Найти тему

Ненужный юбилей ненужной Империи

или Как Пётр Алексеевич Александру Ярославичу помешал

(основной текст написан весной 2021 г. в соавторстве с Владимиром Максимовым, в надежде на празднование 300-летия Российской Империи осенью. Идея статьи принадлежит соавтору, заметившему тревожные признаки "спуска на тормозах" столь важной годовщины.

Владимир снабдил меня в этой связи информацией, в том числе по петровским местам Москвы, остальное добавил от себя, придав тексту привычный для себя, как бывшего газетчика, оттенок фельетонности.

Осенью 2021 г. исполнилось 300 лет со дня окончания Великой Северной войны (1700 - 1721), заключения Ништадтского мира и Рождения Российской империи. Тогда, в праздник Казанской иконы Божией Матери 22 октября 1721 года, в Троицком соборе Санкт-Петербурга – от имени Сената, Синода и народа царь Пётр Алексеевич был назван Великим, Императором и Отцом Отечества. Нет сомнения, что столь славную и памятную дату следовало достойно отметить на государственном уровне, а для этого необходимо было готовиться, однако, празднование 300-летия Российской империи было откровенно «спущено на тормозах». Неужели пресловутый «Ковид» настолько затмил собою насущные задачи идеологической борьбы на фронте информационной войны?

«Триста лет, как Россия, увенчанная лаврами Полтавы, Гангута и Гренгама, существует в качестве великой мировой державы… и это никому более не важно? Или весь «порох» был истрачен на пропаганду не столь давних и более «актуальных» побед? У настоящих патриотов так быть не может! Нам дорога отечественная история вся, целиком, а не только её советский период.

Между тем, на подходе ещё один юбилей: 9 июня (30 мая ст.ст.) 2022 г. благодарные потомки торжественно отметят 350-летие со дня рождения Великого сына России – её Первого Императора. Будем надеяться, что это произойдёт на достойном уровне – с морскими парадами, военно-историческими праздниками, фейерверками, торжественными собраниями и научными конференциями, что петровским торжествам будут посвящены новые фильмы, популярные иллюстрированные издания и научные труды, возникнут новые музеи, пройдут тематические выставки, появятся новые экскурсии по петровским местам в Москве и по всей Европейской России, от Азова и Петрова Вала до Государевой дороги и Новодвинской крепости.

Может быть, раздадутся крики: «Пир во время чумы!»? Действительно, зараза, скорее всего, никуда не уйдёт и в наступившем, и в 2022 году, но что из того. Жить вопреки обстоятельствам, а не гнуться под ними, – это и означает жить достойно, как и должно уважающему себя народу. Для этого творцам «экономики эмоций» нужно просто немного сэкономить на «цифровизации», иллюминациях и хлопушках.

Призывая готовиться к предстоящим торжествам, хочется обратить внимание общественности на место в Москве, которое естественным образом должно стать не только их временным, но постоянно действующим центром – музеем-заповедником. Это Преображенское.

Петровское Преображенское – дворцовое село в семи верстах от Кремля. Отсюда. На рубеже XVII – XVIII вв. управляли страной, здесь принимались важнейшие внешнеполитические решения, здесь руководили созданием вооружённых сил, проведением великих преобразований.

Здесь располагалась Преображенская солдатская слобода с полковым Спасо-Преображенским храмом, казармами, цейхгаузами, домами петровских сподвижников, в том числе генерального писаря полка и деда великого полководца Ивана Суворова. На Генеральной (Электрозаводской) улице находились Новый Государев (Нагорный) дворец, дома приближённых и знаменитый Преображенский сыскной приказ.

Неподалёку, на Яузе, сохранилось здание Парусной фабрики. Здесь же находились: Старо-Преображенский дворец; «потешная» крепость «Прешбург» и корабельная верфь для строительства малых судов. Память о славном прошлом отражена в названиях – Преображенская площадь и вал, улицы, Суворовская, Бухвостова и Буженинова (сержанта бомбардирской роты), Потешная, Девятая Рота, Барабанный и Палочный переулки; Матросский мост, Матросская Тишина.

