Пару недель назад я отправился в поход с одним из своих детей в государственный парк. Чтобы добраться туда, мы выбрали живописный маршрут — избегали крупных дорог и двигались по сельским шоссе через фермы и очаровательные маленькие городки. Поездка была одной из лучших частей путешествия — мы увидели красивые части нашего штата, которые никогда раньше не видели (оказалось, что снаружи машины комаров было гораздо больше, чем внутри).
Одна часть поездки открыла перед нами неожиданно красивый пейзаж, который был столь же прекрасен, как и фермы, мимо которых мы проезжали. Как только мы привыкли к видающимся перед нами полям сои и кукурузы, украшенными амбарами и силосами, мы оказались в будущем. Поля, покрытые солнечными панелями, простирались до самого горизонта.
Через несколько минут солнечные панели исчезли так же внезапно, как и появились. Я заметил, что конец солнечных панелей пришелся почти на границу округа. Когда я позже проверил, мои подозрения подтвердились. Мы пересекли границу между одним из округов нашего штата, который разрешает коммерческое развитие солнечной энергии, и одним из тех, который ограничивает его.
Во многих сельских районах страны компании, занимающиеся солнечной энергией, переходят от фермы к ферме, пытаясь арендовать поля для солнечных панелей. Они предлагают очень хорошие условия — фермеры могут зарабатывать гораздо больше денег, сдавая свои поля в аренду для производства электроэнергии, чем выращивая продукты (можно даже выращивать некоторые тенеустойчивые культуры среди панелей, чтобы дополнительно увеличить доход).
Фермеры могут сдавать свои земли в аренду солнечным компаниям, помогать делать мир зеленее, отдыхать и получать деньги. Что может быть лучше?
Оказывается, довольно много.
Сейчас в США разгораются ожесточенные политические споры по поводу крупных солнечных и ветроэнергетических установок. Эти споры обычно происходят на уровне округов или даже муниципалитетов, поэтому они не привлекают большого национального внимания, но их совокупное влияние значительно. Около 15% округов в Америке запретили или сильно ограничили строительство новых ветро- и солнечных установок. В некоторых местах ограничения на новые установки возобновляемой энергии более жесткие, чем на бурение нефтяных и газовых скважин. Многие округа, запрещающие строительство новых солнечных и ветровых установок, обладают наилучшим потенциалом для производства электроэнергии.
Почему кто-то может быть против этих проектов? Некоторых соседей оскорбляет эстетика солнечных ферм, они считают их некрасивыми и индустриальными. Это не то, что они ожидают увидеть в сельской местности. Существует мнение, что сельские районы каким-то образом эксплуатируются в интересах городских районов, которые будут потреблять электроэнергию. Другие жалуются, что солнечные фермы представляют собой пустую трату плодородных земель. Но это не полностью инициатива снизу — противодействие также разжигается анонимно финансируемыми группами с нейтральными названиями, которые делают сомнительные заявления и, кажется, имеют связи с нефтегазовой отраслью. Многие из этих групп распространяют дезинформацию о том, что солнечные панели и ветряные турбины вредны для здоровья людей и окружающей среды.
С другой стороны находятся фермеры, которые хотят делать то, что они всегда делали: использовать свою землю для превращения солнечного света в деньги — единственное отличие заключается в том, что теперь они производят электроэнергию, а не кукурузу. Многие удивляются, узнав, что можно обрабатывать свою землю токсичными пестицидами, но нельзя производить чистую энергию.
Этот спор о солнечных фермах и ветряных турбинах демонстрирует решающую роль, которую будет играть использование земли в определении нашего климатического будущего.
Один интересный аспект этих битв — это идея о том, что установка солнечных ферм в сельских районах является расточительным или неэффективным использованием земли — что хорошие сельскохозяйственные земли тратятся впустую под кучей солнечных панелей. Это убеждение основано на представлении, что мы в Соединенных Штатах в настоящее время разумно используем нашу землю — но это не так. У нас много земли в США; возможно, из-за этого изобилия мы преступно неэффективно используем эту землю.
