Найти тему
Дорогой Кинозритель!

О ЧЁМ НОСТАЛЬГИРУЕТ АВТОР "ЗВЁЗДНЫХ ВОЙН"? АМЕРИКАНСКИЕ ГРАФФИТИ

На его «звёздной» саге и сюжетах о приключениях Индианы Джонса выросло уже не одно поколение зрителей — как в Америке так и во всём мире. Режиссёр Джордж Лукас — автор с невероятным воображением, прославленный мастер научной и приключенческой фантастики. Но несмотря на это, запустил его карьеру совсем не фантастический фильм «Американские граффити» 1973 года — одна из лучших ностальгических винтажных комедий.

Фильм, который стал хитом, имел бешеные сборы, пять номинаций на Оскар, а также вызвал целую моду на винтаж и огромную волну подражаний. С уверенностью можно сказать, что и "Очень Странных Дел", и "Под кайфом и в смятении" Линклейтера и всех остальных ретро-фильмов не было бы без успеха Американских Граффити. В этом году фильму исполняется 51 год - а смотрится он всё так же актуально и свежо. Ведь юность была у всех - а в ней и первая любовь, и первая попойка, и выпускной, и страх перед взрослой жизнью. Так давайте же узнаем, каким получился реалистический фильм от мастера научной фантастики?

О названии. Читал в статье Александра Нохрина о том, почему "граффити". Он определил это так: в 60-х граффити не было, в 70-х они только входили в моду как разновидность стрит-арта. Авторы использовали модное словечко, намекающее нам, что сам фильм - это уличные зарисовки американского городка.

-2

Немного о сюжете. Все события фильма разворачиваются в рамках одной выпускной ночи, в провинциальном городке Модесто, штат Калифорния. Главные герои, школьные друзья и выпускники весело проводят последнюю ночь каникул, перед тем как надолго расстаться с родными местами и уехать учиться кто куда. Последняя ночь детства должна стать незабываемой. Кто-то первый раз в жизни клеит девчонку. Кто-то устраивает опасную гонку, кто-то тяжело переживает расставание с первой любовью, а кто-то веселится на всю катушку, хулиганит и скрывается от полиции. А на пороге уже ждёт взрослая жизнь, которая, к сожалению, не у всех сложится хорошо - впереди тяжелые времена экономического кризиса, убийство Кеннеди, призыв на войну во Въетнаме.

-3

КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ?

История создания картины начинается в 1971 году. Френсис Форд Коппола, большой друг и коллега Лукаса, привлёк внимание второго к творчеству Феллини и предложил снять что-то реалистичное. И Лукас, к тому моменту дебютировавший научно-фантастическим фильмом «THX – 1138», прислушался к советам старшего товарища. Ведь дебют Лукаса о компьютерах, захвативших власть над людьми, мало кому показался интересным и провалился в прокате.
Необходим был проект о простых и понятных ценностях, который мог бы дать начинающему режиссёру возможность заработать денег и продемонстрировать то, что он умеет снимать не только компьютеры.

-4

Лукас вдохновлялся фильмом Феллини "Маменькины Сынки" о пятерых друзьях, которые веселятся в своём родном провинциальном городке и не желают взрослеть. Режиссёр вместе со сценаристами написал сценарий в похожем ключе, взяв за основу воспоминания и переживания своей юности. Так возник замысел фильма.

-5

Но давать деньги под это никто не хотел. Тем не менее, Лукасу удалось организовать встречу с одним продюсером, которому понравился дебютный фильм режиссёра. Первые деньги были получены. А когда в 1972 году, на волне успеха фильма «Крёстный отец», Коппола неплохо так обогатился, он также с радостью помог своему товарищу деньгами, и Лукас приступил к созданию фильма. Имя Копполы сыграло большую роль как в привлечении съёмочной группы и массовки на проект, так и в дальнейшем продвижении фильма.