Выдающийся русский историк И.Е. Забелин в своей работе «Преображенское или Преображенск – Московская столица достославных преобразований первого императора Петра Великого» (1883) назвал

Преображенское – «Дедушкой самого Петербурга».

О необходимости создания в Преображенском военно-исторического музея и культурного центра давно говорят историки, ветераны армии и флота и жители – преображенцы. Автор этих строк неоднократно поднимал этот вопрос в 1980 – 2000 годах в периодической печати, на местном телевидении, перед руководством управы «Преображенское» и префектуры Восточного административного округа. Москва – место рождения и начала славных дел государя Петра Алексеевича – заслуживает такого музея! Место его на берегах Яузы, в Преображенском. Это будет первый в России Военно-исторический музей петровской армии и флота – новый подарок Москвы Вооружённым Силам.

Здесь уже складывается мемориальный комплекс: восстановлен воинский храм Преображения Господня, установлены памятники «Первому российскому солдату» Сергею Бухвостову (2005) и воинам-преображенцам (2015). В ближайшее время московским властям предстоит разместить памятные знаки и доски на других мемориальных объектах петровской эпохи. С созданием нового музея и культурного центра при нём Преображенское кладбище с могилами воинов разных поколений, храм, памятники и знаки, исторические здания составят единый мемориальный комплекс.

Рядом с музеем петровской гвардии должен появиться Преображенский культурный центр, в котором можно было бы разместить следующие организации: Центр патриотического воспитания молодёжи (филиал движения «Юнармия»); Общество ветеранов армии и флота; Военно-историческое объединение реконструкторов петровской военной старины «Россия Молодая»; Общество судомоделистов «Петровский фрегат»; Общество любителей военно-исторической миниатюры «Стойкий оловянный солдатик»; Историчекий петровский театр «Преображенцы»; Детский военный духовой оркестр «Юный барабанщик»; Студия исторической живописи и т.п. Здесь же могли бы разместиться картинная галерея, киностудия, выставочный зал, используемый и как лекторий, место встречи с историками, писателями, ветеранами боевых действий, театральные представления, концерты, музыкальные вечера.

Лучшие из работ художников и скульпторов, посвящённые героической петровской эпохе, будут приобретены попечительским советом для галереи и музея Петра Великого в Преображенском.

Преображенский Петровский музей и Культурный центр должны стать головными среди множества уже существующих в стране и за её пределами аналогичных музеев в Азове, Архангельске и Астрахани, Воронеже, Липецке, Туле, Петрозаводске, Переяславле-Залесском, Выборге, Таганроге, Санкт-Петербурге и Петергофе, Полтаве и Лесной, Таллине и Нарве, Риге и Лиепае, Вологде, Волгограде и Заандаме (Голландия).

Создание этого музея и культурного центра должно объединить в едином созидательном труде разные силы нашего общества, представителей многих профессий и возрастных категорий – от мала до велика. Армия и флот, Министерство обороны, ветераны Вооружённых Сил, научная общественность, студенты, военные историки, представители строительных и финансовых организаций Восточного округа столицы, депутаты Городской Думы и представители Правительства Москвы – вот те силы, которые могут быть заинтересованы в этом благородном деле.

В Военно-историческом музее в Преображенском должна быть отражена тема боевого единения братских славянских народов: русского, белорусского и украинского в годы Северной войны и шведского нашествия, в сражениях при деревне Лесной в Белоруссии (1708) и героической обороны Полтавы (1709). Помощь России народам Балкан и Молдавии будет отражена в экспозиции, посвящённой Прутскому походу (1711). В этом походе в защиту православия Преображенский и Семёновский полки получили новые знамёна с надписями: «За Имя Иисуса Христа и Христианство» и «Сим знаменем победиши!». В этом освободительном походе принял участие и широко почитаемый в Греции святой воин Иоанн Русский, мощи которого хранятся в одном из греческих монастырей. Расскажет экспозиция и о «Первом петровском солдате» - Сергее Бухвостове (1659 - 1728). Это будет, это должно быть! Неужели в «Питербурхе – городке» изменят памяти его основателя. Неужели в Переславле – вотчине святого Александра Невского в этом году не вспомнят и о юбилее того, кто строил здесь потешную флотилию, а Москва, полная петровской памятью, при этом промолчит?

