Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?
Весна пришла.
Вы заметили? Уже солнышко пригревает. А на дорогах повстречали? Кого? Вопрос. Как называются транспортные средства, на которых передвигаются граждане? Самокаты?
Современный словарь русского языка определяет самокат как «устройство в виде деревянной планки на колесиках-роликах с приделанной к ней ручкой наподобие велосипедного руля, на которой катались дети». Планки на колесиках усовершенствовались, обзавелись электродвигателями, фарами и вспомогательными устройствами. Появились новые названия ‒ сегвей, ховерборд, моноколесо. И скорость они способны развивать теперь вполне приличную ‒ некоторые модели до 80 км/ч ‒ прогресс не стоит на месте.
Но термины такие в наших Правилах дорожного движения отсутствуют. В других странах, где подобные устройства появились тоже относительно недавно, в последнее время стараются определиться с этими транспортными средствами и вводят для них ограничения, порой довольно жесткие. Поправки в законодательство вносятся в Германии, Испании, Франции, Италии и даже далекой Бразилии. В большинстве случаев электросамокатам разрешают двигаться по проезжей части дорог, но со скоростями, не превышающими 25 км/ч (в Германии 20 км/ч), и категорически запрещают движение по тротуарам. Для более мощных устройств необходимо получение водительского удостоверения. Причем для любых самокатов и им подобных ‒ обязательно наличие мотошлема и световозвращающих устройств.
Гора родила…
В России в прошлом году на общественное обсуждение был вынесен проект Постановления Правительства Российской Федерации об очередном внесении изменений в Правила дорожного движения. Предложены интересные новации, одна из которых ‒ не считать самокаты и им подобные транспортными средствами. Как рассказывал в интервью радиостанции «Коммерсантъ FM» начальник Научного центра дорожного движения МВД РФ Дмитрий Митрошин: «Электросамокаты, моноколеса, гироскутеры отнесены к категории средств индивидуальной мобильности. Подчеркиваю, это не транспортные средства, это некие средства передвижения.»
«Некие средства передвижения». Предложено именовать их «средствами индивидуальной мобильности» (СИМ). Один вопрос. Зачем? Зачем бесконечно добавлять какие-то новые термины и понятия, если уже существующих вполне достаточно? Это как придумать новое колесо ‒ более круглое, чем существующее.
Dura lex, sed lex.
Достаточно заглянуть в Правила дорожного движения Российской Федерации, чтобы обнаружить: если у самоката нет двигателя (никакого) ‒ это велосипед; если есть ‒ это мопед; если мощность двигателя более 4 кВт и (или) максимальная скорость более 50 км/ч ‒ это мотоцикл. Все.
«Суров закон, но закон». В действующей редакции ПДД водитель мопеда обязан иметь водительское удостоверение категории М и передвигаться в мотошлеме, что вполне оправданно.
Есть надежда, что такой водитель хотя бы знает Правила и постарается их соблюдать. И главное, мопед не должен ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам! Но новоявленным «СИМ» предложено это разрешить на скоростях до 20 км/ч. Только представьте ‒ нетрезвый дядечка весом 80 кг сшибает ребенка на тротуаре на скорости всего(!) 20 км/ч.
Почему нетрезвый? Потому что запрет без наказания действовать не будет, а наказания нет ‒ ни штрафа, ни лишения прав. Ведь, чтобы отобрать водительское ‒ надо сначала его выдать.
Поправки же концептуально выводят управляющих самокатами (как обычными, так и электрическими) за рамки понятия «водитель», де-факто приравнивая их к пешеходам. И в этом заключается самая большая глупость. Это попытка поменять приоритеты на дороге, попытка сломать всю систему движения, установленную Правилами. Последствия неизбежны. Печальные.
Если и возникают сложности, так с транспортными средствами, у которых всего одно колесо (или, как написано в проекте постановления, «СИМ, имеющие гироскопическую стабилизацию»). Возможно, им действительно не стоит разрешать двигаться по проезжей части. Но при движении по тротуару скорость ограничить километров до десяти максимум, это и так в два раза превышает скорость обычной ходьбы.
В итоге.
Мы считаем недопустимым движение самокатов, особенно электрических, там, где ходят пешеходы.
Если самокат с двигателем является мопедом, то на него распространяются все требования ПДД, относящиеся к ним. У водителя мопеда должно быть водительское удостоверение, он должен быть в застегнутом мотошлеме, а в темное время ‒ в одежде со световозвращающими элементами, на транспортном средстве должна гореть фара.
А если самокатом управляет не водитель, а непонятно кто ‒ получается пешеход? ‒ тогда он не должен выезжать на проезжую часть, и на тротуарах пускай другие пешеходы уворачиваются от него.
Самокаты можно приравнять к велосипедам ‒ тогда они смогут передвигаться только по правому краю проезжей части. А сейчас это мопед. Это вытекает из определений в п.1.2 ПДД.
Великий и могучий.
Когда мы готовили этот материал, наткнулись в словаре на некоторые синонимы. Квадруплет, лайба, лигерад, маунтинбайк, рикамбент. И еще лисапед, прялка и коза. Наверное, тоже можно добавить в Правила дорожного движения. Как некие средства передвижения.
Константин Ботнарь, Александр Удалов
25 марта 2020 года.