Джордж Лукас и Френсис Форд Коппола
Джордж Лукас и Френсис Форд Коппола

К слову, бюджет был совсем небольшой, всего 775 тысяч долларов (а собрал фильм 55 миллионов), актёров набрали почти неизвестных, крупные студии к этому скромному фильму относились скептически - в общем, ничто не предвещало огромного успеха. Кстати, о неизвестных актёрах. Засветился в фильме и Харрисон Форд, никому неизвестный, подрабатывавший тогда плотником. Причём, благодаря своей профессии, Форду удалось убедить Лукаса поднять ему гонорар за съёмки, ведь, как плотник, актёр получал больше.

-7

Съёмки, по признанию режиссёра, проходили очень тяжело. Для начала нужно было найти винтажный городок, созвать по объявлению около 300 местных владельцев ретро-авто и оплатить им появление в кадре - или хотя бы накормить. Для съёмок фильма режиссёру было выделено 28 смен, причём все - ночные, с 21 часа до 5 утра. Ведь события фильма происходят одной ночью. Начались отставания от графика. Актёры напивались не только в кадре, но и за кадром. Не обошлось и без происшествий - помощника оператора сбила машина. А затем местные жители, недовольные ночными съёмками и гонками на улицах города, пожаловались властям - и место съёмок пришлось менять. В общем, Джордж Лукас конкретно намучился.

-8

Затем, когда материал был отснят и смонтирован, продюсеры раскритиковали фильм и решили его сократить. Лукас был в ярости, он лишился права на монтаж. К счастью, вырезано было лишь 4 минуты фильма. Продюсеры решились устроить предпремьерные показы - и обнаружили длинные очереди. Наконец стало понятно, что фильм состоялся - и это хит. Благодаря этому проекту Лукасу удалось не только зарекомендовать себя как разнопланового и талантливого автора, но и надолго обеспечить себя деньгами - и приступить к созданию "Звёздных Войн", первый фильм саги выйдет в прокат уже спустя 4 года, в 1977-ом.


ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ФИЛЬМА

Возможно, главный герой фильма «Американские Граффити» это атмосфера? Режиссёр потрясающе воссоздаёт начало шестидесятых — с добрым юмором, искренностью и щемящими нотками ностальгии. И любой зритель, далёкий от Америки 60-х всё равно прочувствует это время и проникнется настроением.

-9

Потому что в первую очередь - это фильм о прощании с детством. Но с местным колоритом: здесь и гонки на хот-родах(это такие модифицированные народными умельцами гоночные машины), и неоновые огни закусочных драйв-ин с красотками-официантками на роликовых коньках, и шикарные машины, и конечно - нескончаемый поток хитов рок-н-ролла (The Platters, Buddy Holly и прочие Bill Hayley "Rock Around The Clock") а ещё голос легендарного радиоведущего 60-х Вулфмена Джека.

-10

Это мир беспечной юности режиссёра: музыка, машины, неудачи с девчонками в колледже, вечера, проведённые в тусовках у кафешек драйв-ин и конечно же безумное увлечение гонками на хот-родах которое, к сожалению, закончилось страшной аварией, чуть не стоившей 18-тилетнему Лукасу жизни.

-11


Героев в фильме много, основных - четверо, и каждый из них несёт в себе то или иное юношеское стремление Лукаса.

Один из героев, Терри, типичный ботан, одолжил у друга крутую машину и знакомится с симпатичной девушкой, приглашает её покататься - и, к его шоку, она соглашается! Герой очень хочет показать себя крутым: он, потея и теряясь, пытается купить пива в магазине - и это одна из самых смешных сцен фильма. Герой покупает целый пакет всевозможных продуктов и предметов, но так и не покупает пива. Девчонка, конечно, раскусила неопытность ботаника, но это не помешало свиданию мечты.

-12

А у другого героя Стива своя драма - он встречается со своей любовью на протяжении всех школьных лет, но вот школа кончилась - и отношениям тоже скоро придёт конец. Стив переживает первую серьёзную ссору, он не хочет отпускать девочку учиться в колледж. Хотя все мы понимаем, что она уедет, он, возможно, он тоже, и жизнь раскидает их по разным сторонам, но в душе навсегда останется память о школьной любви.