Пётр Великий, в ходе Северной войны, трехсотлетие которой мы будем с триумфом отмечать в этом году, создал регулярные Вооружённые Силы России, прославил русское имя, поднял свою страну на уровень сильнейших держав Европы. Царь-реформатор заложил основы нового русского военного искусства, наполнил новым содержанием русские воинские традиции, на которых воспитывались последующие поколения победителей – полководцев и флотоводцев Российской Империи, справедливо считавших себя его учениками. Положил Великий император и основу отечественной военно-исторической науке.

Традиции патриотические и героические – наша сила и наше оружие в информационной войне! О них надо помнить, говорить в полный голос и напоминать забывчивым, как это однажды сформулировал А. С Пушкин: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие». В обращении молодёжи к национальным традициям и культуре, героическим страницам отечественной истории через поисковые отряды, «Бессмертный полк», военно-исторические игры – гарантия её патриотической закалки. Примером тому – детство и юность самого Петра Алексеевича, «нептуновы и марсовы потехи» которого привели к великим результатам. «Детская утеха принесла мужеский триумф», «От малых причин могут быть большие следствия», «Небываемое бывает!» - начертано в назидание потомкам. Да и само понятие «патриот» - «сын Отечества» появилось в России в героическую эпоху Петра.

Юные преображенцы, приходя в Музей петровской армии и флота, получат вместе с первыми сведениями о своей малой родине, её героическом прошлом и азы патриотического воспитания. Положительно скажется создание музея и культурного центра и на работе с «трудными» подростками, кадетами, суворовцами, допризывниками и юнармейцами. Военно-исторический центр будет любим и посещаем солдатами, курсантами и офицерами Московского гарнизона и не только. Сюда будут приезжать на экскурсии со всей страны.

«Железной волею Петра преображенная Россия» и сегодня покоряет своей мощью и силой, будит воспоминания нашего стремительного и могучего роста, нашей славы и побед. Устремлённый в будущее, Первый император видел Россию великой и процветающей. «Я предчувствую, - говорил Пётр Алексеевич, - что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы».

Царь Пётр строил прочно и надолго! После него в течение целого столетия на землю нашей Родины не смела ступить нога иноземного захватчика. Как гимн великому сыну России звучат сказанные при его погребении слова Феофана Прокоповича: «Какову он Россию свою сделал – такова и будет: сделал добрым любимою – любима и будет; сделал врагам страшною – страшная и будет; сделал на весь мир славную – славной и быть не перестанет.»

Что же мешает нам ныне очнуться и ускоренно начать подготовку к славной годовщине? Почему о трёхсотлетии добычи угля в Кузбассе вспомнили, а о трёхсотлетии победы в Северной войне и Российской империи – нет?! К празднованию 300-летия петровского флота стали готовиться за годы, причём в самую разрушительную пору ельцинских «реформ», а теперь, фактически за полгода, – ни слуху, ни духу? Российская власть, казалось бы, совсем ещё недавно, высоко оценивала исторические заслуги царя – реформатора, учредила орден в его честь. Теперь же, в преддверии трёх юбилеев, связанных его именем – глухое молчание.

Может быть, дело как раз в тех, прости, Господи, «реформах», кои должны были смести с лица России следы «национал-большевизма» в экономике и в мировоззрении, и когда знаменем победивших западников, для новой жестокой ломки всего родного, но, будто бы, отжившего (в том числе остатков чести и совести) был выбран царь-реформатор, чей лик отобразили на юбилейной флотской медали?

