- Ты говоришь о том, чтобы сделать её больше. Нужно сделать больше.
8 октября в далёком для слишком многих 2004 году выходит в прокат фильм "Primer" (надмозг. перевод - Детонатор, а правильно - Руководство) за авторством математика и начинающего режиссера Шейна Кэррута. Оставаясь малоизвестным для широкой аудитории, он стал чем-то совершенно иконическим для более узкой ниши, а именно любителей настоящей фантастики, того её сорта, что играет концепциями и идеями, а не галимыми спецэффектами.
Завязка сюжета такова, два инженера-стартапера Аарон (Шейн Кэррут) и Эйб (Дэвид Салливан) решают позаниматься пет-проектом, который случайно оказывается машиной для инверсий времени из "Довода". Естественно, они тут же находят своему открытию практическое приложение, совершенно не подозревая, в какой клубок timey wimey они себя закручивают...
Впервые я узнал об этом фильме лет десять назад и пересматривал раз семь, так и не сумев понять целиком, что там происходит. Но темпоральная головоломка это всё же не то, что делает его столь замечательным. Как мне представляется, машина времени и (спойлер!) мультивселенная были использованы правильно как сюжетный инструмент, влияющий на действия и развитие главных героев, Аарона и Эйба. Всё это делает его лучшим фильмом про путешествия во времени.
Очень просто что-то ругать, но очень сложно объяснить, почему нечто оказывается настолько хорошим. Что греха таить, именно "Руководство" стало причиной, по которой я решил завести канал на YouTube. В 2021 году вышел первый сезон Локи, бесстыдно повторяющий азимовский Конец Вечности, и я понял, что хочу сказать многое о ней.
Хронофантастика! Эта тема волновала меня с самого начала, еще до того как я, собственно, стал интересоваться физикой и уже там нашел много интересных штук. И здесь всё оказывается двояко, есть достаточно много сказанного про путешествия во времени самими физиками, и есть просто куча всего сказанного фантастами, и эти множества лишь приблизительно пересекаются. Вот мне и хотелось подойти к этому системно, обратившись к фантастическому, но как физик. В результате, вы уже знаете, появилось видео по сидеральной инженерии с одной стороны, но параллельно собиралось много всего по хронофантастике. И я мечтал начать всё с "Primer".
Отпраздновать 20-летие выпуском эссе было бы особенно уместно, но практически нереально с моим зулиновским темпом работы. Поэтому я вынужден ограничиться этим скромным восхвалением фильма и декларацией намерения однажды всё-таки довести работу до конца.
Вам же я предлагаю самостоятельно попробовать раскусить секрет сего фильма этим ненастным осенним вечером!