Православный женский монастырь, расположенный в селе Дивеево Нижегородской области, издревле почитался Поместными православными церквями как четвёртый «земной Удел Пресвятой Богородицы». Паломничество в Дивеево обязательно должен был совершить хоть раз в жизни каждый христианин. Не менее почитаемой была Троице-Сергиева Лавра. Вела к ней из Москвы Троицкая дорога. Сначала к святыням Ростова и Суздаля, потом – Владимира и Переяславля Залесского, а затем – к стенам обители. И простой люд, и государи предпринимали частые путешествия в лавру, чтобы попросить помощи преподобного Сергия. За это люди называли дорогу Святой, а еще – Царским богомольем. В 70-х годах 17-го столетия Троицкая дорога стала главной в Новой Мещанской слободе и получила название 1-й Мещанской улицы (теперь это проспект Мира). И вот в ноябре 1909 года участок земли под номером 22 на улице 1-й Мещанской приобрел московский купец Федор Васильевич Долгинцев и сразу же пожертвовал его в собственность Серафимо-Дивеевскому монастырю.
Федор Васильевич был купцом второй гильдии, потомственным почетным гражданином Москвы и входил в совет директоров «Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий» вместе с главными владельцами мануфактуры – Варварой Алексеевной Морозовой и ее сыновьями. Как и многие состоятельные люди того времени, Долгинцев старался «богатеть в Бога». Например, многие годы он покровительствовал московскому Обществу призрения, воспитания и обучения слепых детей. Осенью 1910 года по дороге в Дивеево от гриппа скончалась супруга Федора Васильевича. После этого он рассчитался со всеми московскими делами, продал свои паи в Товариществе Тверской мануфактуры и переехал на жительство в Серафимо-Дивеевский монастырь, куда в следующем году поступила и его дочь София. А на московском участке, ставшем после дарения патриаршим подворьем Дивеевской обители, на его деньги архитектор Петр Харко построил часовню преподобного Серафима Саровского. Надо сказать, что Преображенский собор в Дивеево тоже был построен в основном на средства Долгинцева. В 1916 году строительство собора закончилось, и в том же году он скончался. Но успел принять монашеский постриг и похоронен был у алтаря Троицкого собора в Дивееве.
Часовню Дивеевского подворья в Москве закрыли в феврале 1923 года. Но подворье ещё жило своей жизнью. После закрытия в 1927 году Серафимо-Дивеевского монастыря сюда стали приезжать сестры, покинувшие обитель. Осенью 1929 года по постановлению Моссовета помещения бывшей часовни приспособили под жилье и мастерские Института слепых. Главки часовни были сбиты. Фасад здания неузнаваемо изменился. В 1930-х годах началась реконструкция 1-й Мещанской улицы. Магистраль, которая вела к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, решили существенно расширить, многие строения были снесены. Жилой дом Серафимо-Дивеевского монастыря и остатки часовни тоже не устояли. Возрождение обителей и возвращение церквей верующим началось в середине 1990-х. 25 июля 2002 года был издан указ Патриарха Алексия II о возрождении в Москве подворья Серафимо-Дивеевского монастыря. Историческое место вернуть не удалось. Осенью 2002 года был выделен земельный участок рядом с бывшим Дивеевским подворьем. Начало новому проекту подворья тогда положил заслуженный архитектор Российской Федерации, академик Александр Иванович Шипков. В 2008 году был заложен первый камень под фундамент храма, посвященного Собору Дивеевских святых. Первую божественную литургию в новом храме провели в 2011 году. Здание подворья гармонично вписалось в современный ритм проспекта Мира. Маковки храма-часовни хорошо видны и со стороны Сухаревской площади, и со стороны церкви святителя Филиппа. И уже кажется, что всегда стояло на этом месте серо-зеленое здание, на фронтоне которого преподобный Серафим на камне молится за весь мир.