Тогда Отец Отечества (наряду с П.А. Столыпиным и императором Александром Николаевичем) был вознесён пропагандой и ему, как и другим российским реформаторам ставились памятники. Неужели только потому, что «был нужен» власть предержащим. А теперь уже «не нужен» стал, «повестка» другая?! «Томимый ужасной догадкой» хочу спросить: нам что, по-прежнему пятая колонна праздники выбирает?! Или всему виной циничный политтехнологический расчет: это – сейчас полезно, а вот это – нет. То есть, что хотим, то с народом и воротим. Это означает, что впереди нас, и власть в первую очередь, ждёт очередной позор.

Да, теперь время иное, ветер дует с востока, Запад из друга снова, как всегда, превратился во врага, и символом очередного противостояния на текущий год избран Святой благоверный князь Александр Невский, спасший нашу веру и с ней саму будущую русскую цивилизацию. Получается, что один герой и его юбилей противопоставляется (из лучших побуждений?) другому герою и юбилею. Логично?! Для бессовестных конформистов – вполне. Славя Александра Невского, разгромившего очередную шведскую вылазку, забудем того, кто начатое святым князем, триста лет назад довёл до блестящего завершения, навсегда отучив «надменного соседа» соваться в Неву? Будем славить святого, именем которого называется Александро-Невская Лавра, а державного основателя её… нет, не забудем – унизим «фигурой умолчания».

А ведь нам не привыкать. Это давно вошло в систему. Когда-то «из политической целесообразности» на фотографиях вымарывали нежелательные лица, потом из энциклопедий выдирали страницы. Мы славим ветеранов, всех участников последней Великой войны, живых и мёртвых: «и маршалов страны…», но за одним странным исключением – их Верховного главнокомандующего! Хотя, вообще то, славить за дарованную Победу, в первую очередь следовало бы Бога, как это было принято повсюду среди народов со времён Иисуса Навина. По этому вопросу Александр Невский, Александр Суворов, тот же Пётр Великий, да и любой мужик родом из прошлого нам бы нынешним «вправил мозги».

Вот она – причина того нравственного (и умственного) падения, когда город Цхинвал уже на один день в году хотят переименовывать в Сталинири, Сирийский поход задним числом пытаются выдать за «защиту ясель Господних», а празднование 800-летия одного из творцов будущей Православной империи отменяет празднование 300-летия самой Российской империи, а за ним, выходит, - и последующее 350-летие самого Императора, так почитавшего и прославлявшего своего предшественника на брегах Невы.

Господь поругаем не бывает, а вот разум может отнять. У «подсвечников» ельцинского призыва, отсутствие веры естественно привело к отсутствию совести и чести, а в таком состоянии разум омрачён низменными соображениями. Круг замкнулся, сумрачный российский административный гений рождает чудовищные проекты. Ну кто, какой «дирижёр общественного энтузиазма», решил, что царь-западник ныне России «не в строку» и, более того, о нём теперь велено помалкивать, «убрать за кулисы» как не нужную бутафорию! Хотя, скорее здесь иное. В прошлом царил тотальный безбожный советский цинизм, а теперь к нему добавился, от уже полной безыдейности, ещё и мертвящий пофигизм, распространяющий в стране апатию и уныние – для очень многих ставшие главными символами нашей эпохи.

Пётр Алексеевич, между прочим, прекрасно знал цену «гнилому Западу». К концу войны «швед суровый» вызывал у него куда большее уважение, чем паскудные союзники с южных берегов Балтики. Так давайте же, стряхнём с себя это наваждение. Как говорили во времена Александра Ярославича, «потягнемъ мужьски», чтобы за полгода достойно подготовиться и доказать себе и людям, молодёжи, в первую очередь, что имперский дух в народе нашем ещё жив, и что у тех, кто по должности обязан в нужный момент проявлять пресловутую «политическую волю» не угасла ещё офицерская доблесть.

Владимир Максимов - 8-495-452-12-85 Москва.

Юрий Сухарев.