Политические сюжеты в Приморье редко растут в количестве, зато на те, что уже есть, регулярно выходят обновления. Губернатор Олег Кожемяко вновь посетил Республику Беларусь и встретился с президентом Александром Лукашенко, продемонстрировав и дружбу народов (или народа, чего уж там), и свой особый статус в губернаторском пуле. Муниципальная реформа заступила на два самых сложных района края — Надеждинский и Спасский. О первом случае мы писали в прошлом политобзоре. Второй не менее любопытен и показывает, что не мытьем, так катаньем, упорство местных элит будет стираться в угоду оптимизации и единообразия.
Это топ повестки, но было и несколько событий, стоящих упоминания. Например, коммунисты сами отсекли себя от выборов в Уссурийске, проявив невероятную, прямо-таки вопиющую (но легко объяснимую) неосмотрительность, граничащую с самопожертвованием. Земельная сфера во Владивостоке продолжает давать уголовные всходы, и все это выглядит уже не диким бурьяном, а аккуратно засаженными грядками. С подготовленным лунками, в которую в этом раз попал бывший начальник УМС Владивостока Андрей Елькин.
Тихо, словно бы на кошачьих лапках, муниципальные кампании идут к ЕДГ. Больших выборов в этом году нет, а те, что есть, влачат свое существование в условиях остывшего интереса и избирателей, и кандидатов, которых порой приходиться искать по-диогеновски, днем с фонарем.
Пришел июль, и в Спасском районе распустилась Дума
Сразу девять депутатов Думы Спасского район одномоментно сложили с себя полномочия. Автоматически орган МСУ лишается правомочности, так как оставшихся пятерых народных избранников не достаточно для осуществления какой-либо нормотворческой деятельности. Муниципалитету предстоят выборы новой Думы, и, по всей видимости, именно она окончательно решит вопрос о слиянии района с городом Спасском-Дальним. Напомним, что Спасский район — это одна из двух точек на карте, где муниципальная реформа наткнулась и застопорилась о своеобразие местных элит.
Кампания в духе "наскрести-бы-кандидатов" в Дальнереченске не особо выбивается из общего правила — внимание к местным выборам продолжает угасать в двустороннем порядке — и у избирателя, и у политических сил. Создается ощущение, что для представителей власти задача стоит не столько в победе своих выдвиженцев, сколько в создании приемлемых, конвенциональных условий этой победы, то есть наличия каких-то соперников.
Все округа своими выдвиженцами в Дальнереченске закрыла только "Единая Россия". От партии власти баллотируются 10 действующих депутатов Думы Дальнереченска, один из них имеет погашенную судимость за дачу взятки. Среди кандидатов "Единой России" руководители и владельцы предприятий разных сфер — от лесопромышленных и управляющих компаний до перевозчиков и СМИ.
ЛДПР своих выдвиженцев выставила в 17 округах. Из пула кандидатов ЛДПР только один действующий депутат Думы Дальнереченска, есть несколько предпринимателей. Большую часть "соколов Слуцкого" можно отнести к техническим участникам, задача которых своим присутствием обеспечить избрание основным кандидатам.
В список ЛДПР попали работники компаний кандидатов-единороссов и сотрудников администрации города, которые в некоторых округах будут с единороссами один на один, в некоторых случаях будут оппонировать своим непосредственным работодателям.
КПРФ выдвинула только шесть кандидатов. От коммунистов на выборы идет одна предпринимательница, ее сотрудница, пенсионер, педагог допобразования в ДЮСШ, домохозяйка и уборщик из структуры Минобороны.
От "Справедливой России — за правду" баллотируется один кандидат — действующий депутат. В порядке самовыдвижения на выборы пошли несколько предпринимателей, врач горбольницы, сотрудники компаний депутатов от "Единой России".
По мнению политтехнолога Вячеслава Белякова, данная ситуация является ярким подтверждением того, что есть кризис местного самоуправления.
"Муниципальные депутаты не получают зарплату, при этом они должны существенную часть своего личного времени тратить на эту работу, еще и декларировать свои доходы, и не дай бог у них обнаружится замороженная акция Apple. А с другой стороны, никаких полномочий нет, местные бюджеты небольшие, полностью зависят от дотаций из регионального бюджета. То есть у них, по сути, никаких инструментов влияния на жизнь в муниципалитете. Но за все спросят, в случае чего. А потом, когда случится у них какой-нибудь конфликт с регионом, их еще будут склонять во всех СМИ и телеграм-каналах, как это мы видим со Спасской районной думой. Не очень радужная перспектива. Поэтому и желающих баллотироваться и работать в этих муниципальных собраниях не очень много. Но выборы проводить нужно, и местная администрация делает все, что угодно, лишь бы выборы состоялись. Ни о какой конкуренции здесь, естественно, мы говорить не можем", — считает Беляков.