Щелчок, похожий на затвор автомата Калашникова, выпускаемого здесь же,где и производился герой моей сегодняшней публикации, словно переносит меня ровно на десять лет назад, в уже далёкий 2014 год,когда я на получение водительских прав купил себе свою первую машину - ИЖ 2126 "Ода", она же ранее "Орбита".
В тот теплый мартовский вечер снова мышечной памятью моментально освоился в достаточно знакомом для себя интерьере - левый локоть расположился на подлокотнике двери, правая рука на ручке довольно высокого рычага КПП, а ноги на удачно расположенном педальном узле, если не считать "капкана" для правой ноги,образованного педалью тормоза и кожухом центрального тоннеля, который здесь был уже заменён на деталь от "Волги" ГАЗ 3110. Надо сказать, достаточно удобно , да и пластик не в пример лучше ижевского.
Конечно,обзорность относительно варианта с кузовом хетчбэк в фургоне намного хуже - вид в правом окне здорово ограничен проёмом двери, а если рядом ещё и пассажир - вообще беда. Поэтому езда практически вслепую, впрочем как ездят большинство владельцев подобных фургонов. Недостаток мест для размещения мелочевки на фоне достаточно широкой и эргономически удобной кабины сильно портят впечатление - сумку с вещами и документами впору класть на пол, а покупки из продуктового магазина - складывать в грузовой отсек.
Поворотом ключа оживляю карбюраторный 1,7-литровый двигатель УЗАМ-3317, все 85 сил которого готовы мгновенно сорвать машину вперёд, и кабину наполняет характерный тембр уфимского двигателя, идущего корнями к двигателю "Москвич -412", разработанному ещё в середине 1960х.
На хетчбеке же у меня был двигатель ваз 2106, поэтому было интересно сравнить,как ведут себя оба двигателя в реальной эксплуатации.
Отмечу, что "уфимец" имеет бОльшую полку по крутящему моменту и раскрывается наиболее полно после 3500 об/мин, а вазовский может спокойно ехать и на 2000 оборотов, при этом сильно не напрягаясь и не страдая топливным и воздушным голодом.
Достаточно четкий ход рычага КПП с первого раза включает нужную первую передачу, и отпустив весьма лёгкую педаль сцепления , я направляю "ИЖ" от двора дома на улицу.
Процесс маневрирования здорово облегчает установленная на подрамнике рулевая рейка с достаточно хорошим и прогнозируемым усилием и реактивным действием. И даже общее уставшее состояние автомобиля не лишает его тех повадок ,которые в него заложили его создатели ещё на этапе проектирования. Единственное, что омрачает- ожидаешь чуть более прозрачные реакции на торможение машины педалью тормоза, но это все лечится путем замены тормозных дисков на более выносливые детали.
Заднеприводный фургон на стойках "макферсон " спереди и рессорной задней подвеске неплохо стоит на дороге, и ведёт себя вполне предсказуемо. Хороший угол поворота передних колес позволяет легко маневрировать в условиях города, а удачно подобранные передаточные числа в трансмиссии позволяют уверенно держаться в современном потоке даже в это время.
Ездовой комфорт
В салоне автомобиль с кузовом "фургон" практически не отличается от своего пятидверного собрата - если, конечно, дело не дошло до выезда на перекресток с поворотами по 90 градусов - в таком случае узкий дверной проем и стойка кабины сильно снижают обзорность по сторонам, а если рядом еще и пассажир - вообще беда.
Удобные сиденья, в меру жесткие и с высокими подголовниками не дают почувствовать усталость в течение долгого времени. В моей личной шкале отечественных сидений я бы поставил им 8 баллов из 10.
Багажный отсек - здесь очевидное лидерство, конечно же за фургоном. Оснащенный съемным кунгом, он способен в такой конфигурации спокойно принять на борт мотоблок в собранном виде, либо бетономешалку, пару стиральных машин или холодильник с запасом места по бокам. А если снять верх кузова - возможности машины по грузоперевозкам ограничивает лишь здравый смысл.
В хетчбеке багажник прекрасно трансформируется путем складывания заднего сиденья, спинку которого можно сложить пополам, если перевозить длинномеры, и нужно разместить третьего пассажира в салоне, а можно сложить обе половины и тогда багажник увеличивается в 3 раза, правда вместимость ограничена высоким бортиком панели задка
Историческая справка
Семейство "Орбита/Ода" начали разрабатывать на Ижевском автозаводе ещё с середины 1970-х,но в отличие от ВАЗ, АЗЛК и ЗАЗ остались верны классической компоновке. Новая модель в итоге встала на конвейер лишь в 1990 году, под закат СССР. Серийное производство продолжалось до 2005 года, впоследствии на мощностях Иж-Авто собирали ваз 2104 и 2107 а также Киа Спектра.