На его «звёздной» саге и сюжетах о приключениях Индианы Джонса выросло уже не одно поколение зрителей — как в Америке так и во всём мире. Режиссёр Джордж Лукас — автор с невероятным воображением, прославленный мастер научной и приключенческой фантастики. Но несмотря на это, запустил его карьеру совсем не фантастический фильм «Американские граффити» 1973 года — одна из лучших ностальгических винтажных комедий.
Фильм, который стал хитом, имел бешеные сборы, пять номинаций на Оскар, а также вызвал целую моду на винтаж и огромную волну подражаний. С уверенностью можно сказать, что и "Очень Странных Дел", и "Под кайфом и в смятении" Линклейтера и всех остальных ретро-фильмов не было бы без успеха Американских Граффити. В этом году фильму исполняется 51 год - а смотрится он всё так же актуально и свежо. Ведь юность была у всех - а в ней и первая любовь, и первая попойка, и выпускной, и страх перед взрослой жизнью. Так давайте же узнаем, каким получился реалистический фильм от мастера научной фантастики?
О названии. Читал в статье Александра Нохрина о том, почему "граффити". Он определил это так: в 60-х граффити не было, в 70-х они только входили в моду как разновидность стрит-арта. Авторы использовали модное словечко, намекающее нам, что сам фильм - это уличные зарисовки американского городка.
Немного о сюжете. Все события фильма разворачиваются в рамках одной выпускной ночи, в провинциальном городке Модесто, штат Калифорния. Главные герои, школьные друзья и выпускники весело проводят последнюю ночь каникул, перед тем как надолго расстаться с родными местами и уехать учиться кто куда. Последняя ночь детства должна стать незабываемой. Кто-то первый раз в жизни клеит девчонку. Кто-то устраивает опасную гонку, кто-то тяжело переживает расставание с первой любовью, а кто-то веселится на всю катушку, хулиганит и скрывается от полиции. А на пороге уже ждёт взрослая жизнь, которая, к сожалению, не у всех сложится хорошо - впереди тяжелые времена экономического кризиса, убийство Кеннеди, призыв на войну во Въетнаме.
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ?
История создания картины начинается в 1971 году. Френсис Форд Коппола, большой друг и коллега Лукаса, привлёк внимание второго к творчеству Феллини и предложил снять что-то реалистичное. И Лукас, к тому моменту дебютировавший научно-фантастическим фильмом «THX – 1138», прислушался к советам старшего товарища. Ведь дебют Лукаса о компьютерах, захвативших власть над людьми, мало кому показался интересным и провалился в прокате.
Необходим был проект о простых и понятных ценностях, который мог бы дать начинающему режиссёру возможность заработать денег и продемонстрировать то, что он умеет снимать не только компьютеры.
Лукас вдохновлялся фильмом Феллини "Маменькины Сынки" о пятерых друзьях, которые веселятся в своём родном провинциальном городке и не желают взрослеть. Режиссёр вместе со сценаристами написал сценарий в похожем ключе, взяв за основу воспоминания и переживания своей юности. Так возник замысел фильма.
Но давать деньги под это никто не хотел. Тем не менее, Лукасу удалось организовать встречу с одним продюсером, которому понравился дебютный фильм режиссёра. Первые деньги были получены. А когда в 1972 году, на волне успеха фильма «Крёстный отец», Коппола неплохо так обогатился, он также с радостью помог своему товарищу деньгами, и Лукас приступил к созданию фильма. Имя Копполы сыграло большую роль как в привлечении съёмочной группы и массовки на проект, так и в дальнейшем продвижении фильма.
К слову, бюджет был совсем небольшой, всего 775 тысяч долларов (а собрал фильм 55 миллионов), актёров набрали почти неизвестных, крупные студии к этому скромному фильму относились скептически - в общем, ничто не предвещало огромного успеха. Кстати, о неизвестных актёрах. Засветился в фильме и Харрисон Форд, никому неизвестный, подрабатывавший тогда плотником. Причём, благодаря своей профессии, Форду удалось убедить Лукаса поднять ему гонорар за съёмки, ведь, как плотник, актёр получал больше.