Если бы мы установили достаточное количество солнечных панелей, чтобы обеспечить всю страну углеродно-нейтральной энергией, нам бы понадобилась площадь примерно в 10 000 квадратных миль — примерно размером с озеро Эри. Это звучит как много земли!
Но мы используем гораздо большие площади земли для гораздо менее практичных целей. Возьмем, к примеру, землю, которую мы тратим на выращивание кукурузы для производства этанола. Чтобы производить всего 5% энергии Америки в виде этанола, мы выращиваем кукурузу на 51,5 миллионах акров — примерно 80 000 квадратных миль. Так что если бы мы перевели всего одну восьмую часть земли, которую используем для выращивания кукурузы, которую даже не едим, мы могли бы обеспечить энергией всю страну.
Джон Карсон из Trajectory Energy выразился так в недавнем разговоре с Биллом МакКиббеном:
«Если вы вырастите акр кукурузы, это даст 900 галлонов этанола, что позволит проехать около 25 000 миль на пикапе Ford F-150,» — говорит Карсон. «Что, в общем-то, неплохо. Но если мы установим солнечные панели на том же акре, они будут производить достаточно электроэнергии каждый год, чтобы мой [электрический Ford F-150] Lightning проехал 550 000 миль.»
МакКиббен объясняет:
Другими словами, фотогальваническая панель почти невероятно эффективна — в 20 раз более эффективна, чем солнечный коллектор, который мы называем кукурузным растением. Если бы это было не так, то мы были бы в еще более глубокой беде на перегревающемся мире. Но это так, что делает это нашим лучшим надеждой на борьбу с климатическим кризисом… Это фермерство солнца и производство огромного потока электронов.
Дело не только в кукурузе. У нас много земли, которую мы используем для очень тривиальных целей. Вы знали, что покрытие всех существующих полей для гольфа солнечными панелями позволило бы нам обеспечить одну треть энергии для всей страны? Или что замена фермерств по выращиванию рождественских елок на солнечные панели обеспечила бы половину наших потребностей в энергии?
На самом деле, любое из следующих изменений освободило бы 10 000 квадратных миль, необходимых для обеспечения страны солнечной энергией:
Преобразование ранчо нескольких миллиардеров в энергетические объекты, а не в редко используемые курортные собственности; Перевод одной шестой части земель, отведенных под самую выращиваемую культуру в Америке — газонную траву — на производство энергии; Преобразование чуть более половины земель, которые федеральное правительство сдает в аренду нефтегазовым компаниям, в солнечные фермы; Покрытие 5% необитаемой территории в пустыне Грейт-Бейсин солнечными панелями; Замена 10% земель, на которых мы выращиваем кукурузу для производства кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы, на солнечные фермы; или Перепрофилирование около одного процента (!) земель, которые мы используем для разведения коров. Теперь все это чисто теоретически. Фактическое количество земли, необходимой для производства солнечной энергии, может увеличиться или уменьшиться в зависимости от развития эффективности солнечных панелей или погодных условий в определенной области. И размещение множества солнечных панелей в пустыне Невады не принесет много пользы, если у нас не будет инфраструктуры для передачи производимой там энергии в места, где люди действительно живут.
Но это показывает, насколько обширна эта страна, насколько неэффективно мы используем некоторые наши текущие земельные практики и насколько легко мы могли бы разместить инфраструктуру для возобновляемой энергии, если бы захотели.
Может показаться, что солнечные и ветроэнергетические фермы вторгаются в «нормальное» или «естественное» использование земли. Объекты возобновляемой энергии новы, и люди обычно противятся новым вещам. Они изменят ландшафт в некоторых местах и сделают некоторые виды менее живописными.
Но имеет ли смысл для страны с 2 миллиардами парковочных мест и 115 000 торговых центров говорить, что солнечные фермы — это то, что испортит наш ландшафт?
У нас много земли. Мы используем много ее для глупых целей. Если мы можем найти землю для игры в гольф, выращивания рождественских елок и подслащивания Lucky Charms, уж наверняка мы можем найти способ производить энергию, которая поможет избежать глобальной катастрофы.