Найти тему
ПроСтоУчим

Как повысить эффективность обучения ребенка? Часть 1. Память.

Эта статья для тех, кто хочет понять, отчего зависит обучение и как повысить его качество.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был успешен. А любой хороший учитель, в свою очередь, хочет видеть результаты своего труда. Из года в год количество детей и родителей, для которых обучение в школе становится мучением, растет.

Вот обычный ребенок, старательный. В современной педагогике есть даже особый термин – «нормотипичный» ребенок, то есть, соответствующий статистической психической норме (без патологий развития и проблем с интеллектом). И таких детей в школе подавляющее большинство. Вот его родители, помогающие ему с уроками, обеспокоенные его обучением. Вот учитель, сотый раз объясняющий одно и то же правило. Все трудятся добросовестно, но где же результат?

И это, действительно, одна из проблем, которая остро встала перед современным образованием.

Существует множество причин, влияющих на эффективность обучения ребенка. Выделим три ключевых критерия: 1) память (оперативная и долговременная); 2) уровень сформированности типа мышления (логическое, абстрактно-логическое, критическое); 3) мотивация.

В этой статье поговорим о памяти.

Память очень важна для обучения и жизни человека. Информация, которой мы пользуемся в процессе жизнедеятельности, очень разнообразна, и ее объемы огромны. Поэтому наша память носит «избирательный» характер. Не все, что мы видим или слышим, запоминается. Иногда с удивлением обнаруживаем в нашей памяти то, в чем, на наш взгляд, нет необходимости, и наоборот, не можем найти очень важные вещи.

Сортировка поступающей информации в большинстве случаев происходит бессознательно: важное с нашей точки зрения остается в памяти, остальное отбрасывается. Даже для рефлексирующих взрослых определение «важности» той или иной информации является проблемой, не говоря уже о школьниках, большинство из которых вообще не осознают нужности получаемой на уроках информации. Сложности возникают в том случае, когда нужная информация не откладывается. Как следствие – ощутимые проблемы у взрослых в повседневной жизни, у школьников – в обучении. Практика показывает, что даже слова-маркеры (например, «важно», «обратите особое внимание» и др.) абсолютно не влияют на фиксирование нужной информации школьниками с 7 до 16 лет, а в некоторых случаях и позже.

Существенную роль в «вымывании» школьных знаний играет изобилие информации. Современное информационное поле буквально «кишит» запоминающимися слоганами. Этот красочный медийный контент («вирусный») с легкостью замещает в памяти ребенка всю образовательную информацию. Зачастую, придя с перемены на урок, он уже не готов воспроизвести то, что было сорок минут назад.

Память у современных детей имеет значительные отличительные особенности. В современных условиях мозг перестраивается на ленточное мышление. Ребенок, часто пользующийся интернетом, постоянно отвлекается на различные факторы, при этом кратно снижается глубина понимания содержания и способность концентрации на одном объекте. Деградации подвергается и способность человека возвращаться к уже полученной информации, критически ее анализировать и делать рациональные выводы (то есть сам процесс мышления).

Какими способами можно закрепить в памяти нужное событие? Д.В. Шведов считает, что это возможно двумя основными способами:

- если у человека срабатывает инстинкт самосохранения. Потребность в выживании обостряет восприятие действительности, тем самым активизируя мозговую деятельность.

-если у человека повышен интерес к происходящему. В этом случае восприятие и запоминание информации приближается к максимуму.

Однако есть опасность того, что информация, которую мы запомнили сегодня, забудется через неделю. Ее нужно использовать в дальнейшей деятельности.

Таким образом, для запоминания информации необходимо, чтобы она была интересна,а у человека была мотивация для ее запоминания.

Но этого недостаточно. Многое зависит от качества самой памяти. Существует множество видов памяти и их классификаций. Мы не будем вдаваться в различия между основными понятиями (наша статья носит популярный характер), поэтому рассмотрим только два вида памяти: оперативную и долговременную.

Оперативная память – это рабочая память, которой мы пользуемся постоянно при обработке любой информации (здесь и сейчас). Если у человека маленький объем оперативной памяти, то это влечет за собой следующие трудности: при визуальном и аудиальном восприятии быстро забывается прочитанное или услышанное (через 20-40 минут не может повторить, о чем шла речь); медленно обучается; тяжело систематизирует полученную информацию; быстро устает (через 5 минут не способен воспринимать материал).