Съёмки, по признанию режиссёра, проходили очень тяжело. Для начала нужно было найти винтажный городок, созвать по объявлению около 300 местных владельцев ретро-авто и оплатить им появление в кадре - или хотя бы накормить. Для съёмок фильма режиссёру было выделено 28 смен, причём все - ночные, с 21 часа до 5 утра. Ведь события фильма происходят одной ночью. Начались отставания от графика. Актёры напивались не только в кадре, но и за кадром. Не обошлось и без происшествий - помощника оператора сбила машина. А затем местные жители, недовольные ночными съёмками и гонками на улицах города, пожаловались властям - и место съёмок пришлось менять. В общем, Джордж Лукас конкретно намучился.
Затем, когда материал был отснят и смонтирован, продюсеры раскритиковали фильм и решили его сократить. Лукас был в ярости, он лишился права на монтаж. К счастью, вырезано было лишь 4 минуты фильма. Продюсеры решились устроить предпремьерные показы - и обнаружили длинные очереди. Наконец стало понятно, что фильм состоялся - и это хит. Благодаря этому проекту Лукасу удалось не только зарекомендовать себя как разнопланового и талантливого автора, но и надолго обеспечить себя деньгами - и приступить к созданию "Звёздных Войн", первый фильм саги выйдет в прокат уже спустя 4 года, в 1977-ом.
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ФИЛЬМА
Возможно, главный герой фильма «Американские Граффити» это атмосфера? Режиссёр потрясающе воссоздаёт начало шестидесятых — с добрым юмором, искренностью и щемящими нотками ностальгии. И любой зритель, далёкий от Америки 60-х всё равно прочувствует это время и проникнется настроением.
Потому что в первую очередь - это фильм о прощании с детством. Но с местным колоритом: здесь и гонки на хот-родах(это такие модифицированные народными умельцами гоночные машины), и неоновые огни закусочных драйв-ин с красотками-официантками на роликовых коньках, и шикарные машины, и конечно - нескончаемый поток хитов рок-н-ролла (The Platters, Buddy Holly и прочие Bill Hayley "Rock Around The Clock") а ещё голос легендарного радиоведущего 60-х Вулфмена Джека.
Это мир беспечной юности режиссёра: музыка, машины, неудачи с девчонками в колледже, вечера, проведённые в тусовках у кафешек драйв-ин и конечно же безумное увлечение гонками на хот-родах которое, к сожалению, закончилось страшной аварией, чуть не стоившей 18-тилетнему Лукасу жизни.
Героев в фильме много, основных - четверо, и каждый из них несёт в себе то или иное юношеское стремление Лукаса.
Один из героев, Терри, типичный ботан, одолжил у друга крутую машину и знакомится с симпатичной девушкой, приглашает её покататься - и, к его шоку, она соглашается! Герой очень хочет показать себя крутым: он, потея и теряясь, пытается купить пива в магазине - и это одна из самых смешных сцен фильма. Герой покупает целый пакет всевозможных продуктов и предметов, но так и не покупает пива. Девчонка, конечно, раскусила неопытность ботаника, но это не помешало свиданию мечты.
А у другого героя Стива своя драма - он встречается со своей любовью на протяжении всех школьных лет, но вот школа кончилась - и отношениям тоже скоро придёт конец. Стив переживает первую серьёзную ссору, он не хочет отпускать девочку учиться в колледж. Хотя все мы понимаем, что она уедет, он, возможно, он тоже, и жизнь раскидает их по разным сторонам, но в душе навсегда останется память о школьной любви.
Третий персонаж, по имени Кёрт, тоже собирается поступать в колледж, но сомневается, зачем ему покидать родную глушь - ведь это его дом. Зачем ему второй дом где-то еще, если есть первый? А тем более, если ты встретил на улице загадочную блондинку - возможно, это знак судьбы? В попытке узнать, кто она такая, Кёрт едет на радиостанцию к легендарному радиоведущему Вулфмену Джеку, чтобы передать послание блондинке в прямом эфире. Как знать, вдруг она откликнется?
