангладеш автостопом, всего за 1.5 часа, машин было мало, но мы решили что дело в пятнице.

Автостоп в бангладеш
Автостоп в бангладеш

В городе Кумила нам надо было пересаживаться на поезд, который едет в Силхет. Не зная расписания мы пришли на станцию и, какая удача подумали мы, уже через 30 минут приехал нужный поезд из Читтагонга. Мы протиснулись в вагон без билетов, потому что билетная касса не работала, но это нас не насторожило. И стали ждать отправления. Через 1.5 часа поезд так и стоял на месте, люди терпеливо ждали на своих местах. А наше терпение закончилось. Кто-то из пассажиров оъяснил, что это студенческая забастовка, они заблокировали рельсы, но через пару часов должны поехать.

Ж/д станция в Бангладеш
Ж/д станция в Бангладеш

Тут мы поняли, что ожидание поезда бесполезно и пошли на дорогу опять стопиться. На трассе уже не было ни одной машины, только рикши. До следующего крупного населённого пункта 60 км. Рикши курсируют только на дистанции 5-15 км. Каждая смена рикши сопровождается битвой с жёстким торгом по цене и объяснением места. Как назло на этом участке ни одно название на органик мэпс не совпадает с реальными названиями деревень, которые называют водители, чтобы мы могли понимать дистанции и справедливые цены.

В ожидании транспорта на дороге
В ожидании транспорта на дороге

На первом отрезке в 10 км м увидели тех самых демонстрантов. Они пергородили кострами и бревнами не только жд пути, но и дорогу. Люди выходили из рикшей, пересекали завалы и пересаживлись в рикши с другой стороны. Демонстранты были на адреналине, многократно усиленном ревом толпы. Они сопровождали нас при смене рикши и громко кричали, чтобы мы не приезжали в Бангладеш, потому что это плохая страна.

Самое большое кладбище кораблей в мире в городе Читтагонг
Самое большое кладбище кораблей в мире в городе Читтагонг

Так за сменой рикш каждые несколько километров, иногда застопленных тракторов или тарантаек, стемнело. Мы проезжали небольшой населённый пункт Kasba. Спросили у местных про гостишку. Нас куда-то отправили, но там было эпически дорого и эпически грязно. Менеджер не торговался, потому что это было единственное место ночлега в  городе. Мы вышли на улицу и не верили, что вариантов больше нет.

К нам подошёл какой-то толковый человек, мы объяснили ситуацию, он усадил нас в рикшу и через минуту мы стояли у ворот опрятного гестхауса с зеленым садом. Оказалось, что это "рест хаус" для государственных служащих. Мы постучали в калитку и запустили жернова медленной, но безотказно работающей в пользу иностранных туристов бюрократической машины. Начали звонить каким-то чиновникам, потом повели на смотрины в кабинет с кожаной мебелью и кондиционером, потом опять звонили, и, спустя 1.5 часа переговоров, пустили жить в очень чистую и уютную комнату опять же с кондиционером всего з 500 така (4$).

Вид из окна гестхауса для государственных служащих в городе Kosba
Вид из окна гестхауса для государственных служащих в городе Kosba

Утром мы стояли на распутье. Стоит ли нам продолжать путешествие по Бангладеш? Или уже пора бежать в Индию, до которой всего лишь 20 км? Мы не могли оценить масштабы происходящего без интернета. Всё опрошенные нами люди не говорили ничего вменяемого, чтобы мы могли составить собственное мнение.

Решили проехать вперёд ещё 15 км до городка Акаура для принятия окончательного решения, так как там были и пограничный переход в индийскую Агарталу, и узловая станция для поездов на Силхет.

С сотрудником отеля для государственных служащих в городе Kosba
С сотрудником отеля для государственных служащих в городе Kosba

На жд станции в Акауре у людей были уже довольно обеспокоенные лица. Они сказали, что в стране введён комендантский час. Запрещены все виды общественного транспорта. Интернет, естественно, по-прежнему не работал.

Мы переглянулись и повернули в сторону индийской границы, до которой оставалось 5 км. Здесь время уже пошло на минуты. Когда мы подошли к забору иммиграции, за нашей спиной ехала машина с громкоговорителями. Неизвестно, что они там говорили, но люди стали мгновенно закупоривать свои лавки и магазины. Они были чем-то сильно расстроены и подавлены настолько, что перестали на нас обращать какое бы то ни было внимание. А это совсем не свойственно для бангладешцев.

Квитанция об оплате сборов при выезде из Бангладеш
Квитанция об оплате сборов при выезде из Бангладеш

Заполнили бумажки, оплатили по 1000 така (8.5$) exit fee и получили штампы. Перед выходом на нейтральную полосу последняя проверка. Нас снимают на телевизионные камеры бангладешские журналисты. Человек в форме звонит по телефону и спрашивает разрешение на выпуск двух туристов из России. Разрешение получено. Но журналистам запрещают задавать нам любые вопросы. Мы переходим нейтральную полосу и оказываемся в Индии, где всё спокойно и жизнь течёт своим чередом.