Уважаемые друзья-подписчики, давайте вместе с Вами поговорим о том, КАК трудно быть миссионером, особенно в таком непростом городе как Царицын.
На территории современной Волгоградской епархии уже в XVIII-XIX веках миссионерская работа была одним из важных направлений деятельности православного духовенства.
До революции миссионерская работа Русской Православной Церкви велась штатными миссионерами — священниками и мирянами. Среди них были уездные миссионеры (они вели миссионерскую работу в пределах конкретного уезда) и епархиальные (они несли Слово Божие в пределах всей епархии). Чаще всего это были, конечно, священнослужители, но немало среди миссионеров было и мирян. Кроме этого была достаточно действенная система подготовки добровольных миссионеров, которые также работали по благословению епархиальной власти.
Царицынские священники-миссионеры обратились к баптистам с предложением принять участие в религиозных спорах о вере.
Баптисты на это предложение ответили рядом условий, при соблюдении которых они только и считают возможным для себя участие в миссионерских беседах.
Как свидетельствует переписка епископа Иакова с Синодом, в южной части епархии – Царицынском и Камышинском уездах миссионерская деятельность тоже велась, но по большей части обычными местными священниками, не имевшими статуса миссионеров. Так, в июне 1834 года преосвященный отправил в Синод «репорт» о том, что священнику Дубовского посада Максиму Волковскому, который был командирован в с. Соломатино Камышинского уезда для «увещания молокан», удалось обратить в «православную Грекороссийскую веру, посредством крещения» проживавшего здесь «лжеучителя малаканов» однодворца Сидора Андреева.
Я никогда не бывал в Царицыне на таких собеседованиях и не знаю, какой характер они носили.
Но нельзя не изумляться, что «сектантам» пришлось ставить такие условия.
Что бы вы сказали, например, если бы письмом в редакцию одна из спорящих сторон заявила: непременным условием наших споров считаем, чтобы нам разрешалось дышать.
Я думаю, всякий сказал бы, что такое условие нелепо: разве может человек не дышать? «Право» дышать само собой подразумевается.
Но баптисты делают заявление совершенно аналогичное, они говорят:
1) Разрешите нам перед началом беседы помолиться по нашей вере.
2) Разрешите на беседе не только слушать, но и говорить на равных правах с православными миссионерами.
На религиозной миссионерской беседе право помолиться перед началом и право говорить во время самой «беседы» — столь же само собой подразумевающееся, как и право дышать.
Как, в самом деле, можно «спорить о вере» и в то же время молчать и только слушать?
Но несомненно: раз баптисты вынуждены говорить о таких «условиях», значит, раньше они не соблюдались.
Очевидно, раньше царицынские миссионеры, созывавшие сектантов на собеседования, обращались к ним с мудрым советом:
— Беседуйте — но молчите!
Дело «миссии» всюду поставлено из рук вон плохо. Но до «молчания» ещё не додумывались нигде. Замечательно, что такие «молчаливые» беседы происходят в самый разгар, в самый расцвет миссионерского дела в Царицыне. По обилию миссионеров и циркуляров, предписывающих священникам неукоснительно заниматься миссионерствованием, Саратовская епархия занимает первое место.
И вдруг баптисты просят:
— Позвольте нам говорить. А молча беседовать мы с вами не желаем!
Да, успех «миссии» поразительный.
Очень интересно, согласятся царицынские миссионеры на эти условия или так и останутся при своём мнении, что сектанты беседовать должны молча.
Синодом было решено «определить на первый раз двух миссионеров из представленных» — священников г. Саратова и г. Вольска, а основные их усилия направить на обращение старообрядцев, в основном проживавших в северной части губернии. Участие в миссионерском служении принимали учащиеся саратовских духовной семинарии и духовных училищ.
Пока поставлю многоточие...
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!
Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед
#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#