Найти тему

ИЗОБРЕТАЕМ САМОКАТ

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

Весна пришла.

Вы заметили? Уже солнышко пригревает. А на дорогах повстречали? Кого? Вопрос. Как называются транспортные средства, на которых передвигаются граждане? Самокаты?

Современный словарь русского языка определяет самокат как «устройство в виде деревянной планки на колесиках-роликах с приделанной к ней ручкой наподобие велосипедного руля, на которой катались дети». Планки на колесиках усовершенствовались, обзавелись электродвигателями, фарами и вспомогательными устройствами. Появились новые названия ‒ сегвей, ховерборд, моноколесо. И скорость они способны развивать теперь вполне приличную ‒ некоторые модели до 80 км/ч ‒ прогресс не стоит на месте.

Image by garageancien.wordpress.com
Image by garageancien.wordpress.com

Но термины такие в наших Правилах дорожного движения отсутствуют. В других странах, где подобные устройства появились тоже относительно недавно, в последнее время стараются определиться с этими транспортными средствами и вводят для них ограничения, порой довольно жесткие. Поправки в законодательство вносятся в Германии, Испании, Франции, Италии и даже далекой Бразилии. В большинстве случаев электросамокатам разрешают двигаться по проезжей части дорог, но со скоростями, не превышающими 25 км/ч (в Германии 20 км/ч), и категорически запрещают движение по тротуарам. Для более мощных устройств необходимо получение водительского удостоверения. Причем для любых самокатов и им подобных ‒ обязательно наличие мотошлема и световозвращающих устройств.

Гора родила…

В России в прошлом году на общественное обсуждение был вынесен проект Постановления Правительства Российской Федерации об очередном внесении изменений в Правила дорожного движения. Предложены интересные новации, одна из которых ‒ не считать самокаты и им подобные транспортными средствами. Как рассказывал в интервью радиостанции «Коммерсантъ FM» начальник Научного центра дорожного движения МВД РФ Дмитрий Митрошин: «Электросамокаты, моноколеса, гироскутеры отнесены к категории средств индивидуальной мобильности. Подчеркиваю, это не транспортные средства, это некие средства передвижения.»

Image by José Manuel de Laá from pixabay.com
Image by José Manuel de Laá from pixabay.com

«Некие средства передвижения». Предложено именовать их «средствами индивидуальной мобильности» (СИМ). Один вопрос. Зачем? Зачем бесконечно добавлять какие-то новые термины и понятия, если уже существующих вполне достаточно? Это как придумать новое колесо ‒ более круглое, чем существующее.

Dura lex, sed lex.

Достаточно заглянуть в Правила дорожного движения Российской Федерации, чтобы обнаружить: если у самоката нет двигателя (никакого) ‒ это велосипед; если есть ‒ это мопед; если мощность двигателя более 4 кВт и (или) максимальная скорость более 50 км/ч ‒ это мотоцикл. Все.

«Суров закон, но закон». В действующей редакции ПДД водитель мопеда обязан иметь водительское удостоверение категории М и передвигаться в мотошлеме, что вполне оправданно.

Image by Alexas Fotos from pixabay.com
Image by Alexas Fotos from pixabay.com

Есть надежда, что такой водитель хотя бы знает Правила и постарается их соблюдать. И главное, мопед не должен ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам! Но новоявленным «СИМ» предложено это разрешить на скоростях до 20 км/ч. Только представьте ‒ нетрезвый дядечка весом 80 кг сшибает ребенка на тротуаре на скорости всего(!) 20 км/ч.

Почему нетрезвый? Потому что запрет без наказания действовать не будет, а наказания нет ‒ ни штрафа, ни лишения прав. Ведь, чтобы отобрать водительское ‒ надо сначала его выдать.

Image from garageancien.wordpress.com
Image from garageancien.wordpress.com

Поправки же концептуально выводят управляющих самокатами (как обычными, так и электрическими) за рамки понятия «водитель», де-факто приравнивая их к пешеходам. И в этом заключается самая большая глупость. Это попытка поменять приоритеты на дороге, попытка сломать всю систему движения, установленную Правилами. Последствия неизбежны. Печальные.

Если и возникают сложности, так с транспортными средствами, у которых всего одно колесо (или, как написано в проекте постановления, «СИМ, имеющие гироскопическую стабилизацию»). Возможно, им действительно не стоит разрешать двигаться по проезжей части. Но при движении по тротуару скорость ограничить километров до десяти максимум, это и так в два раза превышает скорость обычной ходьбы.

Image from feeldesian.com
Image from feeldesian.com

В итоге.

Мы считаем недопустимым движение самокатов, особенно электрических, там, где ходят пешеходы.

Если самокат с двигателем является мопедом, то на него распространяются все требования ПДД, относящиеся к ним. У водителя мопеда должно быть водительское удостоверение, он должен быть в застегнутом мотошлеме, а в темное время ‒ в одежде со световозвращающими элементами, на транспортном средстве должна гореть фара.

А если самокатом управляет не водитель, а непонятно кто ‒ получается пешеход? ‒ тогда он не должен выезжать на проезжую часть, и на тротуарах пускай другие пешеходы уворачиваются от него.

Image by genie0546 from pixabay.com
Image by genie0546 from pixabay.com

Самокаты можно приравнять к велосипедам ‒ тогда они смогут передвигаться только по правому краю проезжей части. А сейчас это мопед. Это вытекает из определений в п.1.2 ПДД.

Великий и могучий.

Когда мы готовили этот материал, наткнулись в словаре на некоторые синонимы. Квадруплет, лайба, лигерад, маунтинбайк, рикамбент. И еще лисапед, прялка и коза. Наверное, тоже можно добавить в Правила дорожного движения. Как некие средства передвижения.

Image from elliptigo.co.uk
Image from elliptigo.co.uk

Константин Ботнарь, Александр Удалов

25 марта 2020 года.