По полутёмной комнате медленно расходятся жаркие клубы испарений. Ловкие человеческие руки колдуют над изготовлением лекарственных снадобий, но за отдельную плату здесь можно заказать препарат не для жизни, но для смерти. Картина «Лаборатория» написана британским художником Джоном Кольером в 1895-м году.
Сюжет навеян мастеру одноименным стихотворением Роберта Браунинга. В свою очередь поэт вдохновлялся реальной историей, произошедшей во второй половине XVII века. Некая маркиза де Бринвилье «прославилась» тем, что отравила отца и братьев.
Аналогичным способом она хотела отправить на тот свет и мужа, но была схвачена, судима и казнена. В литературном произведении отравительница предстаёт в романтическом ореоле и желает поквитаться не с супругом, а с его любовницей.
На холсте изображён момент передачи зелья. Заветная бутылочка с ядом ещё у алхимика, но скоро она перейдёт во владение мстительной женщины. Гордая аристократка, только что снявшая тёмную маску, скрывающую лицо, дорого платит за услугу. Взамен за неправедный труд мужчина получил от щедрой посетительницы россыпь жемчугов. Горка украшений лежит на каменной столешнице, и ухмыляющийся человек уже протянул к ней хищные пальцы.
Композиция вызвала недовольство чопорных современников. Живописца упрекали за выбор аморальной темы, но хвалили за мастерство воплощения. Особенно отмечалась талантливая работа со светом.
Сегодня полотно хранится в частной
коллекции.