Когда в августе 2021 года Соединенные Штаты вывели войска из Афганистана, невозможно было избежать международного освещения хаоса вокруг этого важного события, в результате которого контроль над страной был возвращен талибам. Когда последний самолет улетел, а журналисты вернулись в свои страны, история не закончилась. И тут в дело вступил Ибрагим Наш'ат, который отправился в Кабул, чтобы задокументировать переход талибов от ополчения к режиму. Его фильм «Голливудгейт» редко покидает бывшую американскую базу, которая дала ему название, показывая как обыденность жизни на базе, так и планирование того, что может стать жестоким будущим для региона, а возможно, и для всего мира.
Одним из самых интересных аспектов фильма Нэшата является вопрос о том, насколько его подопечные играют перед камерами, создавая некую пропаганду, встроенную в конструкцию фильма. Вступительные и заключительные слова самого Нэшата говорят о том, что то, что хотели показать ему, и то, что хотел показать он, возможно, не одно и то же, и именно этот конфликт придает «Голливудским воротам» силу.
«Если его намерения плохи, он скоро умрет». Это лишь один из нескольких моментов, когда Наш'ат запечатлевает членов Талибана, не только говорящих о его существовании в их пространстве, но и по сути угрожающих ему таким образом, чтобы спровоцировать фильм, который будет разворачиваться так, как они хотят. Главным объектом съемки Наш'ата становится Мавлави Мансур, командующий военно-воздушными силами. Мансур - уверенная в себе фигура, который расхаживает по Голливудским воротам - написание названия базы и названия фильма немного отличаются, - и лает приказы своим подчиненным, в основном о том, как вернуть базу в строй, насколько это возможно. Американцы оставили на базе американское оружие на 7 миллиардов долларов, в том числе самолеты и вертолеты, которые они, по сути, разобрали, но не уничтожили, и команде Мансура приходится усердно работать, чтобы соединить нужные провода и поднять их в воздух. Фильм «Голливудские врата» открывается тем, что солдаты находят в морозильнике выпивку и Red Bull, а закрывается тем, что они демонстрируют свои новые летающие машины для убийства. Вот так меняется мир.
По имеющимся данным, Наш'ат провел год с людьми из «Ворот Голливуда», и то, что он решил рассказать за 90 с лишним минут, показательно. В фильме много маршей вокруг базы, есть моменты, в которых чувствуется, что Мансур пытается показать себя, но фильм также останавливается на изменениях в правах женщин в стране, которую сейчас возглавляет Талибан, - кучка мужчин сидит и говорит о женщинах, смотря новости. (В ноябре и декабре 2022 года талибы запретили женщинам посещать общественные парки и получать образование). В «Голливудгейте» много жестокой обыденности: у мужчин много мнений и много времени, когда они не убивают повстанцев на базе, не тренируются с оружием, оставленным американцами, и даже не создают собственную пропаганду.
Фильм «Голливудгейт» заканчивается поразительной по своему ужасу сценой, в которой талибы демонстрируют то, что американцы оставили для других врагов нашей страны, таких как Россия и Китай. Это один из нескольких моментов в фильме, которые как будто не должны существовать. Мы не часто видим, как срывается занавес, и нам не часто дают доступ к выставкам силы, подобным этой. С другой стороны, это форма пропаганды, демонстрация силы всему миру, которой Мансур, вероятно, восхищался бы, даже когда приказывал пилоту вертолета снизить скорость, чтобы это продолжалось.
«Голливудгейт» - это исследование в области кинематографической журналистики, способ заполнить пробелы в том, что ужасное состояние журналистики упускает в 2020-х годах. Писатели и новостные агентства, покинувшие Кабул в 2021 году, рассказали лишь малую часть истории, которая все еще разворачивается по мере того, как новые лидеры попирают права женщин и не справляются с собственным населением - в марте этого года Human Rights Watch подсчитала, что более чем двум третям страны не хватает еды. Это фильм, который кажется увертюрой к международному кризису, предупреждением в той же степени, что и документальным фильмом.