-13
-14

Третий персонаж, по имени Кёрт, тоже собирается поступать в колледж, но сомневается, зачем ему покидать родную глушь - ведь это его дом. Зачем ему второй дом где-то еще, если есть первый? А тем более, если ты встретил на улице загадочную блондинку - возможно, это знак судьбы? В попытке узнать, кто она такая, Кёрт едет на радиостанцию к легендарному радиоведущему Вулфмену Джеку, чтобы передать послание блондинке в прямом эфире. Как знать, вдруг она откликнется?

-15

А есть Джон, хулиган, уличный автогонщик, бездельник. Он самый взрослый, но при этом упорно цепляющийся за беспечное детство. Самый трагичный герой. Вряд ли он куда-то поступит, и уж точно никуда не уедет. Но ему всё сложнее прятаться от взрослой жизни. Ребёнок-переросток, с крутым прикидом, за рулём своей крутой тачки, первый парень на деревне - но его сверстницы-девчонки уже разъехались по колледжам и повыходили замуж.

-16

Он пытается приударить за красоткой, но в итоге красотка уезжает, оставляя ему на присмотр свою мелкую 13-тилетнюю сестру, с которой Джон вынужден проводить вечер, что символично: они друг друга стоят.

-17

В эту ночь без всяких преувеличений определяется судьба героев. И это не может не цеплять нас, зрителей. История заставляет погрузиться в атмосферу выпускного, прощания с детством и качаться на волнах памяти и тех юношеских ощущений и стремлений.

Режиссёр погружает нас в свои самые светлые воспоминания, и в этом как раз главный секрет фильма. Такой искренней интонации не было и не будет в последующих фильмах режиссёра, даже в самых известных. Фильм можно по праву назвать лучшим среди работ автора. «Американские Граффити», по моему мнению, стоит гораздо выше всей «звёздной саги», которая задала тенденцию развития туповатых блокбастеров с кучей спецэффектов но без сопереживания героям.

ПРОЩАНИЕ С ЭПОХОЙ НЕВИННОСТИ

Так кто же всё-таки главный герой фильма? На мой взгляд, не ностальгическая атмосфера и не лирический герой автора в лице четверых подростков.

Главный герой фильма - это сама Америка начала шестидесятых.

Беспечная, безоблачная Америка — война во Въетнаме ещё не началась, Кеннеди жив и здоров, общественные потрясения, кислотные хиппи, секты и убийства, эпоха протестов - всё это ещё далеко. «А где ты был в 62-ом?» - гласит слоган фильма, призывая вернуться к тем безоблачным временам, к юности, с которой очень скоро всему поколению Лукаса пришлось попрощаться. В фильме еле слышен этот отдалённый гром будущего.

-18

"Американские Граффити" - не просто ностальгия по утраченному детству в городке Модесто, это ещё и горькая ирония режиссёра: мечты послевоенного поколения о безоблачном будущем разбились о суровую реальность, которую даже представить было сложно ещё 10 лет назад.

"Посмотрите, какими мы были",- как бы говорит режиссёр. И в следующих своих фильмах приглашает своих соотечественников свалить в "далёкую-далёкую галактику" от всего этого хаоса реальности. В этом читается сдвиг эпох в кинематографе - не только американском, но и мировом. Эпоха новых надежд разрушена, но "Новая Надежда" проявилась в эскапизме научной фантастики и блокбастерах.

-19

Возможно, Лукас, как человек, не принимал реальный мир - ему явно было гораздо уютнее сидеть в рабочем кабинете, проектировать макеты звездолётов, которые он впоследствии показал в своей «звёздной саге». Постепенно, он вообще ушёл из режиссуры, и вот уже пятый десяток лет занимается продюсированием фильмов, написанием сюжетов и консультацией, отдыхая на своём ранчо.

-20

Складывается ощущение, что и как режиссёр, Джордж Лукас покинул свой маленький родной городок Модесто, да и всю реальную Америку именно в 1962-ом, запечатлев её такой, какой она была в его юности - а ведь это близко многим его соотечественникам - это отражение драмы целого поколения американцев. Автор оставил о том времени рисунки на улицах, нарисовал "Американские Граффити". И каждый из нас может посмотреть или пересмотреть этот фильм и вложить свои воспоминания, ведь прощание с детством - оно для всех.

Спасибо, что дочитали! И, конечно, жду всех в комментариях, делиться мнением о фильме!

-21