А есть Джон, хулиган, уличный автогонщик, бездельник. Он самый взрослый, но при этом упорно цепляющийся за беспечное детство. Самый трагичный герой. Вряд ли он куда-то поступит, и уж точно никуда не уедет. Но ему всё сложнее прятаться от взрослой жизни. Ребёнок-переросток, с крутым прикидом, за рулём своей крутой тачки, первый парень на деревне - но его сверстницы-девчонки уже разъехались по колледжам и повыходили замуж.
Он пытается приударить за красоткой, но в итоге красотка уезжает, оставляя ему на присмотр свою мелкую 13-тилетнюю сестру, с которой Джон вынужден проводить вечер, что символично: они друг друга стоят.
В эту ночь без всяких преувеличений определяется судьба героев. И это не может не цеплять нас, зрителей. История заставляет погрузиться в атмосферу выпускного, прощания с детством и качаться на волнах памяти и тех юношеских ощущений и стремлений.
Режиссёр погружает нас в свои самые светлые воспоминания, и в этом как раз главный секрет фильма. Такой искренней интонации не было и не будет в последующих фильмах режиссёра, даже в самых известных. Фильм можно по праву назвать лучшим среди работ автора. «Американские Граффити», по моему мнению, стоит гораздо выше всей «звёздной саги», которая задала тенденцию развития туповатых блокбастеров с кучей спецэффектов но без сопереживания героям.
ПРОЩАНИЕ С ЭПОХОЙ НЕВИННОСТИ
Так кто же всё-таки главный герой фильма? На мой взгляд, не ностальгическая атмосфера и не лирический герой автора в лице четверых подростков.
Главный герой фильма - это сама Америка начала шестидесятых.
Беспечная, безоблачная Америка — война во Въетнаме ещё не началась, Кеннеди жив и здоров, общественные потрясения, кислотные хиппи, секты и убийства, эпоха протестов - всё это ещё далеко. «А где ты был в 62-ом?» - гласит слоган фильма, призывая вернуться к тем безоблачным временам, к юности, с которой очень скоро всему поколению Лукаса пришлось попрощаться. В фильме еле слышен этот отдалённый гром будущего.
"Американские Граффити" - не просто ностальгия по утраченному детству в городке Модесто, это ещё и горькая ирония режиссёра: мечты послевоенного поколения о безоблачном будущем разбились о суровую реальность, которую даже представить было сложно ещё 10 лет назад.
"Посмотрите, какими мы были",- как бы говорит режиссёр. И в следующих своих фильмах приглашает своих соотечественников свалить в "далёкую-далёкую галактику" от всего этого хаоса реальности. В этом читается сдвиг эпох в кинематографе - не только американском, но и мировом. Эпоха новых надежд разрушена, но "Новая Надежда" проявилась в эскапизме научной фантастики и блокбастерах.
Возможно, Лукас, как человек, не принимал реальный мир - ему явно было гораздо уютнее сидеть в рабочем кабинете, проектировать макеты звездолётов, которые он впоследствии показал в своей «звёздной саге». Постепенно, он вообще ушёл из режиссуры, и вот уже пятый десяток лет занимается продюсированием фильмов, написанием сюжетов и консультацией, отдыхая на своём ранчо.
Складывается ощущение, что и как режиссёр, Джордж Лукас покинул свой маленький родной городок Модесто, да и всю реальную Америку именно в 1962-ом, запечатлев её такой, какой она была в его юности - а ведь это близко многим его соотечественникам - это отражение драмы целого поколения американцев. Автор оставил о том времени рисунки на улицах, нарисовал "Американские Граффити". И каждый из нас может посмотреть или пересмотреть этот фильм и вложить свои воспоминания, ведь прощание с детством - оно для всех.
Спасибо, что дочитали! И, конечно, жду всех в комментариях, делиться мнением о фильме!