Развивать оперативную память можно и нужно в любом возрасте. Этому способствует устный счет на время, поиск в таблицах нужного числа, решение головоломок (например, судоку), собирание пазлов, рисование двумя руками, письмо рукой, которая не является ведущей.

Долговременная память намного сложнее оперативной памяти. Она состоит из множества блоков, отвечающих за разные аспекты воспоминаний. Например, эпизодическая память (часть долговременной памяти) отвечает за воспоминания о пережитых нами событий.

Долговременная память – банк наших знаний, полученных за всю жизнь. В этом хранилище содержатся навыки плаванья, воспоминания о поездке на море, таблица умножения, рецепт заливного из мяса и многое другое. Но бывает так, что память начинает давать сбои, и вот уже с трудом вспоминается то, что было три дня назад.

Долговременная память напрямую зависит от многих факторов, в том числе,от физических и психических (нарушение сна, переутомление, депрессия и др.). Поэтому при нарушении долговременной памяти лучше обращаться к специалистам.

Однако есть приемы, позволяющие развивать долговременную память. Это система многократных повторений через определенные промежутки времени. Хорошо подходит метод ассоциативных рядов (для развития можно играть в игру «Крокодил»).

В процессе обучения многократному повторению того, что заучили, отводят важную роль. Этот тип работы, в итоге, приносит плоды, но не всегда настолько скоро, насколько хотелось бы. Произвольное запоминание заметно продуктивнее преднамеренного. Анализ конкретных условий, при которых непроизвольное запоминание оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Произвольное запоминание происходит если:

- есть физические раздражители, обладающие яркостью и силой (например, выстрел пистолета, яркий свет прожекторов или фар, яркий мультимедийный контент, цветовые маркеры);

- есть факторы, которые вызывают повышенную ориентировочную деятельность (например, возобновление или прекращение действия, необычное протекание явления, его контраст в отношении фона и т. д.);

- есть раздражители, обладающие особой эмоциональной окраской;

- есть факторы, выступающие как объект активной деятельности.

Можно отметить, что правила, усвоенные в процессе негативного опыта, запоминаются надолго. Например, ребенок часто лучше запоминает правило, если он допустил из-за него ошибку на контрольной работе и получил вследствие этого плохую оценку, чем когда много раз повторил его уроке. Вероятность повторного допущения таких ошибок минимальна, потому что это запоминание пришло в процессе эмоционального восприятия (жаль, что негативного).

Кроме того, существуют различные виды памяти, такие как зрительная, слуховая и тактильная, которые отвечают за запоминание разных типов информации.

Давайте обсудим эффективные способы запоминания информации.

На запоминание и развитие памяти влияют цвет, использование одновременно несколько видов памяти и мелкая моторика.

Что можно совместить? Например, проговаривание и письмо; проговаривание и хлопанье в ладоши (любые другие тактильные действия); проговаривание и цвет; цвет и вырезание; цвет и собирание пазлов; цвет и вклеивание; конспектирование и вклеивание; раскрашивание и решение примеров; устный счет на время; паззлы и устный счет; сопоставление и вклеивание; ассоциативный ряд и рисунок и т.д.

На развитие памяти и улучшении качества мозговой деятельности влияет также включение в контекст урока заданий, способствующих задействованию кардинально противоположных видов деятельности (например, на математике использовать текст по английскому языку, а на английском языке – счет на время).

Подведем итоги.

1) Для эффективного обучения необходима работа с памятью.

2) Для хорошей обработки информации лучше, чтобы она была представлена одновременно в различном виде.

3) Необходимо задействовать мелкую моторику в процессе запоминания.

4) Важны «раздражители», которые способствуют запоминание нужной информации (цветовые, звуковые, тактильные, использование маркеров-запоминалок).

5) Нужно использовать на занятиях методики развития и активизации памяти.

6) Ограничить мультимедийный контент во время образовательного процесса, который «вытесняет» менее яркий и красочный учебный.

Это поможет вашим детям учиться с удовольствием!

В следующей статье поговорим о мышлении.

P.S. Если вы учитель, и вас интересует применение методик на конкретных темах и уроках, пишите нам, и мы разработаем конспекты по вашему заказу с учетом особенностей вашего класса.

Если вы родитель, и вас интересуют методики развития памяти, пишите нам, и мы порекомендуем материал для системных занятий с ребенком.

Подписывайтесь на нашу группу в ВК (https://vk.com/vse_prosto_s)